СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эластичность спроса и предложения

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эластичность спроса и предложения»

Цели урока:

Методическая: Показать возможность применения полученных знаний в жизни.

Образовательная: Изучить понятия: «эластичность», «эластичность спроса по цене», «коэффициент эластичности», «эластичность предложения по цене», рассмотреть факторы, влияющие на эластичность спроса, рассмотреть зависимость эластичности спроса и выручки предпринимателя, научиться строить кривые эластичности спроса и предложения.

Развивающая: Развивать умение логически рассуждать и применять полученные знания на практике.

Воспитательная: Воспитание инициативности, объективности по отношению к себе и уважения к мнению других студентов, внимательности и аккуратности.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие студентов и проверка отсутствующих)

  2. Повторение пройденного материала (фронтальный тест-опрос по теме «Спрос и предложение»)

  3. Изучение нового материала (изучение новых теоретических понятий и решение задач)

  4. Закрепление нового материала и подведение итогов (выставление оценок)

  5. Задание на дом

  6. Окончание урока

Эластичность спроса и предложения

На предыдущих уроках мы познакомились с проблемой спроса и предложения, и узнали, что спрос и предложение зависят от многих факторов, таких как: цена товара, доход покупателя, вкусы и предпочтения, сезонность и т.д. Изменение этих факторов влечёт соответствующее изменение спроса и предложе ния. С этим связано понятие эластичности, что в переводе с греческого (elastos, elastikos) означает гибкий.

Эластичность – степень чувствительности одной экономической величины (спроса и предложения) на изменение другой (цена товара, доход потребителя), т.е. это способность спроса и предложения гибко изменяться под влиянием определяющих факторов.

Так как главным из этих факторов является цена, то мы рассмотрим цено вую эластичность спроса и предложения.

Ценовая эластичность спроса и предложения

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны покупателей (экономических агентов) на ценовые изменения играет понятие эластичности спроса по цене. Прак тическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. Например, если цена на шариковую ручку, реа лизуемую ранее по 10 руб. за штуку поднялась на 20 руб. — это слишком существенное для ручки изменение цены, и оно, несомненно, вызовет значительное изменение величины спроса, а аналогичный рост цен автомобиля «Вольво» (на 20 руб.) прак тически не ощутим для покупателей этой автомашины.

Ценовая эластичность – степень чувствительности спроса (предложения) к изменению цены товара, которая показывает, на сколько процентов изменится величина (объем) спроса (предложения) на товар при изменении его цены на 1%.

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

Ценовая эластичность предложения показывает, как изме нится количество товаров, которые производитель с целью максимизации дохода производит и предлагает к продаже в ответ на изменение цены этих товаров.

Мерой такого изменения чувствительности спроса (предложения) служит коэффициент эластичности. Он определяется как относительное изме нение объема спроса (предложения) к относительному изменению его цены (процентное изменение объема спроса или предложения к процентному изменению цены).

Существует два метода определения эластичности:

  1. дуговая эластичность – приблизительная мера реакции спроса (предложения) на изменение цены. Показатель дуговой эластичности отражает среднюю величину эластичности для определенного отрезка графика спроса (предложения). Показатель дает только приблизи тельное представление о степени реакции со стороны спроса (предложения)  на определенное значение цены. Вычисляется по формулам:

           

где  Q1 и P1 – начальные значения объема спроса (предложения) и цены;

Q2 и P2 – конечные значения объема спроса (предложения) и цены;

 – относительное изменение объема спроса (предложения);

– относительное изменение цены;

  1. точечная эластичность – точная мера реакции спроса (предложения) на изменение цены. Данный показатель применяется к отдельной точке, находящейся на кривой. Расчет эластичности производится путем измерения наклона касательной к кривой спроса (предложения) в определенной точке. Вычисляется по формулам:

                 

где  Q1 и P1 – начальные значения объема спроса (предложения) и цены;

Q2 и P2 – конечные значения объема спроса (предложения) и цены;

 – относительное изменение объема спроса (предложения);

– относительное изменение цены;

Коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение, поскольку спрос и цена изменяются в противоположных направлениях.            

Коэффициент эластичности предложения всегда имеет положительное значение, поскольку предложение и цена изменяются в одинаковых направлениях.

                   

Виды ценовой эластичности:

  1. Эластичный спрос (предложение) – при изменении цены (увеличении или уменьшении) на 1% спрос (предложение) изменяется (уменьшается или увеличивается) более чем на 1%. ,

Данный вид эластичности характерен для предметов рос коши, дорогих предметов по требления и продукции с боль шим количеством заменителей, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно отказаться.  

  1. Единичная эластичность спроса (предложения) – при из менении цены на 1% спрос (предложение) меняется ровно на 1%. ,

Данный вид эластичности характерен для товаров не первой необходимости (пирожные).

  1. Неэластичный спрос (предложение) – при изменении цены (увеличении или уменьшении)  на 1% спрос (предложение) меняется (уменьшается или увеличивается) менее чем на 1%. ; ,  

Данный вид эластичности характерен для товаров первой необходимости с отно сительно низкими ценами (вода, простые продукты питания (хлеб, картофель, ма ргарин), недорогая одежда, жильё, энергоресурсы, расходы на общественный транспорт в большом городе (метро)). Люди не могут обходиться без них, поэтому, подорожание этих товаров и услуг не ведёт к существенному сокращению их потребления.

  1. Абсолютно неэластичный спрос (предложение) – при любом изменении цены спрос (предложение) не меняется, т.е. потребители при обретают фиксированное количество товаров независимо от цены. ,  Графически это может быть представлено в виде вертикальной линии.

Данный вид эластичности характерен для жизненно важных товаров и лекарств: «Инсулин».

  1. Абсолютно эластичный спрос (предложение) – цена продукта не изменяется, а спрос (предложение) либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля. ,  Графически это может быть представлено в виде горизонтальной линии.

Данный вид эластичности характерен для товаров не нужных большому числу потребителей: золотое мусорное ведро.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!