«Зимующие птицы».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна
К: Ребята, сегодня мы проведём необыкновенное занятие. Не покидая нашего класса, мы совершим путешествие в зимний лес.
Я: А по дороге мы расскажем вам сказку.
На фоне музыки П.И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» учитель повествует:
К:- Сошлись как-то вместе четыре волшебника-художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Презентация береза птицы 1 слайд.
Я: - Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрывает снег землю. Поля и поляны теперь – как гладкие чистые страницы гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».
К: - Днём идёт снег. Кончится – страницы опять чистые. Утром придёшь-
белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
- А кто был? Что делал?
2. Работа по теме занятия.
К: - Посмотрите на экран.
Я: -Чьи же следы вы видите на нашей лесной поляне?
Следы птиц.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…
К: - Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)
Я: - Каких городских птиц вы видите зимой?
(Воробей, синица, ворона.)
К: - А каких птиц вы еще знаете?
перелётные, оседлые)
Я: - Эта загадка про какую птицу?
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь.)
К: - Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы?
+Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало
Я: - Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины
Вороны питаются очистками, остатками пищи
К: - Как же птицы переносят зимой морозы?
+ Оказывается, они готовятся к зиме как и люди!
Я: - Как люди готовятся к зиме?
(Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье).
К: - А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки?
(Звери – зайцы, лисы, волки)
Я: - И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение.
К: - Ребята, наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись.
Нахохлившись – то есть съёжиться, втянув голову, взъерошив перья.
+ Давайте, ребята, присядем, как птички, нахохлившись.
Я: - Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (ответы детей)
К: + Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
Я: - А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
К: - Давайте встанем, ребята, покажем, как они это делают.
Я: - Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.
К: - А сейчас покажите нам как птички друг друга греют. Прижмитесь друг к другу и погрейте друг друга, скажите слова поддержки, похвалите друг друга и успокойте: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»
Я: - Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться?
К: +Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку.
Я: - «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом.
- Как вы думаете, каким?
- Они искали корм или клевали его.
К: Давайте поищем корм как птички.
Я: - Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.
К: - Вот что любят кушать птицы нам расскажут ребята.
Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.
Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.
Снегири – спокойные, степенные птицы. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.
Вороны, сороки, галки – они зимой прилетают к нам из леса. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Они любят есть несоленое сало на кормушке.
Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.
Я: - В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
Перед вами картинки, внимательно рассмотрите их, ваше задание накормить птичек в зимнее время.
Задание «Покорми птиц»
3. Итог занятия.
К: - Ребята, наше занятие подошло к концу.
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали.
- Вам задание, вместе с родителями сделать кормушку, повесить у своего дома и кормить птиц, и ухаживать за кормушкой всегда.
Я: Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.