ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «Эластичность спроса и предложения»
Цель: научиться практическим навыкам по расчёту изменения спроса и предложения при изменении цен на продукцию.
Ход работы:
Эластичность спроса – показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар.
Эластичность спроса по цене – показывает, насколько изменится объем спроса при изменении цены на товар.
Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используем два показателя:
Коэффициент эластичности.
Общая выручка продавца.
Коэффициент эластичности спроса по цене (Ed) – показывает относительное изменение объема спроса при относительном изменении цены.
Для расчёта используем формулу:
где Р1 – первоначальная цена на товар,
Р2 – новая цена,
Q1 – первоначальный объём спроса;
Q2 – новый объём спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.
Если коэффициент эластичности
Если 1%, то товары эластичного спроса: объём спроса изменяется в большей степени чем цена.
Если = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объём спроса изменяется так же на 1% как и цена.
Товары с эластичным спросом по цене:
• предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
• товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);
• легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).
Товары с неэластичным спросом по цене:
• предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);
• товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);
• труднозаменяемыс товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).
Факторы эластичности спроса по цене.
Наличие на рынке товаров-субститутов и комплементов. Чем больше у товара близких заменителей, тем выше его эластичность спроса и наоборот. Если какой либо товар является менее значительным комплементом важного товара, то спрос на него обычно не эластичен.
Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. На коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем на длинных интервалах.
Общую выручку продавца TR рассчитываем по формуле:
где Р – цена на товар,
Q – количество товара по этой цене.
Задача № 1.
При повышении цены на молоко с 68,0 до 72,0 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 100 до 98 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.
Решение:
Р1 = 68,0 руб., Р2 = 72,0 руб.
Q1 = 100 л., Q2 = 98 л.
Ed =
= 0,198%
Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на молоко с 68,0 до 72,0 руб. за литр.
Рассчитаем выручку при первоначальной цене 68,0 руб.
TR1 = P1 * Q1
TR1 = 68,0 * 100 = 6800,0 руб.
Рассчитаем выручку продавца по новой цене 72,0 руб.
TR2 = P2 * Q2
TR2 = 72,0 * 98 = 7056,0 руб.
Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.
ΔTR = TR2 – TR1
ΔTR = 7056,0 – 6800,0 = 256,0 руб.
Ответ: Так как на молоко 256,0 руб.
Задача № 2.
При повышении цены на яблоки с 65,0 до 90,0 руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 30 до 18 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки, изменение общей выручки продавца.
Решение:
= 1,55% 1% – объём спроса сократился в большей степени (на 1,55%), чем выросла цена (на 1%), поэтому яблоки – товар эластичного спроса.
Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за кг.
Рассчитаем выручку при первоначальной цене 65,0 руб.
Рассчитаем выручку продавца по новой цене 90,0 руб.
Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.
Ответ: Так как на яблоки 1%, то спрос эластичен, то есть он чутко реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился в большей степени, чем увеличилась цена. Поэтому выручка продавца сократилась на 330,0 руб.
Задача № 3.
При повышении цены на зонты с 500,0 до 1000,0 руб. за 1 зонт в магазине объём спроса на них сократился с 80 до 40 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца.
Решение:
= 1% = 1% – объем спроса сократился в той же степени, как выросла цена (на 1%), поэтому зонт – товар спроса единичной эластичности.
Определим, как изменится выручка продавца.
Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500,0 руб.
Рассчитаем выручку продавца по новой цене 1000,0 руб.
Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.
Ответ: Так как на зонт = 1%, то спрос единичной эластичности, то есть объём спроса, изменяется в той же степени, что и цена. Поэтому выручка продавца не изменилась после изменения цены.
Эластичность предложения – способность предложения или его величины изменяться в результате изменения рыночных цен.
В зависимости от уровня коэффициента эластичности предложения различают следующие типы эластичности.
Если 1, то предложение эластичное, оно чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается, а при увеличении цены объем продаж увеличивается.
Если
Если = 1, то предложение единичной эластичности, изменения предложения и цены происходят в одинаковой пропорции, доход и прибыль производителя остаются прежними.
Коэффициент эластичности предложения по цене (Es) показывает относительное изменение объёма предложения при относительном изменении цены.
Формула расчёта:
Эластичность предложения зависит от многих факторов:
Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения.
Специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным.
Фактора времени.
Цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения.
Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.
Задача № 4.
При повышении цены на йогурты с 15,0 до 25,0 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них увеличился с 100 до 110 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.
Решение:
= 0,19%
Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на йогурт с 15,0 до 25,0 руб. за 1 шт.
Рассчитаем выручку при первоначальной цене 15,0 руб.
Рассчитаем выручку продавца по новой цене 25,0 руб.
Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.
Ответ: Так как на йогурт
Задача № 5.
При понижении цены на рубашки с 500,0 до 450,0 руб. за 1 шт. в магазине объем предложения на них сократился с 70 до 50 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.
Решение:
= 3,17% 1% – объём предложения сократился в большей степени (на 3,17%) чем снизилась цена (на 1%), поэтому рубашки – товар эластичного предложения.
Определим, как изменится выручка продавца при уменьшении цены на рубашки с 500,0 до 450,0 руб. за 1 шт.
Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500,0 руб.
Рассчитаем выручку продавца по новой цене 450,0 руб.
Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.
Ответ: Так как на рубашку 1%, то предложение эластично, то есть оно чутко реагирует на изменение цены. Выручка продавца сократилась значительно – на 12500,0 руб. Производителю не выгодно снижать цены на товары эластичного спроса из-за сокращения выручки.