СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая викторина «Спасите Землю!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая викторина «Спасите Землю!» (для учащихся 5 классов)

Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина «Спасите Землю!»»

Экологическая викторина:

« Спасите ЗЕМЛЮ!»
(для учащихся 5-6 классов)


Эпиграф: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».


Цели:

формирование экологических знаний школьников; воспитание любви
к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к
решению экологических проблем, углубление знаний учащихся по биологии
и экологии, воспитание бережного отношения к природе, ответственного
отношения ко всему живому.

Название команд:


1 команда. "Гепарды”
2 команда. "Медведи»
3 команда. «Дельфины»

1Конкурс:«Вредители природы»


Я назову Предмет, который часто туристы оставляют на месте привала, а вы должны объяснить, Какой вред данная вещь приносит окружающей среде:


(Жестяная банка имеет острые края, которыми могут поранить свои лапы животные;
Стеклянный стакан может сфокусировать солнечные лучи и нагрев сучья, сухую траву привести к пожару;
Пластиковый пакет с остатками еды может бы съеден животными, и не будучи переваренным в кишечнике закупорить пищеварительный тракт и вызвать гибель животного.)
2 Конкурс «Опознание»:


«Наша планета Земля напоминает сегодня гигантскую мусорную свалку, на
которой можно встретить различные отходы.
В следующем задании вам необходимо отгадать
определенный вид отходов.


Задание 1 : Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать. 2.
Если это поджечь, то появится черный едкий дым. 3. Много детских игрушек
и предметов домашнего обихода сделано из этого. 4. Предметы, сделанные из
этого очень легкие. 5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она
разлагается 100 лет и более. (Пластмасса)


Задание 2 :Его делают из песка. 2. Если его нагреть, оно
становится тягучим, как тесто. 3. Чаще всего оно прозрачное. 4. Брошенное в
лесу, оно может стать причиной пожара. 5. Когда падает, оно
разбивается (Стекло)


Задание 3 :Это изобрели китайцы. 2. У нас это получают из
древесины. 3. Из этого получается много мусора. 4. Это легко горит. 5. На
этом обычно рисуют или пишут. (Бумага)



3 Интеллектуальный конкурс:«Всезнайка».


Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы экологической викторины.


Вопросы 1 команде:
Дерево – символ России. (Береза)
Листья сосны. (Хвоя)
Искусственное защитное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.
(Фауна)
Сосновый лес. (Бор)
Плод дуба. (Желудь)
Самое быстрое животное суши. (Гепард)
Домишко пчел. (Улей)
Место, где обитают акулы (Море)
Что означает «плач» березы весной. (Сокодвижение)
Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
Именно она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю
(Пластмасса.)
Вопросы 2 команде:
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории.
(Флора)
Кора березы. (Береста)
Дубовый лес. (Дубрава)
Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)
Комнатное растение – лучший очиститель воздуха в помещении.
(Хлорофитум.)
Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного
транспорта. (Свинец)
Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
Лежбище медведя. (Берлога)
Будка собаки (Конура)
Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования с
целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и
процессов. (Заповедник)
Вопросы 3 команде:
Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек
использует в хозяйстве? (Полезные ископаемые)
Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы?
(Охрана)
Верхний природный слой земли, на котором растут растения? (Почва)
Жилище бобра. (Хатка)
Помещение для лошадей. (Конюшня)

7

Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую неживую
природу? (Человек)
Организмы, обеспечивающие нас кислородом. (Растения)
Водная оболочка планеты? (Гидросфера)
Когда начинают желтеть листья берѐзы и липы? ( В конце августа).
Какое животное наших лесов называют «сохатым»? ( Лось).
Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей
средой? (Экология)
Что такое ―Гринпис‖? (Независимая международная организация по
охране окружающей среды).

Ведущий2: «А вы знаете, что такое Красная книга? (Ответы участников.)


Эта книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые
могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплета книги красный. Он, как
красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться
беда!»


Страницы в этой книге - разноцветные. Красные, желтые, белые и зеленые.
Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в
каком положении находится то или иное животное и растение. На красных
страницах поместили тех, которые могут исчезнуть в самые ближайшие
годы и которых без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На
желтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых еще
пока велика, но быстро сокращается. На белых говорилось о видах, вообще
редких на Земле. А на зеленых - о видах, которые человеку уже удалось
спасти.
Иногда думают: если вид внесли в Красную книгу, это уже гарантия его
спасения. Нет. Это только тревожный сигнал, напоминание, призыв и

9

краткая программа спасения. А дальше должны действовать все мы. Каждый
на своем месте и в меру своих возможностей».


«Наш следующий 5 Конкурс - «По страницам Красной книги».


Капитанам команд с помощником предлагается составить список
животных, занесѐнных в Красную книгу: вписать пропущенные буквы в
слова и получить названия редких исчезающих животных. Количество
баллов равно количеству правильно определенных животных в списке».
(Команды письменно выполняют задания в течение 5 минут.)
Задание. «Впишите пропущенные буквы в слова и вы получите названия
редких и исчезающих животных, внесенных в Красную книгу России».
КрАснОзОбАЯ__ кАзАркА_
ЗУбР
СИвУч
ВыХуХолЬ
ОрлАн - бЕлОхВОст
ГЕпАРд
МеДвЕдЬ_
СвИрИсТЕлЬ_
ЖУрАВль
САпсАн
ГАдЮка
СНЕжнЫЙ БАРС


Конкурс «Литературная гостиная»


«Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо вспомнить сказки.


Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами?
(Обезьян)
В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)
Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко
поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица
Алѐнушка и братец Иванушка)
«В темнице там царевна тужит, а ... ей верно служит». (Бурый волк)
В какую птицу оборачивается Финикс из русской народной сказки. (В
сокола)
Сколько лет рыбачил старик пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3
года)
Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три

10

пескаря)
Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали
коротышку-докторшу? (Медуница)
Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями?
(Жар-птица)
На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре)
В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С.
Пушкина»?(В комара, муху, шмеля)

Все мы - люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы - живем на планете
Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить,
растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных
и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в
природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах
одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не
нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений
должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А
растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и
еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных.
Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например
уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И
даже может произойти экологическая катастрофа. Следующий конкурс
покажет нам, что можно сделать для предотвращения подобной ситуации».


«Наш следующий конкурс - «Всё взаимосвязано»:


1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).
2. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и
укусе насекомых? (Подорожника.)
3. Состояние реки, когда вода заливает большие территории.
(Половодье).
4. Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).
5. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).
6. Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней. (Шиповник).
7. Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).
8. Дерево – символ нашей Родины. (Берѐза).
9. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?
(Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
10. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы
не попали болезнетворные микробы.)
11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнѐздах? (Многие птицы
после этого бросают своѐ гнездо.)
12. Как погасить костѐр в лесу? (Залить его водой или засыпать землѐй.)


Отрывок из стихотворения поэта Е. Евтушенко:


«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!