ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ
Актуальность.
- Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:
1. Все связано со всем. 2. Все должно куда-то деваться. 3. Природа знает лучшее. 4. Ничего не дается даром.
.
В систему экологического образования
заложены следующие принципы:
- гуманизация
- прогностичность
- научность
- интеграция
- непрерывность и систематичность
- взаимосвязанность раскрытия
глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Ядро содержания экологического образования включает в себя четыре взаимосвязанны х компонента:
- Познавательный
- Ценностный
- Нормативный
- Деятельностный
. Возможны три модели включения экологического материала в учебные планы и предметы:
- Однопредметная
- Многопредметная
- Смешанная
Для решения задач экологического образования в начальных классах на
межпредметном уровне необходимо:
- формирование целостного представления о
природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению
при анализе фактов и явлений окружающей
действительности;
- обучение младших школьников
методом познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного
отношения к среде жизнедеятельности человека.
Эпиграфом к описанию процесса обучения экологии могут быть слова
В.А. Сухомлинского: “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.
Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.
Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.
Задача 1.
Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 1, если он сделал 5 ходок? Расстояние от Совхозного посёлка до поликлиники равно 5 км.
Задача 2.
Саратовский заказник образован в 1983 году для охраны дрофы и др. видов птиц. Сколько лет заказнику?
Задача 4.
. В пределах Саратовской области протекает 358 рек длиной более 10 километров каждая, в том числе 58 рек длиной более 50 километров. Какова общая протяженность малых рек
Задача 5.
В сосновом бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали в бору?
Задача 6.
На территории Саратовской области протекает 358 рек. Что будет, если из этих рек 22 реки будут эпизодически пересыхать? Сколько рек останется в нашей области?
Задача 7.
Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Задача 1.
В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
Задача 2.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Задача 3.
Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?
Задача 4.
Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
Задача 5.
Сосна может прожить 600 лет, а рябина на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина?
Задача 7.
Берёза прожила уже 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Сколько лет может прожить берёза?
Задача 8.
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветков, а ученики 2 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?
Задача 10.
В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”
Берёза – 28
Сосна –17
Тополь – 23
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15 . 8 –(48+49)
Ответ примера вам укажет на название дерева
После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7
Клёст – 8
Аист – 6
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров
560:40=* *+786=* *:100
1. «Угадай, что за зверь»
Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост
короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)
Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка
длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)
- Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?
(Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти
прилагательные)
серый, белый, рыжая – цвет
короткий, длинный – размер
пугливый, хитрый – характер
2. Викторина «Что? Где? Когда?»
«Знаешь ли ты птиц?»
1) Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
2) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название?
Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является
объектом спортивной охоты. (Дергач)
3) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах.
Герой одной из басен Крылова. (Чиж)
4) Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти
птицы? (Грач)
5) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных
насекомых, подлежит охране. (Сыч)
3. Закончи предложения:
1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает
новая – … и … . (густая и пушистая)
2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).
4. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во второй – домашних. Выдели орфограмму.
Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр,
лось, корова, медведь, бык.
5. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут времена года.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались
девушки в лес гулять.
Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу
играть. А потом стали снежную бабу лепить.
Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.
Потекли ручьи. Все ребята рады.
Целью моих бесед стало также следующее:
- Ознакомление школьников и их родителей с элементарными требованиями гигиены питания.
- Знакомство со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников; со значением полезных продуктов; вред чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями; польза тёплой и жидкой пищи; вред употребления еды всухомятку.
- Знакомство с требованиями гигиены и правилами поведения за столом.
- Перед детьми ставится конкретный вопрос: “Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?”.
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
Нежных улыбок и ласковых слов, Радости, счастья учеников.