СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика как подсистема общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономика как подсистема общества»


    1. Экономика как подсистема общества


  1. Выполните задание:

При перепечатке материалов одного сообщения секретарша поменяла местами некоторые виды экономической деятельности. Внимательно рассмотрите таблицу и исправьте ошибки, допущенные при наборе материала.


Виды экономической деятельности

Производство

  • Изготовление мебели

  • Медицинские услуги

  • Продажа квартир

  • Сбор налогов

  • Передача права пользования земельным участком

Распределение

  • Составление бюджета

  • Товарообмен между предприятиями

  • Обед в ресторане

  • Покупка продовольственных товаров

Обмен

  • Получение пенсии

  • Розничная торговля

  • Изготовление витрин

  • Использование в быту отопления

Потребление

  • Индивидуальный пошив одежды

  • Выплата пособий на детей

  • Посещение бассейна

  • Приобретение медикаментов


  1. Каковы основные тенденции экономической сферы общества? Приведите пример.


  1. Проиллюстрируйте примером тезис о том, что позитивные экономические перемены стали, прежде всего, следствием научно-технической революции и реального превращения науки в непосредственную производительную силу.



  1. В 2002 и 2012 гг. в стране Z учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В стране Z около 15% доходов бюджета расходуются на образование и здравоохранение.

  2. В стране Z есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.

  3. Правительству страны Z следует ослабить ответственность за неуплату налогов.

  4. Можно сказать, что граждане страны Z стали более ответственно относиться к вопросу об уплате налогов.

  5. В результате реформ в стране Z установилось правовое государство.










































    1. Экономика и уровень жизни


  1. Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?


  1. Рассмотрите статистические данные

Доля отдельных стран в мировом итоге ВВП (в %)

США

23

Франция

3

Китай

10

Россия

3

Япония

7

Италия

3

Германия

5

Бразилия

3

Индия

4

Испания

2

Великобритания

3

Мексика

2

Определите место России в мировой экономике. Сравните её по уровню экономического развития с разными группами стран (развивающиеся, развитые). Назовите факторы, влияющие на этот показатель.


  1. Напишите, что означают следующие термины: "уровень жизни", "прожиточный минимум", "черта бедности", "потребительская корзина", "минимальная заработная плата".

  2. Какие показатели уровня жизни россиян претерпели изменения в результате воздействия экономического мирового кризиса?

  3. Какие меры предприняло российское правительство за последние годы для снижения уровня бедности в стране?

  4. В стране Z с 2000 г. проводятся экономические реформы, направленные на пере-ход от командной экономики к рынку. В 2010 г. в стране было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как отразились экономические реформы на вашем уровне жизни?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокоммен-тированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономические реформы в стране Z потерпели неудачу.

2) Правительству страны Z следует проводить социально ориентированную политику.

3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.

4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях перехода к рынку.

5) Правительству страны Z следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.


  1. Объясните смысл прочитанного и приведите пример в доказательство данного высказывания: «Богатство-вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние – вещь - необходимая для счастья». (Н.Г. Чернышевский, русский писатель, мыслитель)



    1. Экономика и социальная структура общества


  1. Какие изменения произошли в социальной структуре реформируемого российского общества?

  2. Что представляет собой средний класс в современной России и каковы его перспективы?

  3. Прочитайте документ на стр.14 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.

  4. Напишите 3 вывода по данной теме.

  5. Используя обществоведческие знания и представленные ниже слова и словосочетания, составь рассказ из 7-9 предложений, раскрывающих тему «Экономика»:



Слова, словосочетания:

Экономика, потребности, ресурсы, блага, типы экономических систем, рынок, имущественные отношения, конкуренция, факторы производства, специализация, предпринимательство. Государственный бюджет, налоги, инфляция, безработица, международная торговля.





    1. Экономика и политика


  1. Какие функции и задачи выполняет государство в условиях рыночной экономики?

  2. По какому варианту, на ваш взгляд, государство воздействует на экономику современной России?

  3. Напишите 3 ключевых вывода по данной теме.

  4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы



Как развивалось государственное вмешательство в экономику

В 50−70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран. В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов.

В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой».

Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.


  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  2. Какие цели преследовала макроэкономическая политика в указанный период? Назовите две цели.

  3. Назовите две характерные черты «социально ориентированной экономики».

  4. Какими способами создавался государственный сектор экономики? Назовите два способа. Подкрепите каждый из них примером.

  5. Как характеризуют роль государства в экономике приведенные данные? Что, по мнению автора, повлияло на изменение роли государства в этот период? Приведите положение текста, подтверждающее этот вывод.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!