СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная работа «Деятельностный подход на уроках в начальной школе. Разработка контрольно - измерительных материалов в условиях реализации деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 КИМы   для учащихся 2 класса по предмету  “Окружающий мир” разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  в соответствии с примерной основной образовательной про­граммой начального общего образования А.А,Плешакова, Уcтава средней общеобразовательной школы и проводятся с целью выявления природоведческих знаний учащихся, создания оптимальных условий для самосовершенствования и саморазвития, достижения ими социального опыта на уроках окружающего мира.        

     Использование контрольно измерительных материалов на уроках окружающего мира   целесообразно как в течении года, как вариант – в конце изучения определённой темы, или в конце четверти, так и в конце всего учебного года. Скорее всего? ученику начальной школы будет сложно самостоятельно воспользоваться контрольно измерительными материалами, и в этом ему могут помочь учителя, родители и гувернёры. Оценив уровень подготовленности ребёнка по конкретному предмету можно своевременно увеличить часы занятия по этому предмету, или позаниматься с ребёнком в домашних условиях. Это позволит не допустить ситуации, когда о не усвоении материала по предмету обнаруживается в конце года на итоговой контрольной, и изменить оценку уже достаточно сложно. Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения в процессе изучения окружающего мира напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения. 

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная работа «Деятельностный подход на уроках в начальной школе. Разработка контрольно - измерительных материалов в условиях реализации деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе»»

Центр педагогических инноваций им. К.Д Ушинского

«Новое образование»




Экспериментальная работа

ТЕМА

«Деятельностный подход на уроках в начальной школе.

Разработка контрольно - измерительных материалов в условиях реализации деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе»



Автор

Шайдуллина Энже Махмутовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Бугульма Бугульминского муниципального района РТ


Научный руководитель Cафина Р.Н., к.п.н., доц. отд. общ. обр. Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ












Введение

Постановка проблемы

КИМы для учащихся 2 класса по предмету “Окружающий мир” разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной основной образовательной про­граммой начального общего образования А.А,Плешакова, Уcтава средней общеобразовательной школы и проводятся с целью выявления природоведческих знаний учащихся, создания оптимальных условий для самосовершенствования и саморазвития, достижения ими социального опыта на уроках окружающего мира.

Использование контрольно измерительных материалов на уроках окружающего мира   целесообразно как в течении года, как вариант – в конце изучения определённой темы, или в конце четверти, так и в конце всего учебного года. Скорее всего? ученику начальной школы будет сложно самостоятельно воспользоваться контрольно измерительными материалами, и в этом ему могут помочь учителя, родители и гувернёры. Оценив уровень подготовленности ребёнка по конкретному предмету можно своевременно увеличить часы занятия по этому предмету, или позаниматься с ребёнком в домашних условиях. Это позволит не допустить ситуации, когда о не усвоении материала по предмету обнаруживается в конце года на итоговой контрольной, и изменить оценку уже достаточно сложно. Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения в процессе изучения окружающего мира напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения. В чём же состоит сущность дидактического понятия контроля?

Представление о проверке знаний школьников как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала на уроках окружающего мира является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса. В отличие от привычных контрольно-измерительных материалов контрольно-диагностические задания не только призваны фиксировать уровень знаний, умений и навыков, но и нацелены на выявление внутренних проблем и противоречий, то есть уровня и динамики развития личности. Существуют следующие критерии контрольно-диагностических заданий:

-диагностика разных аспектов развития;

-выявление результатов обучения на уроках окружающего мира на основе основных компетенций школьника; -диагностическо-коррекционный способ работы над ошибками.

При составлении контрольно-диагностических заданий важно учитывать ряд дидактических требований:

-задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников ;

-построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности;

-ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и процесс решения, а также содержать отсылки к изученному ранее материалу. Тестовые задания по окружающему я составляются по разноуровневой степени сложности:

Уровень А (основной) — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В (углубленный) — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

УровеньС (высокий) – задания, требующие разносторонних знаний, связанных с основной базовой темой .

·

Цель эксперимента:

Изучить теоретические аспекты объективности оценивания уровня сформированности универсальных учебных умений воспринимать, контролировать и корректировать собственные действия учащимися на уроках окружающего мира; разработать контрольно – измерительные материалы по учебному предмету окружающий мир и подготовить к апробации.


Задачи:

1. Изучение нормативно-правовых документов

2. Анализ научно—методической литературы по теме: “Где мы живем?”

3/ Изучение содержания положения о требованиях к составлению КИМов по окружающему миру.

4.Определние начального и конечного результата уровня сформированности базовых знаний по предмету.

5. Определение критериев выполнения и оценивания КИМов.


Целевая группа исследования: Шайдуллина Энже Махмутовна ,учащиеся 2 класса.


Срок реализации ноябрь 2014г – ноябрь 2016г

Место реализации МБОУ СОШ №1

Этапы реализации 1. Подготовительный (24 ноября -12 декабря 2014 г) Изучение, анализ и отбор научно-методического и теоретического материала по данной проблеме.

2. Основной (2014-2016) (организация самостоятельной деятельности учащихся, реализация программы

3. Заключительный (ноябрь 2016г) Выступление с обобщением опыта по реализации данного проекта


Основное содержание экспериментальной деятельности

План мероприятий по реализации

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Изучение и анализ научно-методической литературы о проблемах развития проектно и исследовательской деятельности учащихся на уроках окружающего


СОШ №1


Ноябрь -декабрь 2014г.


Шайдуллина Э.М.

Изучение содержания положения о КИМах по окружающему миру


СОШ

(ШМО)


13-20 ноября 2014г.


Шайдуллина Э.М.

Ознакомление с критериями достижения и оценки результата и бланками для выполнения заданий для для учащихся и размещение их на сайте школы.


СОШ


13-19.12. 2014г.


Шайдуллина Э.М.

Практические уроки по работе с КИМами.

СОШ

январь-декабрь

2015г.

Шайдуллина Э.М.

Определение тем и руководителей диагностических работ


СОШ


Декабрь 2015

Шайдуллина Э. М.


Организация самостоятельной деятельности учащихся, реализация программы

СОШ

Январь – март

2016 г.


Ишкова С. .М.

Проверка и оценка КИМов учащихся.

СОШ

Май 2016

Шайдуллина Э. М.


Размещение на сайте методических рекомендаций по проблеме составления и оценки КИМов по окружающему миру


СОШ


Июнь 2016

Шайдуллина Э. М.



Ожидаемые результаты реализации исследования:


После завершения работы учащиеся смогут:

1. Самостоятельно работать с источниками литературы по теме: ”Где мы живем?”

2. Понимать значение Родины в жизни каждого гражданина;

3. Чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ, историю;

4. Приводить примера государственных праздников своего региона;

5. Понимать значение единства и дружбы народов России;

6. Планировать последовательность выполняемых операций.

7. Расширить знания об окружающем мире; о человеке его месте в обществе

8. Воспитать в себе позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; духовно-нравственной культуре народов

9. Развить умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи. Учащиеся должны уметь:

– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между человеком и обществом;
– разделять самостоятельную деятельность на этапы по сложности выполняемого задания; 
– самостоятельно организовывать деятельность по решению контрольно-измерительных материалов ;

– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации.


Литература

Основная:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2010.

  3. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч для администрации школ, 2000. - №6. – С.96.

  4. Cтупницкая, М.А.Что такое учебный проект? М. : Первое сентября, 2010

  5. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. Часть 1. Часть 2 Просвещение 2012 г.

  6. Плешаков, А. А. Тесты по окружающему миру с ответами 2 класс 
    Просвещение 2010 г.

  7. Пахомова, Н.Ю. Проектная деятельность. 2 класс. Москва «Русское слово», 2013.

  8. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь в 2-х частях. Просвещение 2012.

  9. Бакунина, М.И. Основы здорового образа жизни. Москва. «Русское слово»-2012.

  10. Каткова, Е.Г. Окружающий мир: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. Москва. :Издательство «Экзамен»,2012.

Дополнительная литература:

    1. Исаева, Т.А., Романова, Н.И. Деревья и кустарники сквера, леса и парка. «Русское слово»-2011.

    2. Исаева, Т.А., Романова, Н.И. Луговые травы. «Русское слово»-2011.

    3. Исаева, Т.А., Романова, Н.И. Травы леса и парка. «Русское слово»-2011.

    4. Романова, Н.И. Животные леса. «Русское слово»-2011.

    5. Романова, Н.И. Животные луга. «Русское слово»-2011.

    6. Галенс Дж., Пир Н. Книга ответов для почемучки. Белгород. 2009

Электронные образовательные ресурсы для учителей начальной школы


http://mon.gov.ru/pro/fgos/

http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
http://nachalka.seminfo.ru/ 
http://katalog.iot.ru/
http://school-collection.edu.ru/ 

http://www.russlav.ru/aktualno/poslovitsy-o-rodine.htm

































Приложение:


Контрольно-измерительный материал в форме теста

Класс: 2

УМК: Школа России

Предмет: Окружающий мир

Раздел: «Где мы живем?»

Уровень: базовый


Цель:

- формировать ценностные гражданские ориентиры в результате изучении темы : «Где мы живем?».


Планируемые результаты:

- понимать значение Родины в жизни каждого гражданина;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- называть 2-3 примера государственных праздников своего региона;

- понимать значение единства и дружбы народов России;

Умения:

- знать название нашей родной страны и ее столицы; региона, где живут

учащиеся; родного города (села);

- классифицировать государственную символику России;

- знать государственные праздники ;

- определять место человека в мире;



ТЕСТ


А1. В какой стране ты живёшь?

□ Франция □ Япония

□ Россия □ Белоруссия

А2. Столица нашей страны:

□ Казань □ Бугульма

□ Санкт-Петербург □ Москва


А3. В какой строке перечислены символы России?

□ гимн, граница, флаг

□ герб, флаг, гимн

□ национальность, язык, гимн

□ граница, русский язык


А4. Укажи пословицу о Родине:

□ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

□ Всякому мила своя сторона.

□ Век живи, век учись.


В1. Какого цвета полосы нет на флаге России?

□ красного

□ синего

□ зелёного


В2. Раскрась флаг нашей страны:







С1. Где проводят праздник Сабантуй?

□ Чувашия

□ Татарстан

□ Мордовия


С2. Почему все народы страны называют братскими? ____________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!