Урок №9 Россия, 9-В (09.02.)
Тема: Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.
Цели:
- усвоение причин, сущности и итогов нэпа;
- развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формулировать выводы по итогам нэпа;
- формирование навыков работы с текстом учебника, документами; развитие навыков грамотной устной речи;
- воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.
План урока.
- Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны.
- Курс на новую экономическую политику:
а) нэп в области сельского хозяйства;
б) преобразования в области промышленности и финансов.
в) изменения в области управления народным хозяйством
- Социально-экономические итоги нэпа.
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
ХОД УРОКА:
- ОРГМОМЕНТ
- ПРОВЕРКА Д\З
Работа с картой
- Покажите территорию советской России
- Каким цветом изображены движения белогвардейцев и интервентов на карте? Покажите их.
- Назовите и покажите на карте армии белогвардейцев и их главнокомандующих (вооруженные силы юга – Деникин, армия Врангеля, армия Юдевича, армии Колчака, части чехословацкого корпуса)
- Назовите и покажите на карте армии интервентов (интервенты Антанты, германские войска, польские войска, австро-германские войска, турецкие, германские и английские интервенты, английские войска и белогвардейцы, басмачи)
- Каким цветом изображены направления Красной армии? Покажите их на карте.
- Покажите на карте движения направления Красной Армии против войск:
- Колчака
- Деникина и Юдевича
- Врангеля
- Против Польши
- На севере, в Средней Азии, на Кавказе
- На Дальнем Востоке
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Беседа по вопросам
- Что такое Гражданская война?
- Почему война началась в России?
- Назовите участников войны?
- Кто одержал победу?
- К чему сводилась политика военного коммунизма? (введение продразверстки, национализация крупной, средней и мелкой промышленности, запрещена аренда земли, применение наемного труда, запрещена частная торговля, произошла натурализация зарплаты, вследствие обесценивания денег, введена всеобщая трудовая повинность.)
- Насколько отвечала эта политика интересам трудящихся после войны? (трудящиеся были ею недовольны, особенно она раздражала крестьян. Почему? Крестьянство было обязано практически весь урожай безвозмездно отдавать государству. У крестьян отсутствовали материальные стимулы)
- Почему крестьянство мирилось с этим в годы гражданской войны? ( Шла гражданская война. Советская власть была в опасности, а ведь она дала крестьянам мир и землю. Свержение Советской власти грозило реставрацией дореволюционных порядков.)
- Чего стали требовать крестьяне после войны? (Отмены продразверстки, свободы торговли и хозяйствования на земле)
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Причины перехода к НЭП
Объяснение учителя
Задание для обучающихся: Из рассказа учителя самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭПа.
Осенью 1920 г. в стране разразился глубокий кризис, который проявился в следующем.
а) Экономический кризис, вызванный тяготами гражданской войны и интервенции, а также сопутствующей им политикой военного коммунизма. Национальный доход сократился более чем на 63%, промышленность, транспорт коммуникации во многом были разрушены. Из-за саботажа чиновников снизился уровень управления. Нарушились экономические связи между предприятиями и районами страны, упала дисциплина труда.
В сельском хозяйстве сократились посевные площади, снизилась урожайность.
Все это привело к снижению жизненного уровня населения. В войну погибло и было ранено большое количество трудоспособного населения. Во многих городах были перебои с хлебом.
б) Из этого тяжелого экономического кризиса вытекало недовольство народа политикой, проводимой партийными и советскими органами. Крестьяне были крайне недовольны продразверсткой.
Дополнительная информация
Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово?льственная развёрстка) — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.
Впервые продразвёрстка была введена в Российской империи 2 декабря 1916 года, в то же время сохранялась и ранее действовавшая система государственных закупок на свободном рынке.
В связи с низким поступлением хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке 25 марта 1917 Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.
«Хлебная монополия» была подтверждена властью Совета народных комиссаров Декретом от 9 мая 1918 года. Повторно продразвёрстка введена Советской властью в начале января 1919 года в критических условиях гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 продовольственной диктатуры. Продразвёрстка стала частью комплекса мероприятий, известных как политика «военного коммунизма». В заготовительную кампанию 1919-20 хозяйственного года продразвёрстка также распространилась на картофель, мясо, а к концу 1920 — почти на все сельхозпродукты.
Методы, применявшиеся при заготовках в период продовольственной диктатуры, вызывали рост крестьянского недовольства, переходившего в вооружённые выступления крестьян. 21 марта 1921 года продразвёрстка была заменена продналогом, что было основной мерой перехода к политике НЭПа.
В Тамбовской губернии началось крестьянское восстание под руководством братьев Антоновых. К началу 1921г. было зафиксировано более 50 крупных крестьянских выступлений.
В начале 1921г. начались забастовки рабочих. Демобилизация возвратила в страну повстанческий элемент, велика была безработица. Возрос бандитизм.
В марте 1921г. в Кронштадте произошло восстание. Повстанцы выдвигали как экономические, так и политические лозунги: «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы без большевиков», отмена продразверстки, свобода торговли.
в) Внутрипартийный кризис проявлялся в расслоении членов партии на элементарную группу и партийную массу, появлении оппозиционных групп (группа «демократического централизма», «рабочая оппозиция»). Увеличилось число лиц, претендовавших на лидерство в партии (Троцкий, Сталин и др.), что могло привести к ее расколу.
Не сбылись надежды на немедленный переход к коммунизму и моровую революцию.
г) России предстояло жить в условиях капиталистического окружения, что требовало иной стратегии и тактики.
Проверка записей в тетрадях.
Причины могут быть сформулированы следующим образом:
-недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти
-недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны
-хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
2. Кронштадтское восстание
Работа по учебнику (с.60-61)
Вопросы
- Назовите причины восстания
- Хронологические рамки восстания
- Результаты восстания
3. Основные особенности развития советской политики
Слово учителя.
В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.
На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.
Составление сравнительной таблицы
Совместно с учителем заполнить вторую часть сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»
Вопросы
|
ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ с.58
|
НЭП с.64
|
Отношение к крестьянству
|
Продразверстка - ликвидация частной собственности
|
Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли,наемный труд;
|
Способ производства
|
Национализация промышленности
|
допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;
|
Обмен
|
Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива, жилья и др.
|
Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;
|
Способ распределения и потребления
|
Уравнительное распределение, натурализация зарплаты, карточная система
|
Отмена карточной системы, тарифная система оплаты труда
|
Характер труда
|
Всеобщая трудовая повинность
|
|
Вопросы модуля:
В чем состояли причины перехода к НЭП? Согласны ли вы с мнением, что введение НЭП было вынужденным?
Характеристика основных мероприятий НЭП. Что нового появилось в экономической политике советского правительства по сравнению с политикой «военного коммунизма»?
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 18 – читать, пересказывать
Отвечать на вопросы
Подготовиться к к/р
Повторить §1-18