СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая викторина "Спасите Землю"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина "Спасите Землю"»

16

Экологическая викторина

«Спасите Землю»

(для младших и старших школьников)























Воспитатель: Брушнивская Г.Ю.



























Экологическая викторина: «Спасите ЗЕМЛЮ!»

Эпиграф: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».

Цели: формирование экологических знаний воспитанников; прививание любви к природе, Родине; формирование у детей творческого подхода к решению экологических проблем, углубление знаний по биологии и экологии, воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения ко всему живому.

Образовательные задачи:

закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;

вовлечение в словарный запас биологических и экологических слов и выражений;

развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

развитие памяти, внимания;

развитие образного мышления;

развитие творческого воображения;

развитие восприятия; повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

воспитание любви и уважения к Родине;

развитие творческих способностей воспитанников;

самореализация личности подростка в коллективе.

Оборудование: Компьютер, проектор, Глобус-табло; цветные стикеры(цветы); набор информационных карточек на три стола, распечатанные карточки-задания, листы А 4, карандаши, набор предметов для конкурса. Возраст обучающихся 13-14 лет.


Ход мероприятия

Ведущий: «Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы собрались на экологической викторине «Спасите Землю!». Мы надеемся, что викторина будет для Вас интересной и вы приобретѐте много новых полезных знаний, способствующих пониманию необходимости заботы о всех живых существах.»

Помощник 1.

«Здравствуйте! Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете. Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля».

Помощник 2.

«Вы наверняка знаете, что весной отмечается много праздников: День птиц. День Земли, День воды. И нашу сегодняшнюю встречу мы проведем в форме викторины, не простого, а экологического, посвящѐнного Дню Земли, который будет отмечаться 21 марта.

Вы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в ваших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по еѐ законам».

Помощник 1.

«В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами должны продемонстрировать не только знания по биологии, но и знания проблем экологии, понимание необходимости заботы обо всех наших соседях по планете.

Так как викторина наша экологическая, то давайте вспомним, что- же означает слово "экология‖.

Слово "Экология‖ образовано от греческого "икос‖, что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и "логос‖ - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах "у себя дома‖. Наука, в которой особое внимание уделяется "совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды‖.

Помощник 2. «Сегодня в нашей викторине примут участие три команды. Оценивать знания участников предлагается компетентному жюри.

(Представление членов жюри).

Ну а теперь слово предоставляется командам – участницам».


1 Конкурс «Представление команд»

Ведущий: «Команды юных экологов уже набраны. Можно приступать к делу. Итак, мы приглашаем команды помериться силами и поделиться своими экологическими знаниями. (Команды выходят на сцену).

Для начала мы предлагаем придумать название и девиз своей Команды и объявляем конкурс «Визитная карточка».

Время пошло! 2 мин. на обдумывание». (Команды представляют свою «визитную карточку»).


1 команда. "…………” 2 команда. "………..» 3 команда. «…………»

Ведущий:

«Всемирный фонд защиты природы бьет тревогу: за последние 25 лет люди уничтожили более 30% природных ресурсов планеты, разрушили обширные площади естественных мест обитания многих видов растений и животных. Все чаще говорят об экологическом кризисе, который один ученый сравнил с рифом, а нашу Землю с кораблем, что мчится к нему на всех парусах. Остановить движение корабля невозможно, круто изменить курс - тоже нельзя. Остается замедлить его движение в опасном направлении».

Ведущий:

«Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда большая его часть – 97%- идет… в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков в развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай… А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Вопрос «куда деть мусор?» становится все актуальней. И мы попробуем сегодня ответить на него. Слово предоставляется команде …..и т.д».

Помощник 1:

«Мусор на нашей планете - одна из важнейших экологических проблем. Есть даже целая наука. Она называется ГАБРОЛОГИЯ - наука о мусоре и способах его утилизации. Посмотрим, как наши команды ориентируются в этой науке».

2 Конкурс «Вредители природы»

Командам предлагается выбрать определѐнный предмет, который часто туристы оставляют на месте привала и объяснить, какой вред данная вещь приносит окружающей среде.

(Жестяная банка имеет острые края, которыми могут поранить свои лапы животные;

Стеклянный стакан может сфокусировать солнечные лучи и нагрев сучья, сухую траву привести к пожару;

Пластиковый пакет с остатками еды может бы съеден животными, и не будучи переваренным в кишечнике закупорить пищеварительный тракт и вызвать гибель животного.)


3 Конкурс «Опознание» (для капитанов)

Ведущий: «Наша планета Земля напоминает сегодня гигантскую мусорную свалку, на которой можно встретить различные отходы.

В следующем задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д».

Задание 1 команде: 1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать. 2. Если это поджечь, то появится черный едкий дым. 3. Много детских игрушек и предметов домашнего обихода сделано из этого. 4. Предметы, сделанные из этого очень легкие. 5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она разлагается 100 лет и более. (Пластмасса)

Задание 2 команде:1. Его делают из песка. 2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. 3. Чаще всего оно прозрачное. 4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. 5. Когда падает, оно разбивается (Стекло)

Задание 3 команде:1. Это изобрели китайцы. 2. У нас это получают из древесины. 3. Из этого получается много мусора. 4. Это легко горит. 5. На этом обычно рисуют или пишут. (Бумага)

4 конкурс «Всезнайка». (каждой команде)

Ведущий: Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы экологической викторины.

Вопросы 1 команде:

Дерево – символ России. (Береза)

Листья сосны. (Хвоя)

Искусственное защитное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)

Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)

Сосновый лес. (Бор)

Плод дуба. (Желудь)

Самое быстрое животное суши. (Гепард)

Домишко пчел. (Улей)

Место, где обитают акулы (Море)

Что означает «плач» березы весной. (Сокодвижение)

Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)

Именно она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю (Пластмасса.)

Вопросы 2 команде:

Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)

Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания) Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)

Кора березы. (Береста)

Дубовый лес. (Дубрава)

Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)

Комнатное растение – лучший очиститель воздуха в помещении.

(Хлорофитум.)

Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)

Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)

Лежбище медведя. (Берлога)

Будка собаки (Конура)

Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)

Вопросы 3 команде:

Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (Полезные ископаемые)

Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы?

(Охрана)

Верхний природный слой земли, на котором растут растения? (Почва)

Жилище бобра. (Хатка)

Помещение для лошадей. (Конюшня)

Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую неживую природу? (Человек)

Организмы, обеспечивающие нас кислородом. (Растения)

Водная оболочка планеты? (Гидросфера)

Когда начинают желтеть листья берѐзы и липы? (В конце августа).

Какое животное наших лесов называют «сохатым»? (Лось).

Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой? (Экология)

Что такое ―Гринпис‖? (Независимая международная организация по охране окружающей среды).


Ведущий: «Все мы любим бывать на Природе. Отдохнуть на полянке, поиграть в мяч на берегу водоѐма, поискать грибы-ягоды в лесной чаще.. После таких походов , как правило, остаѐтся много мусора , который момент нанести очень серьѐзный вред окружающей среде»


Помощник1: (Букет подснежников)

Цветок на лугу,

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем?

Объяснить не могу.

В стакане

Он день простоял.

И завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Помощник2: Не рви меня, пожалуйста!

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю мне

На солнце, на весну.


Ведущий: Последствия: цветы привлекают человека своей красотой, но в природе они предназначены для другого: размножения растений, пищи травоядным животным, укрытия насекомым. Сорвать несколько цветков редкого растения – значит подвергнуть опасности существование всей популяции. Бессмысленное прерывание жизни растения и его потомков безнравственно и для экосистемы луга в целом может иметь отрицательные последствия. Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения – индикаторы, которые можно использовать по назначению. Варварское отношение к охраняемым видам влечет юридическую ответственность.

Предлагаемое решение: можно составить «фотобукет», специализируясь на искусстве пользования фотоаппаратом, накапливать цифровое фото в компьютере. Данное увлечение имеет не только эмоциональное значение, но и представляет собой научную ценность.

Людям с хорошими художественными навыками цветущий луг дополнительный источник вдохновения для выполнения тематических картин или отдельных зарисовок растений, которые также могут стать важным дополнением к исследовательским проектам.

Можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившиеся растения с родителями или на пришкольном участке.

Если есть возможность для посещения этого луга, можно долгое Время наблюдать за красиво цветущими растениями, записывать их, систематизировать и познакомить с ними других в форме проекта-исследования. Кроме того, регулярные прогулки – основа здорового образа жизни человека. Однако нужно помнить, что прогуливаясь, следует быть осторожным и предупредительным по отношению к популяции интересующих вас растений и к экосистеме, в которой оно живет.

«А вы знаете, что такое Красная книга? (Ответы участников.)

Эта книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплета книги красный. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»

Страницы в этой книге - разноцветные. Красные, желтые, белые и зеленые. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. На красных страницах поместили тех, которые могут исчезнуть в самые ближайшие годы и которых без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На желтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых еще пока велика, но быстро сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зеленых - о видах, которые человеку уже удалось спасти.

Иногда думают: если вид внесли в Красную книгу, это уже гарантия его спасения. Нет. Это только тревожный сигнал, напоминание, призыв и краткая программа спасения. А дальше должны действовать все мы. Каждый на своем месте и в меру своих возможностей».

5 Конкурс - «По страницам Красной книги». (на время)

Капитанам команд с помощником предлагается составить список животных, занесѐнных в Красную книгу: вписать пропущенные буквы в слова и получить названия редких исчезающих животных. Количество баллов равно количеству правильно определенных животных в списке».

(Команды письменно выполняют задания в течение 5 минут.)

Задание. «Впишите пропущенные буквы в слова и вы получите названия редких и исчезающих животных, внесенных в Красную книгу России».


КрАснОзОбАЯ кАзАркА

ЗУбР

СИвУч

ВыХуХолЬ

ОрлАн - бЕлОхВОст

ГЕпАРд

МеДвЕдЬ_

СвИрИсТЕлЬ_

ЖУрАВль

САпсАн

ГАдЮка

СНЕжнЫЙ БАРС


6 Конкурс «Литературная гостиная» (кто первый)

«Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо вспомнить сказки.

1.Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)

2.В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)

3.Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)

4.Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка)

5.«В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк) В какую птицу оборачивается Финикс из русской народной сказки. (В сокола)

6.Сколько лет рыбачил старик пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)

7.Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)

8.Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)

9.Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря)

10.Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуница)

11.Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями?

(Жар-птица)

12.На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре) В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С.

Пушкина»?(В комара, муху, шмеля)

Ведущий: Все мы - люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы - живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа. Следующий конкурс покажет нам, что можно сделать для предотвращения подобной ситуации».

7 Конкурс - «Всё взаимосвязано» (рассуждение для всех команд)

Ведущий: «Наш следующий конкурс - «Всё взаимосвязано»: так звучит первый закон экологии. Командам предстоит проанализировать различные экологические ситуации, предсказать последствия, найти выход из этих экологических ситуаций». (Капитаны вытягивают карточки с заданиями. На подготовку дается 5 минут. Максимальная оценка - 10 баллов.)

«А сейчас представители команд расскажут о той или иной экологической ситуации и о том, как можно из нее выйти». (Выступления команд, время - 3 минуты.)

Карточка 1.

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.

Нефтяные загрязнения очень токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).

Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.

Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственнопроизводственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.

Карточка 2.

Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.

При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.

Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды – стеклянной тары – и внешний вид продавцов, кипятить молоко.

Карточка 3.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.

Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.

Карточка 4.

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями.

Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.

Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.

Карточка 5.

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.


8 Конкурс - «Блиц-опрос» (очередность вопросов каждой команде)

1.Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).

2.Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожника.)

3.Состояние реки, когда вода заливает большие территории. (Половодье).

4.Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).


5.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

6.Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней. (Шиповник).

7.Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).

8.Дерево – символ нашей Родины. (Берѐза).


9.Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?

(Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

10. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

11.Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнѐздах? (Многие птицы после этого бросают своѐ гнездо.)

12.Как погасить костѐр в лесу? (Залить его водой или засыпать землѐй.)


Ведущий: «Итак, наша викторина подошла к концу.

Ну а пока жюри совещаются я проверю младших воспитанников нашего центра, на знание правил поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лес». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать хором «да», если я буду поступать хорошо и «нет», если плохо».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю, А убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

В ямку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)


Ведущий: Слово предоставляется жюри. Оно огласит результаты экологического турнира. (Жюри оглашает итоги конкурса)


«Благодарим всех, принявших участие в нашей викторине, за знания, за умения, большую проделанную работу. Желаем всем здоровья, успехов, новых знаний! Вносите каждый день пусть маленький, но реальный вклад в дело сохранения живой природы России и мира в целом!»
















Помощник 1.

«Здравствуйте! Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете. Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля».


Помощник 2.

«Вы наверняка знаете, что весной отмечается много праздников: День птиц. День Земли, День воды. И нашу сегодняшнюю встречу мы проведем в форме викторины, не простого, а экологического, посвящѐнного Дню Земли, который будет отмечаться 21 марта.

Вы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в ваших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по еѐ законам».


Помощник 1.

«В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами должны продемонстрировать не только знания по биологии, но и знания проблем экологии, понимание необходимости заботы обо всех наших соседях по планете.

Так как викторина наша экологическая, то давайте вспомним, что- же означает слово "экология‖.

Слово "Экология‖ образовано от греческого "икос‖, что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и "логос‖ - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах "у себя дома‖. Наука, в которой особое внимание уделяется "совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды‖.


Помощник 2. «Сегодня в нашей викторине примут участие три команды. Оценивать знания участников предлагается компетентному жюри.

(Представление членов жюри).

Ну а теперь слово предоставляется командам – участницам».


Помощник 1:

«Мусор на нашей планете - одна из важнейших экологических проблем. Есть даже целая наука. Она называется ГАБРОЛОГИЯ - наука о мусоре и способах его утилизации. Посмотрим, как наши команды ориентируются в этой науке».


Задание. «Впишите пропущенные буквы в слова и вы получите названия редких и исчезающих животных, внесенных в Красную книгу России».


К_АС_ОЗО_АЯ _А_А_КА

ЗУ_Р

СИ_У_

В_Х_Х_ЛЬ


О_ЛА_ _Е_О_ВО_Т

ГЕ_АР_

М_Д_Е_Ь

С_И_И_ТЕ_Ь

Ж_Р_В_Ь

С_П_АН

Г_ДЮ_А

С_Е_Н_Й _А_С



Карточка 1.

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.


Карточка 2.

Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.


Карточка 3.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.


Карточка 4.

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями.

Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.


Карточка 5.

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.


К_АС_ОЗО_АЯ _А_А_КА

ЗУ_Р

СИ_У_

В_Х_Х_ЛЬ


О_ЛА_ _Е_О_ВО_Т

ГЕ_АР_

М_Д_Е_Ь

С_И_И_ТЕ_Ь

Ж_Р_В_Ь

С_П_АН

Г_ДЮ_А

С_Е_Н_Й _А_С




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!