СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Физика на 5"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по физике для 8 класса для занятий со слабоуспевающими ребятами. Также можно использовать для работы с увлеченными физикой ребятами, меняя лишь уровень задач.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Физика на 5"»

Муниципальное образование – городской округ

(учредитель)

города Рязани Рязанской области

(город)

МБОУ «Школа No58 имени Героя Российской Федерации, гвардии

капитана Орлова Сергея Николаевича»

(полное наименование образовательной организации)



«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

30.08.2021

Ткачева М.Н.

Протокол №1

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель

директора по УВР

Лобанова Е.Н.

от 30.08 2021г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Школа №58»

Егорова Е.А.

от 31.08.2021









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Физика на 5»
8 Б класс

Количество часов: 34

Учитель : Шаброва М.А.






Программа разработана на основе программы Прибылова А. Н. (Рабочая программа спецкурса по физике «Физика в задачах и экспериментах» Выпуск 3. Физика.-Ульяновск, 2015г.)



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Физика в 5» составлена на основе Программы: Прибылова А. Н. Рабочая программа спецкурса по физике «Физика в задачах и экспериментах» Выпуск 3. Физика.-Ульяновск, 2015г., в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными ФГОС ООО.

Цели курса:

 создание условий для социализации личности;

 формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической и экологической культуры;

 развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

 формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности

 содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на повышение интереса к изучению физики, развитие познавательных и творческих способностей учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, подготовке к ОГЭ.

Задачи курса:

  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

  • участие в проектной деятельности;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Место курса в учебном плане: курс внеурочной деятельности «Физика на 5» рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 8-х классов.

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест.


Дифференциация данной программы предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт и позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки, обучиться методам и приёмам решения задач повышенной сложности.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

В условиях реализации этой образовательной программы широко используются методы учебного, аналитического, проблемного решения задач. Специфическая форма организации занятий позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования. Её отличительными особенностями являются:

  • Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

  • В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  • Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Формы и методы организации проведения занятий: программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа.

Виды и формы контроля: устный индивидуальный, фронтальный опрос , письменный опрос, физический диктант, тест, решение задач, лабораторная работа, лабораторный опыт, наблюдение, самоконтроль.

В качестве ведущей методики при реализации программы рекомендуется использование проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение физических задач;

- оформление физических газет;

- участие в физических олимпиадах;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с физикой;

- выполнение проекта, творческих работ;

- самостоятельная работа; работа в парах, в группах


2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате освоения курса «Физика на 5» сформируются
метапредметные результаты:


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научится:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;

Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


3.Содержание курса внеурочной деятельности

1.Тепловые явления (10 ч.)


Физические величины. Измерение физических величин. Точность и
погрешность их измерений. Измерение температуры. Термометры Тепловое

равновесие. Температура. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Удельная теплоемкость Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. КПД устройств.

Демонстрации:
1. Расширение тел при нагревании.
2. Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
3. Термометры разных видов.
4. Теплопроводность разных тел.
Экспериментальные задачи:
1. Измерение температуры
2. Теплопередача
3. Количество теплоты. Теплота сгорания топлива

2.Физика атмосферы (3ч.)


Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.

Демонстрации:
1. Строение атмосферы.
2. Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
3. Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.
Экспериментальные задачи:
1. Определение точки росы.
2. Наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.


3.Электродинамика (10 ч)

Электризация тел. Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Работа и мощность электрического тока.

Демонстрации:
1. Электролиз раствора медного купороса.
2. Дуговой разряд.
3. Модель молниеотвода.
Экспериментальные задачи:
1. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
2. Расчёт сопротивления человеческого тела.
3. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.
4. Измерение КПД кипятильника
5. Определение ёмкости конденсатора


4.Электромагнитные явления (4 ч)


Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле.
Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.

Демонстрации:
1. Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
2. Переменный ток на экране осциллографа.
3. Явление электромагнитной индукции.
Экспериментальные задачи:
1. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
2. Определение КПД электродвигателя.


5.Практикум по решению задач (6 ч)


Индивидуальная самостоятельная работа по решению задач. Выбор проекта. Защита проекта.


6.Итоговое занятие (1ч)


4.Тематическое планирование


Тема занятия

Количество часов


Тепловые явления

10

1

Вводный инструктаж по ОТ. Физические величины. Измерение физических величин. Погрешность измерений.

1

2

Экспериментальные задачи по теме «Измерение температуры»

1

3

Экспериментальные задачи по теме «Теплопередача»

1

4

Решение качественных задач по теме «Теплопередача »

1

5-6

Решение задач по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества »

2

7

Экспериментальные задачи по теме «Количество теплоты. Теплота сгорания топлива»

1

8

Решение задач по теме «КПД устройства»

1

9

Решение задач по теме «Плавление и отвердевание»

1

10

Решение олимпиадных задач на закон сохранения энергии.

1


Физика атмосферы

3

11

Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.

1

12

Влажность воздуха. Определение точки росы.

1

13

Решение олимпиадных задач на тепловые явления

1


Электродинамика

10

14

Электрические явления.

1

15

Электрический ток в разных средах

1

16

Расчёт сопротивления человеческого тела.

1

17

Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений проводников.

1

18

Решение олимпиадных задач на законы постоянного тока

1

19

Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры

1

20

Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.

1

21

Решение олимпиадных задач на тепловое действие тока

1

22

Измерение КПД кипятильника

1

23

Конденсаторы. Определение ёмкости конденсатора

1


Электромагнитные явления

4

24

Электромагнитные явления. Электроизмерительные приборы

1

25

Определение КПД электродвигателя

1

26

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея

1

27

Опыты по электромагнетизму.

1


Практикум по решению задач

6

28

Решение задач на определение характеристик электрических цепей.

1

29

Решение комбинированных задач.

1

30

Решение экспериментальных задач.

1

31

Выбор тем проекта

1

32-33

Защита проекта «Экспериментальные задачи» , Защита проекта «Комбинированные задачи»

2

34

Итоговое занятие

1


5. Учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Перышкин А.В. Физика 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2015,2016г.

2. Кабардин О. Ф,Физика.:лабораторные работы– М.: Астрель, 2000. 3. Марон А.Е. Физика 7 кл.: Дидактические материалы по физике. – М.:,Дрофа, 2014.

4. Марон А.Е., Марон Е. А., Сборник качественные задачи по физике для 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2006.

5. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1994.

6. Гутник Е.М. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1995.
7. Лукашик В.И.«Сборник школьных олимпиадных задач по физике.Физическая олимпиада», -М ., «Просвещение», 2013

8. .А.В.Хуторской, Л.Н.Хуторская «Увлекательная физика»,-М., «Аркти»,2000

9. В.И.Лукашик,Е.В.Иванова «Сборник задач по физике7-9 классы» (экспериментальные и олимпиадные задачи),-М., «Оникс», «Мир и образование»,2006.

10. Ханнанова Т.А. Физика 8кл.: рабочая тетрадь к учебнику А.В.Перышкина, М: Дрофа,2015

11. Энциклопедический словарь юного физика. – М.: Педагогика, 2011.
Электронные пособия
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия.
2. Физика. Библиотека наглядных пособий под редакцией Н.К. Ханнанова.
3. Мультимедийные приложенияк учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской.
4. Живая физика.
5. Открытая физика 1.1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!