СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Физика: методы решения задач» 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Физика: методы решения задач» разработан в целях обеспечения овладения вычислительными действиями, алгоритмами решения типовых физических задач, применения важнейших законов физики при решении задач.

Цель курса – глубокое изучение основ физики через решение задач технического содержания в соответствии с возрастающими требованиями современного урока, развитие у учащихся умений: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Физика: методы решения задач» 8 класс»






(наименование кафедры)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



«Физика: методы решения задач»



Программа составлена в соответствии





Срок освоения:





















Новосибирск 2019

1. Пояснительная записка

Рабочая программ элективного курса «Физика: методы решения задач» для образования разработана на основе:

нормативных документов

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»).

  1. Основная образовательная программа


Элективный курс «Физика: методы решения задач» разработан в целях обеспечения овладения вычислительными действиями, алгоритмами решения типовых физических задач, применения важнейших законов физики при решении задач.

Цель курса – глубокое изучение основ физики через решение задач технического содержания в соответствии с возрастающими требованиями современного урока, развитие у учащихся умений: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи.


Основные задачи:

- углубление знаний о механических и тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



2. Описание места элективного курса в учебном плане


Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего за учебный год

5 класс


35


6 класс


35


7 класс


35


8 класс

1(в 1 полугодие)

36

16

9 класс


33




Всего за курс

16


3. Планируемые результаты освоения элективного курса


Личностные результаты


Требования ФГОС ООО

к личностным результатам отражают:

Личностные результаты освоения

элективного курса «Физика: методы решения задач» отражают:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Сформированность знаний о научном наследии России в области физики и о вкладе ученых физиков.


2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Имение представлений о научной картине

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

формируется при изучении других предметов

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Сформированность ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения


8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственные вклад в деятельность группы.


9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;


10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

формируется при изучении других предметов

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

формируется при изучении других предметов


Метапредметные результаты


Требования ФГОС ООО

к метапредметным результатам отражают:

Метапредметные результаты освоения

элективного курса «»Физика: методы решения задач» отражают:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по физике.


2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Выдвигать версии решения физических задач, формулировать гипотезы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности по физики.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта или физического исследования давать оценку его результатам.

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Различать изученные физические понятия, процессы и явления, сравнивать физические понятия, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;

Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величин;

Анализировать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические законы и принципы;

Решать задачи, используя физические законы;

Приводить примеры практического использования физических знаний о физических явлениях и физических законах;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.).

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения физических задач.

8) смысловое чтение;

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

Находить в тексте требуемую информацию

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

Использовать полученный опыт

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по физике, проведения физического эксперимента).

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Формулировать и задавать вопросы по теме.

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по физике, физические приборы, компьютер).

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду.


Предметные результаты

В результате изучения элективного курса «Физика: методы решения задач» выпускник научится в 8 классе:

  • основным алгоритмах решения задач, различным методам, приемам решения задач;

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейшие задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,

  • экспериментальным и т.д.;

  • владеть методами самоконтроля и самооценки.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • объяснять роль физических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения;

  • объяснять роль физических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира;

  • владеть методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

  • умениям прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


4. Содержание элективного курса

4.1. «Физика: методы решения задач»


Раздел 1. Тепловые явления. (10ч)

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Архимедова сила. Решение задач. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических тел. испарение и конденсация. Принцип работы тепловых двигателей.


Раздел 2. Электрические и магнитные явления (6ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Напряженность электрического поля.

Проводники в электрическом поле. Электроскоп. Постоянный электрический ток



5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Календарно-тематическое планирование

8 класс

п/п

Тема.

Количество часов





Тепловые явления (10 ч.)


1.

Понятие плотности, расчет массы тела.

1

2.

Давление твердых тел. Давление в газах и жидкостях

1

3.

Давление газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда.

1

4.

Решение задач. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

1

5.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

6.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

7.

Уравнение теплового баланса.

1

8.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

9.

Испарение и конденсация.

1

10.

Принципы работы тепловых двигателей.

1


Электрические и магнитные явления ( 6 ч.)


11.

Электризация тел.

1

12.

Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

1

13.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

1

14.

Напряженность электрического поля

1

15.

Проводники в электрическом поле. Электроскоп

1

16.

Постоянный электрический ток

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!