« Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Лао-цзы. Слайд 4. -Раскройте смысл данных высказываний. -Какое отношение эти слова имеют к нашему уроку? Вспомним пример из истории. Во время Смуты по приказу царя Бориса Годунова велась раздача хлеба голодным людям, сбегавшимся в Москву. Но разве это решило проблему? Экономика – важная и интересная наука. И никто не отрицает, что экономические знания и мышление – это требования сегодняшнего времени. Сталкиваясь с экономическими отношениями в меняющемся мире, только с помощью экономических знаний можно ответить на вопросы: Как заработать деньги? Как их разумно потратить? Сегодня мы еще раз убедимся в ценности экономических знаний. И так тема нашего сегодняшнего урока «Экономическая культура» Слайд 5. -Чтобы вы хотели узнать по этой теме? Обобщить ответы обучающихся Для успешного выполнения цели и задач необходимо разобраться в том, - что такое экономическая культура и как она влияет на экономическую деятельность людей - каковы условия осуществления экономической деятельности - кто такой рациональный производитель и потребитель -Некоторые ученые – обществоведы ставят культуру в один ряд с экономикой среди факторов общественного развития. И это вполне оправдано в период реформаторских изменений в обществе, которые особенно активизировались в эпоху президентства Путина В.В. Как и куда выведут реформы общество во многом зависит от культурного уровня участников преобразований. Познавательная задача: каждому ли современному человеку нужна экономическая культура? (на доске) Задание 1. Слайд 6. Найти и записать определение «экономическая культура» в рабочий лист. Сравнить с определением, записанным в р/листе. (Приложение №1 и учебник стр. 137) Слайд 7. Экономическая культура – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений "уравниловки", создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п. ... При сравнении терминов обращается внимание на родовую принадлежность и признаки. Обобщить ответы. ЭК личности представляет органическое единство сознания и практической деятельности. ЭК человека может соответствовать ЭК общества, опережать ее или отставать от нее, тормозя поступательное развитие экономики. - Что же является компонентами ЭК? Задание 2 Слайд 8 Определите структурные элементы экономической культуры, составить схему. Ответить на вопросы: 1. В чем проявляется экономическая культура общества? (низкий уровень сложности) 2.Как оценить уровень экономической культуры личности, общества в целом? (средний уровень сложности) (Уровень ЭК прослеживается, как совокупность личностных свойств и качеств, которые определяются результатом его участия в деятельности: трудолюбие и ответственность, расчетливость, новаторство - совокупности экономических качеств) Обратить внимание на слайд 9. Необходимо пояснить называемый компонент (Н-р, знания - это представления о производстве, обмене, распределении и потреблении благ, об экономических связях и закономерностях и т.д.; на основе э/знаний и э/мышления формируются практические умения и т.п.; на формирование э/направленности личности влияют социально-психологические качества: потребности, мотивы, ценности, интересы, социальные установки; к нормам, регулирующим э/отношения относятся правовые, этические (моральные) Таким образом, ЭК сложное понятие, состоящее из множества компонентов. В процессе э/деятельности формируются экономические отношения, выражающие не производственный процесс, а проблемы, возникающие по поводу собственности. Слайд 10. Для формирования ЭК необходимы определенные условия, например, экономическая свобода. Проверка выполнения опережающего задания: ответить на вопросы перед параграфом 13. 1.Экономическая свобода: анархия или ответственность? 2.Где границы э/свободы? 3.Выгодно ли быть честным? Переходим к обсуждению, прошу высказывать свое мнение. Напомню, что понятие «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от нежелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле, в соответствии с убеждениями; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Итак, ЭС: анархия или ответственность? (Возможные ответы - ЭС – это возможность принятия э/решений, действий. Индивид вправе выбрать вид, сферу и регион деятельности. Потребитель свободен в выборе товара, производителя. Производитель - в выборе вида деятельности, ее объема и форм. Но поскольку э/деятельность осуществляется в условиях законодательства, анархии и хаоса быть не может. ЭС- это прежде всего ответственность за последствия своей деятельности, например, в проблеме экономика и экология. -Таким образом, ЭК в условиях рыночной экономики нужна каждому человеку. И в связи с этим встает вопрос об экономической свободе, т.е. возможности самостоятельно принимать э/решения. При какой экономической системе это возможно? Правильно, только рыночная или смешанная э/система может обеспечить свободу деятельности с помощью законов спроса и предложения, конкуренции, стоимости. -Какие роли нам приходится играть в сфере экономики? (Потребителя и производителя, продавца и покупателя, работника и работодателя, собственника, предпринимателя, налогоплательщика…) Исполняя каждую из этих ролей, мы вступаем в определённые отношения с другими людьми, руководствуемся определёнными нормами, стараемся действовать наиболее рационально. Слайд 11 Культурному производителю необходимо знать и уметь гораздо больше. Производитель вступает в отношения с потребителями, владельцами ресурсов, конкурентами, государством. Все эти отношения регулируются правовыми нормами. Но не только ими. Есть ещё этические, нравственные нормы: честность, ответственность, добросовестность. Можно, конечно, ссылаясь на законы рынка, попробовать о них забыть. И примеров такой забывчивости вокруг нас очень много. Но законы морали гораздо более универсальны, чем экономические или юридические. Производитель должен учитывать, что ресурсы для удовлетворения его потребностей всегда ограничены. Он не может думать только о прибыли, но и о том, как не нанести вред окружающей среде, иначе он потеряет доверие и клиентов. -А как ведёт себя культурный потребитель? Об этом поговорим после физминутки. Плавно наклонить голову назад, вперед, вправо, влево. Повтор 4 раза Слайд 12 Задание 3: Воспроизвести последовательность действий рационального потребителя. Семья решила сделать дорогостоящую покупку, например, плазменный телевизор. Обсуждение. Используется схема Слайд 13 Значит, грамотный, рациональный потребитель будет руководствоваться при приобретении товара или услуги идеей о лучшем (для него) соотношении цены-качества, будет помнить о возможности сэкономить на дисконтных картах, сезонных и акционных скидках, о выгодности мелкооптовых закупок. Попробуем на практике применить полученные знания. |