СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический мониторинг

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологический мониторинг»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей№6»



Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета МАОУ «Лицей №6»

Протокол №1 от 23.08.2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Лицей №6»

____________ З.Н. Родина

Приказ №280 от 23.08.21 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Направленность программы: естественнонаучная

«Экологический мониторинг»

(базовый уровень)




Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год / 34 часа в год




Автор-составитель программы:

педагог дополнительного образования

Кудрявцева Наталья Васильевна







г Бердск




Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на методическом совете МАОУ «Лицей №6»


Зам. директора по УВР ________________ /Шальнева Н.В./

подпись ФИО


22.08.21



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический мониторинг» имеет естественнонаучную направленность.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, в связи с повышенной техногенной нагрузкой на окружающую среду и быстрой урбанизацией городов развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у обучающихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыков по оценке качества окружающей среды, экологически оправданного поведения. Деятельностным средством приобщения обучающихся к культуре здорового и безопасного образа жизни выступает формирование у них экологического мышления как инструмента системного подхода кздоровью человека в единстве с окружающей его средой; способов экологически ориентированной проектной деятельности в интересах здоровья и безопасности.

Реализация программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Общий курс – 1 час в неделю, (34 часов), в который входят теоретические и практические занятия.

Форма обучения: групповая, индивидуальная, практическая работа, эксперимент, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация.

Методы обучения: проблемное обучение, проектно-исследовательская деятельность.

Средства обучения:печатные, наглядные, компьютерные презентации, Школьный кванториум (Цифровая (компьютерная) лаборатория, Программное обеспечение ReleonLite (ПО Releon)).

Цель программы – создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью человека икачеству окружающей среды, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.

Задачи:

  1. Способствовать углублению и расширению знаний обучающихся по различным вопросам биологической науки, развитие интереса к биологии; формированию научных знаний об экологических факторах;

  2. Способствовать формированию научного мировоззрения учащихся и понимание материального единства живой природы и сущности биологических явлений, познание путей и направлений развития живой природы и пр.,

  3. Способствовать овладению обучающимися практического опыта в областиэкологической оценки состояния окружающей среды (мониторинга).

  4. Способствовать развитию социальной, творческой активности обучающихся.


Программа рассчитана для учащихся 8-9 классов (возраст 14-15 лет). Состав группы 12 человек.

Способы оценки достижения обучающимися планируемых результатов и формы представления результатов: урок-конференция с представлением на ней презентаций и докладов.


Результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностные результаты обучения:

  • Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы, отмечать в природном окружении то, что особенно нравится;

  • принимать ценности природного мира, учебно-познавательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;

  • ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

  • определять интерес к познанию окружающего мира, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

  • осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок педагога, родителей, товарищей и других людей.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение поставить учебную задачу;

  • выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунком, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве педагога и обучающихся;

  • выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

  • контроль и корректировка исследования (формируется в ходе работы с руководителем исследования над проектом).

  • уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре;

  • уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;

  • уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, договариваться, приходить к общему решению;

  • уметь понимать необходимость сотрудничества с педагогом, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.

  • самостоятельно выделяет новое и главное в предложенной информации;

  • результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом;

  • способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию;

  • способен дать объективную оценку результату своей работы,так как понимает суть допущенных ошибок.

Предметные результаты:

  • предметный компонент знание основных терминов и определений по программе;

  • иметь представление о видах мониторинга, о видах загрязнения окружающей среды,

  • навыки применения методов оценки состояния воздушной и водной среды на практике;

  • знание методов оценки почвенной среды, знание экологически опасных физических воздействий методов биоиндикации среды, оценка физических воздействий, использование различных методов для оценки состояния окружающей среды.


3. Содержание программы


Введение» (1 час)

Вводное занятие. Инструктаж правил поведения во время лабораторных занятий.

Тема 1. Теоретические основы изучения окружающей среды (2 ч)

Экология как прикладная дисциплина. Методы экологических исследований. Понятия о видах мониторинга. Экологический мониторинг. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Тема 2. Оценка экологического состояния водных экосистем (6 ч)

Водные экосистемы. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие окачестве питьевой воды. Итоговое занятие.

Практические занятия: Определение органолептических свойств воды. Определение

минерального состава природных вод.

Тема 3. Оценка экологического состояния почв (13 ч)

Почва и ее экологическое значение. Компоненты и общие физические (механические)свойства почвы. Структура и характеристика загрязненности почвенного покрова городов.

Итоговое занятие.Практические занятия: Методы оценки экологического состояния почвы. Почвенныевытяжки и способы их приготовления. Взятие почвенных образцов и их обработка(подготовка). Определение общих физических свойств почвы (механических свойств,состава, окраски), общей гигроскопической влажности, полной полевой влагоемкости.Приготовление почвенных вытяжек (водных, солевых), и их анализ (определение рН,солевого состава и засоленности).

Тема 4. Оценка состояния воздушной среды (12ч)

Загрязнители воздушной среды и их источники. Кислотные загрязнители атмосферы икислотные дожди. Микробиологическое загрязнение воздушной среды. Методы оценкизагрязненности воздушной среды. Итоговое занятие.Практические занятия: Определениечистоты воздуха по снеговому покрову. Определение масштабов загрязнения воздухаавтотранспортом расчетными методами.


Тематическое планирование программы


№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теоретических

практических

Введение» (1 час)

1

Вводное занятие. Инструктаж правил поведения во время практических занятий.

1


Тема 1. Теоретические основы изучения окружающей среды (2 ч)

2

Понятия о видах мониторинга.

1


3

Экологический мониторинг.

1


Тема 2. Оценка экологического состояния водных экосистем (6 ч)

4

Водные экосистемы. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие окачестве питьевой воды.

1


5-6

Определение органолептических свойств воды.


2

7-8

Определение

минерального состава природных вод.


2

9

Итоговое занятие.

1


Тема 3. Оценка экологического состояния почв (13 ч)

10-11

Почва и ее экологическое значение. Компоненты и общие физические (механические) свойства почвы.

2


12-13

Структура и характеристика загрязненности почвенного покрова городов.

2


14-15

Методы оценки экологического состояния почвы. Почвенные вытяжки и способы их приготовления.


2

16-17

Взятие почвенных образцов и их обработка(подготовка).


2

18-19

Определение общих физических свойств почвы (механических свойств,состава, окраски), общей гигроскопической влажности, полной полевой влагоемкости.


2

20-21

Приготовление почвенных вытяжек (водных, солевых), и их анализ (определение рН,солевого состава и засоленности).


2

22

Итоговое занятие.

1


Тема 4. Оценка состояния воздушной среды (12 ч)

23-24

Загрязнители воздушной среды и их источники. Кислотные загрязнители атмосферы икислотные дожди.

2


25-26

Микробиологическое загрязнение воздушной среды.

2


27-28

Методы оценкизагрязненности воздушной среды.

2


29-30

Определениечистоты воздуха по снеговому покрову.


2

31-32

Определение масштабов загрязнения воздухаавтотранспортом расчетными методами.


2

33

Итоговое занятие.

1






34

Подведение итогов.

1


Итого: 34 часов

18

16



Список литературы


1. Басс Н.Г. Комплексная весенняя полевая практика: сборник – СПб., 2001. – 70 с.

2. Бельдеева Л.Н. Экологический мониторинг: учебное пособие. – Барнаул: Изд-воАлтГТУ, 2000. – 113 с.

3. Иванова Н.А., Сторчак Т.В. Практикум по экологии для 5-8 классов. – Екатеринбург:Изд-во Урал. Ун-та, 2004. – 196 с.

4. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культурыучащихся (пособие для учителя) – М.: Горизонт, 2000.- 94 с.

5.Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Крисмас+, 2000 – 128 с.

6. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. – М., 2004. – С. 28-43с.


Список литературы для учащихся


1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии:Учебное пособие/ под ред. Алексеева С.В.-М.: АО МДС, 1996.

2. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевымиметодами. СПб.: «Крисмас+», 1999. – 232 с.

3. Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состоянияпочвы. Практическое руководство. /Под ре. А.Г. Муравьева. – СПб.: «Крисмас+», 2000. –164 с., ил.

4. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред.Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386 с.

Лист внесения изменений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!