СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                   Урок №9                            Россия, 9-В (09.02.)

Тема: Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.

Цели:

  • усвоение причин, сущности и итогов нэпа;
  • развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формулировать выводы по итогам нэпа;
  • формирование навыков работы с текстом учебника, документами; развитие навыков грамотной устной речи;
  • воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.

План урока.

  1. Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны.
  2. Курс на новую экономическую политику:

а) нэп в области сельского хозяйства;

б) преобразования в области промышленности и финансов.

в) изменения в области управления народным хозяйством

  1. Социально-экономические итоги нэпа.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. ПРОВЕРКА Д\З

Работа с картой

  1. Покажите территорию советской России
  2. Каким цветом изображены движения белогвардейцев и интервентов на карте? Покажите их.
  3. Назовите и покажите на карте армии белогвардейцев и их главнокомандующих (вооруженные силы юга – Деникин, армия Врангеля, армия Юдевича, армии Колчака, части чехословацкого корпуса)
  4. Назовите и покажите на карте армии интервентов (интервенты Антанты, германские войска, польские войска, австро-германские войска, турецкие, германские и английские интервенты, английские войска и белогвардейцы, басмачи)
  5. Каким цветом изображены направления Красной армии? Покажите их на карте.
  6. Покажите на карте движения направления Красной Армии против войск:
  • Колчака
  • Деникина и Юдевича
  • Врангеля
  • Против Польши
  • На севере, в Средней Азии, на Кавказе
  • На Дальнем Востоке
  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Беседа по вопросам

  1. Что такое Гражданская война?
  2. Почему война началась в России?
  3. Назовите участников войны?
  4. Кто одержал победу?
  5. К  чему сводилась политика военного коммунизма? (введение продразверстки, национализация  крупной, средней и мелкой промышленности, запрещена аренда земли, применение наемного труда, запрещена частная торговля, произошла натурализация зарплаты, вследствие обесценивания денег, введена всеобщая трудовая повинность.)
  6. Насколько отвечала эта политика  интересам трудящихся после войны? (трудящиеся были ею недовольны, особенно она раздражала крестьян. Почему?   Крестьянство  было обязано практически весь урожай  безвозмездно отдавать  государству. У крестьян отсутствовали материальные стимулы)
  7. Почему крестьянство мирилось с этим в  годы гражданской войны?  ( Шла гражданская война. Советская власть была в опасности, а ведь она дала крестьянам   мир и землю. Свержение Советской власти  грозило реставрацией  дореволюционных порядков.)
  8. Чего стали требовать крестьяне после войны? (Отмены продразверстки, свободы торговли и хозяйствования на земле)
  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    1. Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Причины перехода к НЭП

Объяснение учителя

Задание для обучающихся: Из рассказа учителя самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭПа.

Осенью 1920 г. в стране разразился глубокий кризис, который проявился в следующем.

а) Экономический кризис, вызванный тяготами гражданской войны и интервенции, а также сопутствующей им политикой военного коммунизма. Национальный доход сократился более чем на 63%, промышленность, транспорт коммуникации во многом были разрушены. Из-за саботажа чиновников снизился уровень управления. Нарушились экономические связи между предприятиями и районами страны, упала дисциплина труда.

В сельском хозяйстве сократились посевные площади, снизилась урожайность.

Все это привело к снижению жизненного уровня населения. В войну погибло и было ранено большое количество трудоспособного населения. Во многих городах были перебои с хлебом.

б) Из этого тяжелого экономического кризиса вытекало недовольство народа политикой, проводимой партийными и советскими органами. Крестьяне были крайне недовольны продразверсткой.

Дополнительная информация

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово?льственная развёрстка) — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

Впервые продразвёрстка была введена в Российской империи 2 декабря 1916 года, в то же время сохранялась и ранее действовавшая система государственных закупок на свободном рынке.

 

В связи с низким поступлением хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке 25 марта 1917 Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.

«Хлебная монополия» была подтверждена властью Совета народных комиссаров Декретом от 9 мая 1918 года. Повторно продразвёрстка введена Советской властью в начале января 1919 года в критических условиях гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 продовольственной диктатуры. Продразвёрстка стала частью комплекса мероприятий, известных как политика «военного коммунизма». В заготовительную кампанию 1919-20 хозяйственного года продразвёрстка также распространилась на картофель, мясо, а к концу 1920 — почти на все сельхозпродукты.

Методы, применявшиеся при заготовках в период продовольственной диктатуры, вызывали рост крестьянского недовольства, переходившего в вооружённые выступления крестьян. 21 марта 1921 года продразвёрстка была заменена продналогом, что было основной мерой перехода к политике НЭПа.

В Тамбовской губернии началось крестьянское восстание под руководством братьев Антоновых. К началу 1921г. было зафиксировано более 50 крупных крестьянских выступлений.

В начале 1921г. начались забастовки рабочих. Демобилизация возвратила в страну повстанческий элемент, велика была безработица. Возрос бандитизм.

В марте 1921г. в Кронштадте произошло восстание. Повстанцы выдвигали как экономические, так и политические лозунги: «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы без большевиков», отмена продразверстки, свобода торговли.

в) Внутрипартийный кризис проявлялся в расслоении членов партии на элементарную группу и партийную массу, появлении оппозиционных групп (группа «демократического централизма», «рабочая оппозиция»). Увеличилось число лиц, претендовавших на лидерство в партии (Троцкий, Сталин и др.), что могло привести к ее расколу.

Не сбылись надежды на немедленный переход к коммунизму и моровую революцию.

г) России предстояло жить в условиях капиталистического окружения, что требовало иной стратегии и тактики.

Проверка записей в тетрадях.

Причины могут быть сформулированы следующим образом:

-недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти

-недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны

-хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

2. Кронштадтское восстание

Работа по учебнику (с.60-61)

Вопросы

  1. Назовите причины восстания
  2. Хронологические рамки восстания
  3. Результаты восстания

3. Основные особенности развития советской политики

 

 

Слово учителя.

В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.

На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.

Составление сравнительной таблицы

Совместно с учителем заполнить вторую часть сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»

Вопросы

ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ с.58

НЭП с.64

Отношение к крестьянству

Продразверстка - ликвидация частной собственности

Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли,наемный труд;

Способ производства

Национализация промышленности

допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;

Обмен

Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива, жилья и др.

Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;

Способ распределения и потребления

Уравнительное распределение, натурализация зарплаты, карточная система

Отмена карточной системы, тарифная система оплаты труда

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность

 

Вопросы модуля:

                В чем состояли причины перехода к НЭП? Согласны ли вы с мнением, что введение НЭП было вынужденным?

                Характеристика основных мероприятий НЭП. Что нового появилось в экономической политике советского правительства по сравнению с политикой «военного коммунизма»?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 18 – читать, пересказывать

Отвечать на вопросы

Подготовиться к к/р

Повторить §1-18

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!