СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические игры в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологические игры в детском саду»

Муниципального дошкольного образовательного

учреждения детский сад № 47

Копейского городского округа







Экологические игры






«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.


«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.


«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.


«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.


«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. 
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель


«Распределение плодов по цвету»

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.


«Распределение плодов по форме и вкусу»

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»


«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.


«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)


«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.


«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.


«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.


«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.




«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?


«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.



«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.


«Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. 
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.


«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.


Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.


«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. 
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».


«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.


«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.


«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.


«Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.


«Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.


«Метель.»

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо-карусель, 
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.


«Кто же это делает?»

(разновидность игры "Да - Нет")

Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: "Это летает? Режется? Нужно для письма?" и т.д.

За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.


«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети "примеряют" эту функцию на себя:

Я - лягушка. Я умею прыгать. 
Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. 
Я - Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

 

«Как это было?»

Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок


«Репка»

Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку.

Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке.


«Ромашка»

В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.



«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;

  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

  7. таракан, муха, пчела, майский жук;

  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

  9. лягушка, комар, жук, бабочка;

  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.


«Игра в слова»

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)






«Что было? Что будет?»

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические "кадрики" к сюжету, нарисованные вместе с детьми.

Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению).

Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

Цель этого блока игр:

Анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

 

«Ты мой кусочек»

Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я -озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - озеро, а ты - мой кусочек Я - твой берег, а ты мой кусочек. Я - песочек на берегу, а ты - мой кусочек..."


«Угадай-ка»

(разновидность игры "Да-Нет").

Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".


«Выбери нужное»

Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.


«Цепочка»

Первый ребёнок называет объект. 
Второй - его свойство. 
Третий - объект с названным свойством. 
Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

Например:

  1. Морковь.

  2. Морковь сладкая.

  3. Сладким бывает сахар.

  4. Сахар белый.

  5. Белым бывает снег и т.д.


«Купец»

(модификация народной игры "Краски")

Выбираются купец и продавец. Остальные участники игры - товар. Каждому "товару" продавец называет его образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне товар". "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое, тёпленькое..."

Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец - продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.)


«Змея»

В игре участвуют 4-6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку.

Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.


«Природный мир бывает разный»

Материал: картинки с изображением природных объектов.

Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.


«Мир вокруг нас»

Материал: глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).

Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.

Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире перепуталось": дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.


«Назови одним словом»

Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т.д.).


«Съедобное – несъедобное»

Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.

Материал: мяч.

Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.


«Рыбы - птицы – звери»

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

«Такой листок, лети ко мне»

Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.

Ход игры: детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.

Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.


«Теремок»

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: разыгрывается ситуация - в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой "хозяина" теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки - округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т.д.

Усложнение - нужно назвать схожие признаки не только с "хозяином" теремка, но и с каждым из его обитателей, которые уже там поселились.


«Хорошо – плохо»

Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.


«Кто где живет»

Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора и т.д.)

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.


«Летает, плавает, бегает»

Материал: мяч.

Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".


 «Буря на море «

Взрослые встают в круг, изображая бурное волнение моря;  дети изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.



«Изобрази»

Попросите детей изобразить: звук ветра; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого облака. Приведите детям народные приметы: 

Кучевые облака - к вечеру дождь будет.

Низкие облака - к дождю.


«Танец бабочек»

К этой игре Вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.


«Ласточки и мошки» 

Играющие - мошки - летают по поляне и напевают: 

Мошки летают! 

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу! 

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.


«С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры:  Подобрать предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, рогатки.


«Чья птица улетит дальше?»

Все играющие выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.


«Птица без гнезда»

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по домам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадк


«Совушка»

Цель: Развивать быстроту, ловкость, уметь выполнять имитационные движения

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.


«Мороз – Красный нос»

На противоположных сторонах обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из домов.

Водящий Мороз Красный нос становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:

Я Мороз Красный нос

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь.

Воспитатель вместе с Морозом подсчитывает количество «замороженных»

После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры спрашивают, какой водящий Мороз заморозил больше играющих. Продолжительность игры 10-15 минут.


«Белки в лесу»

Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазания: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, поставленные на крупные кубы, и др.

Выбирается водящий – «охотник».

Он становиться в домик-круг, начерченный в другой части площадки или комнаты. Остальные играющие дети – «белки», они размещаются на приборах – «деревьях».

По сигналу воспитателя «Берегись!» все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают со своих мест и влезают на другие. В это время охотник их ловит – дотрагивается рукой.

Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а так же те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.

Игра проводится 5 -6 раз. Охотник меняется через одну-две игры.

В заключении игры воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими.

В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными приборами и не спрыгивали с недозволенной высоты.




«Аисты и лягушки»

Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах зала (площадки). Аисты стоят на одной ноге, а лягушки прыгают к ним со словами:

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело прыг-скок,

Догони -ка нас, дружок!

Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.



«Нападение акулы»

«Акула» располагается в круге в центре. «Рыбы» - в своих углах, им присваиваются название рыб. Сначала преподаватель исполняет роль «Акулы». Он выкрикивает одно или несколько названий рыб, которые начинают бегать вокруг «акулы». По сигналу «акула» нападает. «Рыбы», до которых дотронется «акула» превращаются в «акулят» и помогают ловить играющих. Игра длится до тех пор, пока все не станут «акулятами».


«Радуга»

Считалкой выбирается Радуга. Он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течение всей игры он остаётся на своём месте). Радуга называет какой-либо цвет. Игроки находят этот цвет в одежде у себя или у кого-нибудь из соседей (можно держаться за одежду других), касаясь этого цвета, спокойно проходит под Радугой (под его руками). Если у игрока нет нужного цвета и нет возможности коснуться названного цвета, он должен быстро пробежать под Радугой. Если Радуга поймал игрока, то он становится новой Радугой и игра продолжается.


«Прыгающие воробышки»

  1. На полу или земле чертится круг диаметром 4м. водящая «кошка» становится в середине круга, остальные участники игры «воробьи». Они находятся вне круга.

  2. По сигналу воспитателя «воробьи», начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него. Пойманный находится в центре.

  3. Когда попадаются все «воробьи», выбирается новая кошка. Побеждает та кошка, которая сумеет быстрее других поймать всех «воробышков».



«Пловцы и акула».

Выбирается водящий – акула. Дети стоят на гимнастической скамейке и «загорают». Площадка – «море». По команде: «В воду!» дети спрыгивают со скамеек и «плавают» разным стилем. По команде: «Акула!» дети плывут к берегу. На песок – гимнастическую скамейку – встают ногами и продолжают загорать. Водящий должен как можно больше запятнать «пловцов».

Правила: Прыгать по сигналу, мягко приземляясь;

«Плавать» не близко к берегу;

На сигнал «Акула!» занять место на берегу;

«Акуле» действовать по сигналу.


«Перелёт птиц»

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы».

На другом конце площадки разложены кирпичики. По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке).

По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.

Правила игры: По сигналу «буря» все должны встать на кирпичик. Указания к проведению игры: лучше использовать кирпичики, расположить их в один ряд. Варианты игры: Когда дети усвоят игру можно располагать кирпичики по краям площадки.



«Огуречик»

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.


«Курица и цыплята»

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

«Березка»

Дети становятся в круг и поют:

Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит, там и шумит

Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,- «березка» изображает шум листьев, движение веток, – она шуршит платьем, машет над головой платками.

Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» – девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.



«Водяной»

Дети стоят в кругу, в центре сидит «Водяной» с закрытыми глазами. Дети идут по кругу (вправо) или влево.

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Мы пришли на целый час,

Только ты не трогай нас.

«Водяной» встает, с закрытыми глазами, с вытянутыми руками подходит к детям, дотрагивается до одного ребенка и по одежде, волосам определяет, кто это.



«Селезень утку загонял»

Играют дети старшей группы. Дети встают в круг. Выбирается мальчик-селезень. Он выбирает девочку-утицу, выводит ее на середину круга, а сам уходит за пределы круга. Дети с песней движутся по кругу, взявшись за руки, хороводным шагом. Селезень движется противоходом за пределами круга. Время от времени, но не часто, делает вид, что хочет под руками детей пройти в круг к утице. Дети слегка опускают руки, не прекращая движение. Утица стоит в центре, стыдливо поглядывая на селезня. С концом песни дети останавливаются, поднимают руки, образуя «воротики». Селезень догоняют убегающую утицу, дети ему препятствуют, а утице помогают. Если селезень догоняет утицу, то выводит ее на середину круга , целует в щечку, затем провожает ее на место, кланяется и встает с ней рядом.

СЛОВА.

Селезень утку загонял.

Селезень серу загонял.

Поди, утица, домой,

Поди , серая, домой.

У нас семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня



«Мыши в кладовой»

Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 50-40см – это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется. Повторить игру можно 4-5 раз.

1)Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет; 2) возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

1) в тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает веревку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает ее и бежит догонять мышей. 2) воспитатель должен следить, чтобы дети. Подлезая под веревку,. Не задели ее.



«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые-

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу.

Тот, кто останется без места, становится зарей. Ига повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий

выбирает, кому положить на плечо ленту.



«Зимушка»

Дети встают в круг. Зимушка в центре круга. Дети поют песню, и идут по кругу, держась за руки. Зимушка приплясывает.

- Весело, весело, холодно зимой,

Зимушка, зимушка, пляшем мы с тобой.

Поиграй-ка с нами, забросай снежками, догони-ка всех детей. Убегай скорей!

Во время пения песни дети идут по кругу, в центр круга, отходят от центра. Хлопают в ладоши. С окончанием музыки убегают от Зимушки, кого поймает зимушка, с тем она должна поплясать в кругу.


«Перепёлочка»

Дети становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга -перепелочка. На слова народной песни «Ой, у перепелочки да головка болит» все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов « Да головка болит»-опускают руки вдоль туловища. На припев « Тут была, тут была перепелочка, тут была, тут была сизокрылая» дети берутся за руки и идут по кругу в лево, а перепелочка – в право. На последнее слово все останавливаются .На слова « Ой, у перепелочки да коленки болят» все наклоняются в перед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов « Да коленки болят» выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает» Ой, у перепелочки крылья не болят» все играющее поднимают руки в стороны и на повтор слов» Крылья не болят» опускают их вниз. А мы сейчас проверим. Дети разбегаются.

«Черепаха»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе.

Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке возле прозрачного ручейка. Греет солнышко, черепашки тепло и хорошо. Руки и ноги расслаблены, шейка мягкая…

Вдруг появилась холодная тучка и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, ноги и руки как бы втягивая их в панцирь;

5 – 10 секунд). Но вот тучка улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из – под панциря (спина расслабляется 5-10секунд).



«Петушок»

Дети стоят в шеренге, по площадке перед детьми , колен высоко поднимать. расставлены предметы на расстоянии шага, руки опущены, вытянуты, отведены ладонями вперед, лопатки сдвинуты.

Дети движутся по кругу, перешагивая через предметы, колени высоко поднимать носок оттягивать.

Дети произносят слова «Пе-ту-шок».

Игра повторятся несколько раз.


«Сосулька»

Воспитатель. Я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет, Гвоздь упадет.

Правильно это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Доктор (воспитатель) читает загадку, а дети изображают сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью и четвертую уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем. А теперь выступаем. Получилось очень хорошо.


«Кошка»

Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будет изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 минут. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре «Кошки - мышки». Данная игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.


«Злючка - колючка ёж»

Все участники игры ложатся на спину, кисти к плечам, локти вперед. По сигналу воспитателя «Ёжик колючий!» игроки последовательно принимают положение группировки лежа на спине, голова касается коленей.

Когда последний игрок принимает положение группировки, звучит команда воспитателя «Добрый ёж!». Дети в той же последовательности переходят в исходное положение.

Выполнять движения в темпе музыкального сопровождения. При проведении игры используются чередования активной и релаксирующей музыки.


«Цапля»

Дети встают врассыпную по залу и говорят слова:

Когда цапля ночью спит

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого всем дружно

Сделать позу эту нужно.

Стоя на одной ноге, согнуть другую в колене и постоять так немного. Тоже с другой ноги.

Правила игры:

Выполнять эту позу, столько, сколько ребенок сможет.


«Волк»

Выбирается «волк» . Очерченное линией место считается лесом, где находится «логово волка». Дети отправляются в лес за грибами и ягодами. Они приседают (ищут грибы, ягоды) и поют слова:

- В лес гулять мы идём, и грибы мы найдём.

Нас ты, волк, не пугай, нам грибов собрать дай.

Волк идёт! Все за мной! Побежали домой.

«Волк» бросается на ребят, они обращаются в бегство, пойманный волком ребёнок становится «волком». Если же волк никого не поймает, то опять идёт в логово, игра повторяется.

Игра развивает ловкость, координацию движений, быстрота реакции, умения ориентироваться в пространстве, тренировка подвижности нервных процессов и их переключаемости.

Перечень заболеваний, при которых рекомендуется игра:

Различные хронические заболевания, сопровождающиеся ослаблением резистентности организма ребёнка и снижением его эмоционального тонуса.


«Стройная ёлочка»

Дети стоят у стены в позе «стройных ёлочек». «Лесник»- ребенок засыпает. Звучит музыка. «Ёлочки» отходят от стены и начинают бегать, кружиться на носочках легко и красиво, стараясь сохранять правильную осанку. Звучит громкая музыка, это просыпается «Лесник» и идет проверять свой лес. «Ёлочки» быстро бегут к стене, сохраняя красивую осанку, становятся в исходное положение. «Лесник» обходит каждую «Ёлочку» и неровную, нестройную «рубит» и уносит.



«Утки и Гусь»

На полу раскладывается цветной парашют. Дети по одному становятся к цветным полоскам парашюта – это гнезда уток. Утки сидят на корточках в своих гнездах. Гнезда все заняты. Водящий, идя по кругу, останавливается около каждого гнезда со словом «Утка», так он может обойти 2 – 3 гнезда, на 4 гнездо он говорит «Гусь!», при этих словах водящий бежит в противоположную сторону по кругу и занимает свободное место, а кого назвали гусем бежит за ним и старается поймать его не дать возможность занять пустое гнездо. Остановившийся без места игрок становится водящим.

«Хищники в море»

Для этой игры надо закрепить в центре поля или площадки колышек. На этот колышек надевается сверху верёвка, которая закрепляется на высоте 20-30см. от поверхности земли с помощью незатягивающейся петли. За другой конец верёвки берется водящий.Он прижимает этот конец верёвки к своему бедру и бежит по кругу.

Образованный с помощью верёвки круг-это “море”, а верёвка – это “хищник” .Остальные дети – “рыбки”, которые стремятся убежать от “хищника” –верёвки, перепрыгнув её.

Водящий может закручивать верёвку то по часовой стрелке, то против, то убыстрять, то замедлять свой бег, а “рыбки”, задевшие “хищника”(верёвку),выбывают из игры. Игру следует продолжать, пока в море не останется всего 2-3”рыбки”.Затем можно выбирать нового водящего и продолжать игру.

Правила:

1.Нельзя поднимать верёвку выше уровня бедра, потому что это сделает игру опасной.

2.”Рыбки”, выскочившие за пределы “моря’, считаются проигравшими.


«Хромая лиса»

Количество играющих - от 5 до 15. Водящий, а он есть «хромая лиса», выбирается считалкой. У «хромой лисы» должна быть «нора». Для этого используется свободный угол комнаты. «Нора» отделяется от остальной комнаты полукруглой чертой,проведенной мелом на полу. « Нора» не должна быть большой, достаточно, если провести черту в 1-1,5 м от угла. Игроки бегают по комнате на 2-х ногах, а «хромая лиса» должна догонять их, прыгая на 1-й ноге. В начале игры лиса уходит в свою нору, где она имеет право стоять, как и все, на обеих ногах. Но стоит ей выйти из норы,и она уже должна скакать на 1-й ноге. Поэтому она и не торопится вылезать из своей норы,все чего-то ждет, высматривает. А остальные игроки, наоборот ,стараются ее оттуда выманить. Они то подбегают к норе, то отскакивают подальше ,лают на разные голоса изображая охотничьих собак, дразнят «хромая лиса», «хромая лиса». А лиса все ждет, вертя головой по сторонам. Вот, наконец, она углядела себе жертву, мгновенно подогнула одну и прыжком выскочила из норы. Пока зазевавшийся игрок повернется, чтобы убежать «хромая лиса» в 2-х 3-х скачках настигла его и запятнала. Теперь она может встать на обе ноги. Пойманный становится «хромой лисой».


«Мороз и волк»

дети встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и говорят слова:

Ходит Волк под горой,

Подпершись кочергой. Волк ходит противоходом.

Эй, морозец, пощепли,

Волка с поля прогони!

Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок, которого Волк выбрал становится Морозом. Мороз ловит Волка, то забегая в круг воротца, то выбегая из него.

Когда Мороз догнал Волка, щиплет Волку нос, щеки, уши. Игра повторяется.

Варианты: «Кошка и мышки», «Бег по кругу», «Здравствуйте!»

Методические указания. Мороз и Волк могут пробежать в круг только через воротца. Если Мороз долго не может поймать Волка, воспитатель меняет игрока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!