СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ СОШ №1 Бугульминский муниципальный район Республика Татарстан
Учитель начальных классов.
ЭССЕ
Каким должен быть учитель XXI века?
«Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама»
Джованни Руффини
Философы древности утверждали: если в стране плохие портные, ее народ не имеет добротной и красивой одежды, если плохие булочники, люди едят не самый вкусный хлеб, но если у государства плохие учителя, оно нежизнеспособно. И сегодня все начинается с учителя. И уроки, и школа, и ученик, и само общество.
А с кем можно сравнить современного учителя сегодня, в век третьего тысячелетия?!
Помните притчу о свечах?
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
- Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
- Я – ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.
Подул легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
- Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:
- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.
Когда вспоминаю эти строки, сразу представляю на месте четвёртой свечи УЧИТЕЛЯ. Разве не он является наставником для ученика? Почему маленький человек так страстно желает пойти в школу, подружиться со своим первым учителем? Придя в школу, ребёнок полон желания узнать, как устроен мир, и справедливо надеется на поддержку учителя.
Мои дети меня часто спрашивают, как я стала учительницей. Отвечаю, когда пошла в школу, я была поражена своей первой учительницей, Слесаревой Ниной Михайловной, она учила нас всего три года, но была для нас »аленьким цветочком», любила нас, а мы её. Во время каникул мы с девочками собирались в подъезде или ходили друг к другу в гости и играли в школу. И, конечно же, учительницей была я! И вот тогда, во втором классе я решила стать учителем. Сейчас я уже взрослая и самостоятельная женщина, но когда была ребёнком, то в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой самый маленький и незначительный успех, чтобы учитель мне часто улыбался и говорил добрые слова.
Что же сейчас, спустя тридцать лет, может измениться в мечтах детей? Этот вопрос я задала ученице 5-го класса, своей выпускнице 2010 года. Как ни странно, но и эти, сегодняшние, дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает ребятам, так как многие родители вынуждены день и ночь работать на производстве, чтобы прокормить семью. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если современный учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.
Каков он – учитель XXI века? Каким ему быть, работая с маленькими детьми, воспитывая их?
В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети, а если процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери такого воспитания невосполнимы.
Каковы же требования к педагогу ХХ1 века, от чего зависит успех педагогической деятельности? На мой взгляд педагог должен обладать такими качествами:
* любовь к детям;
* любовь к своей профессиональной деятельности;
* широкая эрудиция и педагогическая интуиция;
* высокоразвитый интеллект;
* высокий уровень общей культуры и нравственной;
* профессиональное владение интерактивными методами обучения и воспитания ;
*компьютерная грамотность;
* общительность;
* артистичность;
* веселый нрав;
* хороший вкус.
Вот уже 28 лет я «сердце отдаю детям». За эти годы было много исканий, радостей и огорчений. Приходилось много работать над собой, многому учиться. И сегодня постоянно занимаюсь самосовершенствованием.
Счастливый ли я человек? Да, я счастливый человек, потому что я с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с коллегами – моими единомышленниками, живущими в бешеном ритме жизни, способными творить, станцевать, спеть, заняться спортом, пойти в поход и поехать на экскурсию. А главное давать качественные и разносторонние знания.
Конечно, я счастливый человек, потому что, придя домой, я буду продолжать думать о том, что надо сделать еще и еще. А на ум приходят озорные, отчаянные стихи Марины Цветаевой:
Всегда хочу с душой цыгана
Идти под песни на разбой
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед сквозь тень
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем каждый день!
высшее