Экономика как подсистема общества
Выполните задание:
При перепечатке материалов одного сообщения секретарша поменяла местами некоторые виды экономической деятельности. Внимательно рассмотрите таблицу и исправьте ошибки, допущенные при наборе материала.
Виды экономической деятельности | Производство |
Распределение Составление бюджета Товарообмен между предприятиями Обед в ресторане Покупка продовольственных товаров |
Обмен |
Потребление Индивидуальный пошив одежды Выплата пособий на детей Посещение бассейна Приобретение медикаментов |
Каковы основные тенденции экономической сферы общества? Приведите пример.
Проиллюстрируйте примером тезис о том, что позитивные экономические перемены стали, прежде всего, следствием научно-технической революции и реального превращения науки в непосредственную производительную силу.
В 2002 и 2012 гг. в стране Z учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
В стране Z около 15% доходов бюджета расходуются на образование и здравоохранение.
В стране Z есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.
Правительству страны Z следует ослабить ответственность за неуплату налогов.
Можно сказать, что граждане страны Z стали более ответственно относиться к вопросу об уплате налогов.
В результате реформ в стране Z установилось правовое государство.
Экономика и уровень жизни
Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?
Рассмотрите статистические данные
Доля отдельных стран в мировом итоге ВВП (в %)
США | 23 | Франция | 3 |
Китай | 10 | Россия | 3 |
Япония | 7 | Италия | 3 |
Германия | 5 | Бразилия | 3 |
Индия | 4 | Испания | 2 |
Великобритания | 3 | Мексика | 2 |
Определите место России в мировой экономике. Сравните её по уровню экономического развития с разными группами стран (развивающиеся, развитые). Назовите факторы, влияющие на этот показатель.
Напишите, что означают следующие термины: "уровень жизни", "прожиточный минимум", "черта бедности", "потребительская корзина", "минимальная заработная плата".
Какие показатели уровня жизни россиян претерпели изменения в результате воздействия экономического мирового кризиса?
Какие меры предприняло российское правительство за последние годы для снижения уровня бедности в стране?
В стране Z с 2000 г. проводятся экономические реформы, направленные на пере-ход от командной экономики к рынку. В 2010 г. в стране было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как отразились экономические реформы на вашем уровне жизни?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокоммен-тированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономические реформы в стране Z потерпели неудачу.
2) Правительству страны Z следует проводить социально ориентированную политику.
3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.
4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях перехода к рынку.
5) Правительству страны Z следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.
Объясните смысл прочитанного и приведите пример в доказательство данного высказывания: «Богатство-вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние – вещь - необходимая для счастья». (Н.Г. Чернышевский, русский писатель, мыслитель)
Экономика и социальная структура общества
Какие изменения произошли в социальной структуре реформируемого российского общества?
Что представляет собой средний класс в современной России и каковы его перспективы?
Прочитайте документ на стр.14 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.
Напишите 3 вывода по данной теме.
Используя обществоведческие знания и представленные ниже слова и словосочетания, составь рассказ из 7-9 предложений, раскрывающих тему «Экономика»:
Слова, словосочетания:
Экономика, потребности, ресурсы, блага, типы экономических систем, рынок, имущественные отношения, конкуренция, факторы производства, специализация, предпринимательство. Государственный бюджет, налоги, инфляция, безработица, международная торговля.
Экономика и политика
Какие функции и задачи выполняет государство в условиях рыночной экономики?
По какому варианту, на ваш взгляд, государство воздействует на экономику современной России?
Напишите 3 ключевых вывода по данной теме.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Как развивалось государственное вмешательство в экономику
В 50−70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран. В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов.
В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой».
Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какие цели преследовала макроэкономическая политика в указанный период? Назовите две цели.
Назовите две характерные черты «социально ориентированной экономики».
Какими способами создавался государственный сектор экономики? Назовите два способа. Подкрепите каждый из них примером.
Как характеризуют роль государства в экономике приведенные данные? Что, по мнению автора, повлияло на изменение роли государства в этот период? Приведите положение текста, подтверждающее этот вывод.