СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Как зимой помочь птицам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учебный проект предназначен для привлечения внимания учащихся к проблеме "Птицы зимой" 

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Как зимой помочь птицам"»

«Зимующие птицы».


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна

К: Ребята, сегодня мы проведём необыкновенное занятие. Не покидая нашего класса, мы совершим путешествие в зимний лес.

Я: А по дороге мы расскажем вам сказку.


На фоне музыки П.И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» учитель повествует:


К:- Сошлись как-то вместе четыре волшебника-художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.


Презентация береза птицы 1 слайд.


Я: - Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрывает снег землю. Поля и поляны теперь – как гладкие чистые страницы гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».


К: - Днём идёт снег. Кончится – страницы опять чистые. Утром придёшь-

белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.

- А кто был? Что делал?


2. Работа по теме занятия.


К: - Посмотрите на экран.


Я: -Чьи же следы вы видите на нашей лесной поляне?


Следы птиц.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом…


К: - Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)


Я: - Каких городских птиц вы видите зимой?

(Воробей, синица, ворона.) 
К: - А каких птиц вы еще знаете?


перелётные, оседлые)


Я: - Эта загадка про какую птицу? 

Каждый год я к вам лечу 
Зимовать у вас хочу. 
И еще красней зимой 
Ярко-красный галстук мой. 
(Снегирь.) 

К: - Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы?

+Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало

Я: - Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины
Вороны питаются очистками, остатками пищи


К: - Как же птицы переносят зимой морозы?

+ Оказывается, они готовятся к зиме как и люди!


Я: - Как люди готовятся к зиме?

(Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье).


К: - А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки?

(Звери – зайцы, лисы, волки)


Я: - И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение.


К: - Ребята, наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись.

Нахохлившись – то есть съёжиться, втянув голову, взъерошив перья.

+ Давайте, ребята, присядем, как птички, нахохлившись.


Я: - Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (ответы детей)


К: + Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Я: - А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

К: - Давайте встанем, ребята, покажем, как они это делают.


Я: - Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.


К: - А сейчас покажите нам как птички друг друга греют. Прижмитесь друг к другу и погрейте друг друга, скажите слова поддержки, похвалите друг друга и успокойте: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»

Я: - Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться?


К: +Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку.


Я: - «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом.

- Как вы думаете, каким?

- Они искали корм или клевали его.


К: Давайте поищем корм как птички.


Я: - Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.


К: - Вот что любят кушать птицы нам расскажут ребята.


Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.


Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.


Снегири – спокойные, степенные птицы. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.


Вороны, сороки, галки – они зимой прилетают к нам из леса. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Они любят есть несоленое сало на кормушке.


Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.


Я: - В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

Перед вами картинки, внимательно рассмотрите их, ваше задание накормить птичек в зимнее время.


Задание «Покорми птиц»


3. Итог занятия.

К: - Ребята, наше занятие подошло к концу.

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали.

- Вам задание, вместе с родителями сделать кормушку, повесить у своего дома и кормить птиц, и ухаживать за кормушкой всегда.



Я: Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!