СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. тема: «эластичность спроса и предложения»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отражён алгоритм рассчёта изменения спроса и предложения на определённый товар, за счёт изменения цены и количества товара

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. тема: «эластичность спроса и предложения»»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


ТЕМА: «Эластичность спроса и предложения»


Цель: научиться практическим навыкам по расчёту изменения спроса и предложения при изменении цен на продукцию.


Ход работы:


Эластичность спроса – показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар.

Эластичность спроса по цене – показывает, насколько изменится объем спроса при изменении цены на товар.

Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используем два показателя:

  1. Коэффициент эластичности.

  2. Общая выручка продавца.

Коэффициент эластичности спроса по цене (Ed) – показывает относительное изменение объема спроса при относительном изменении цены.

Для расчёта используем формулу:

где Р1 – первоначальная цена на товар,

Р2 – новая цена,

Q1 – первоначальный объём спроса;

Q2 – новый объём спроса.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.

  1. Если коэффициент эластичности

  2. Если 1%, то товары эластичного спроса: объём спроса изменяется в большей степени чем цена.

  3. Если = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объём спроса изменяется так же на 1% как и цена.

Товары с эластичным спросом по цене:

• предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);

• товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);

• легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).

Товары с неэластичным спросом по цене:

• предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);

• товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);

• труднозаменяемыс товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

Факторы эластичности спроса по цене.

  1. Наличие на рынке товаров-субститутов и комплементов. Чем больше у товара близких заменителей, тем выше его эластичность спроса и наоборот. Если какой либо товар является менее значительным комплементом важного товара, то спрос на него обычно не эластичен.

  2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. На коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем на длинных интервалах.

  3. Общую выручку продавца TR рассчитываем по формуле:

где Р – цена на товар,

Q – количество товара по этой цене.

Задача № 1.

При повышении цены на молоко с 68,0 до 72,0 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 100 до 98 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.

Решение:

  • Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

Р1 = 68,0 руб., Р2 = 72,0 руб.

Q1 = 100 л., Q2 = 98 л.


Ed =  


= 0,198%

  • Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на молоко с 68,0 до 72,0 руб. за литр.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 68,0 руб.

TR1 = P1 * Q1

TR1 = 68,0 * 100 = 6800,0 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 72,0 руб.

TR2 = P2 * Q2

TR2 = 72,0 * 98 = 7056,0 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

ΔTR = TR2 – TR1

ΔTR = 7056,0 – 6800,0 = 256,0 руб.

Ответ: Так как на молоко 256,0 руб.

Задача № 2.

При повышении цены на яблоки с 65,0 до 90,0 руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 30 до 18 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки, изменение общей выручки продавца.

Решение:

  • Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

= 1,55% 1% – объём спроса сократился в большей степени (на 1,55%), чем выросла цена (на 1%), поэтому яблоки – товар эластичного спроса.

  • Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за кг.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 65,0 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 90,0 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

Ответ: Так как на яблоки 1%, то спрос эластичен, то есть он чутко реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился в большей степени, чем увеличилась цена. Поэтому выручка продавца сократилась на 330,0 руб.

Задача № 3.

При повышении цены на зонты с 500,0 до 1000,0 руб. за 1 зонт в магазине объём спроса на них сократился с 80 до 40 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца.

Решение:

  • Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

= 1% = 1% – объем спроса сократился в той же степени, как выросла цена (на 1%), поэтому зонт – товар спроса единичной эластичности.

  • Определим, как изменится выручка продавца.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500,0 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 1000,0 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

Ответ: Так как на зонт = 1%, то спрос единичной эластичности, то есть объём спроса, изменяется в той же степени, что и цена. Поэтому выручка продавца не изменилась после изменения цены.

Эластичность предложения – способность предложения или его величины изменяться в результате изменения рыночных цен.

В зависимости от уровня коэффициента эластичности предложения различают следующие типы эластичности.

  1. Если 1, то предложение эластичное, оно чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается, а при увеличении цены объем продаж увеличивается.

  2. Если

  3. Если = 1, то предложение единичной эластичности, изменения предложения и цены происходят в одинаковой пропорции, доход и прибыль производителя остаются прежними.

Коэффициент эластичности предложения по цене (Es) показывает относительное изменение объёма предложения при относительном изменении цены.

Формула расчёта:

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

  1. Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения.

  2. Специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным.

  3. Фактора времени.

  4. Цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения.

  5. Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

Задача № 4.

При повышении цены на йогурты с 15,0 до 25,0 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них увеличился с 100 до 110 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение:

  • Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене.

= 0,19%

  • Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на йогурт с 15,0 до 25,0 руб. за 1 шт.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 15,0 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 25,0 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

Ответ: Так как на йогурт

Задача № 5.

При понижении цены на рубашки с 500,0 до 450,0 руб. за 1 шт. в магазине объем предложения на них сократился с 70 до 50 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение:

  • Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене.

= 3,17% 1% – объём предложения сократился в большей степени (на 3,17%) чем снизилась цена (на 1%), поэтому рубашки – товар эластичного предложения.

  • Определим, как изменится выручка продавца при уменьшении цены на рубашки с 500,0 до 450,0 руб. за 1 шт.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500,0 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 450,0 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

Ответ: Так как на рубашку 1%, то предложение эластично, то есть оно чутко реагирует на изменение цены. Выручка продавца сократилась значительно – на 12500,0 руб. Производителю не выгодно снижать цены на товары эластичного спроса из-за сокращения выручки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!