СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание младших школьниокв на межпредметной основе.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ НА  МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ

Актуальность. Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Актуальность.

  • Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:    1. Все связано со всем.  2. Все должно куда-то деваться.  3. Природа знает лучшее.  4. Ничего не дается даром.

Американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:

1. Все связано со всем. 2. Все должно куда-то деваться. 3. Природа знает лучшее. 4. Ничего не дается даром.

.  В систему экологического образования заложены следующие принципы:  гуманизация  прогностичность  научность  интеграция  непрерывность и систематичность  взаимосвязанность раскрытия  глобальных,  региональных и локальных аспектов экологии.

.

В систему экологического образования

заложены следующие принципы:

  • гуманизация
  • прогностичность
  • научность
  • интеграция
  • непрерывность и систематичность
  • взаимосвязанность раскрытия

глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

 Ядро содержания экологического  образования включает в себя четыре  взаимосвязанны х компонента:   Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный

Ядро содержания экологического образования включает в себя четыре взаимосвязанны х компонента:

  • Познавательный
  • Ценностный
  • Нормативный
  • Деятельностный
. Возможны три модели  включения экологического материала в учебные планы и предметы: Однопредметная  Многопредметная  Смешанная

. Возможны три модели включения экологического материала в учебные планы и предметы:

  • Однопредметная
  • Многопредметная
  • Смешанная
Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:  формирование целостного представления о  природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

Для решения задач экологического образования в начальных классах на

межпредметном уровне необходимо:

  • формирование целостного представления о

природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

  • развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению

при анализе фактов и явлений окружающей

действительности;

 обучение младших школьников методом познания окружающего мира;  воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.
  • обучение младших школьников

методом познания окружающего мира;

  • воспитание эстетического и нравственного

отношения к среде жизнедеятельности человека.

Эпиграфом к описанию процесса обучения экологии могут быть слова В.А. Сухомлинского: “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

Эпиграфом к описанию процесса обучения экологии могут быть слова

В.А. Сухомлинского: “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.   Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям  Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.

Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

Задача 1.

Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 1, если он сделал 5 ходок? Расстояние от Совхозного посёлка до поликлиники равно 5 км.

Задача 2.

Саратовский заказник образован в 1983 году для охраны дрофы и др. видов птиц. Сколько лет заказнику?

Задача 4.

. В пределах Саратовской области протекает 358 рек длиной более 10 километров каждая, в том числе 58 рек длиной более 50 километров. Какова общая протяженность малых рек

Задача 5.

В сосновом бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали в бору?

Задача 6.

На территории Саратовской области протекает 358 рек. Что будет, если из этих рек 22 реки будут эпизодически пересыхать? Сколько рек останется в нашей области?

Задача 7.

Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

Задача 1.

В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

Задача 2.

Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

Задача 3.

Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?

Задача 4.

Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

Задача 5.

Сосна может прожить 600 лет, а рябина на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина?

Задача 7.

Берёза прожила уже 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Сколько лет может прожить берёза?

Задача 8.

Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветков, а ученики 2 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?

Задача 10.

В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом” Берёза – 28 Сосна –17 Тополь – 23 Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15 . 8 –(48+49) Ответ примера вам укажет на название дерева После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание: Какая птица выводит птенцов зимой? Дятел – 7 Клёст – 8 Аист – 6 Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров  560:40=* *+786=* *:100

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”

Берёза – 28

Сосна –17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15 . 8 –(48+49)

Ответ примера вам укажет на название дерева

После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:

Какая птица выводит птенцов зимой?

Дятел – 7

Клёст – 8

Аист – 6

Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров

560:40=* *+786=* *:100

 1. «Угадай, что за зверь»  Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)  Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)  - Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?  (Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти прилагательные)  серый, белый, рыжая – цвет  короткий, длинный – размер  пугливый, хитрый – характер 2. Викторина «Что? Где? Когда?»  «Знаешь ли ты птиц?»  1) Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)  2) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название?  Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является  объектом спортивной охоты. (Дергач)  3) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах.  Герой одной из басен Крылова. (Чиж)  4) Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти  птицы? (Грач)  5) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных  насекомых, подлежит охране. (Сыч)

1. «Угадай, что за зверь»

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост

короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)

Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка

длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)

- Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?

(Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти

прилагательные)

серый, белый, рыжая – цвет

короткий, длинный – размер

пугливый, хитрый – характер

2. Викторина «Что? Где? Когда?»

«Знаешь ли ты птиц?»

1) Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

2) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название?

Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является

объектом спортивной охоты. (Дергач)

3) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах.

Герой одной из басен Крылова. (Чиж)

4) Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти

птицы? (Грач)

5) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных

насекомых, подлежит охране. (Сыч)

 3. Закончи предложения:  1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает  новая – … и … . (густая и пушистая)  2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).  4. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во второй – домашних. Выдели орфограмму.  Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр,  лось, корова, медведь, бык.  5. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут времена года.  Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались  девушки в лес гулять.  Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу  играть. А потом стали снежную бабу лепить.  Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.  Потекли ручьи. Все ребята рады.

3. Закончи предложения:

1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает

новая – … и … . (густая и пушистая)

2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).

4. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во второй – домашних. Выдели орфограмму.

Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр,

лось, корова, медведь, бык.

5. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут времена года.

Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались

девушки в лес гулять.

Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу

играть. А потом стали снежную бабу лепить.

Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.

Потекли ручьи. Все ребята рады.

Целью моих бесед стало также следующее: Ознакомление школьников и их родителей с элементарными требованиями гигиены питания. Знакомство со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников; со значением полезных продуктов; вред чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями; польза тёплой и жидкой пищи; вред употребления еды всухомятку. Знакомство с требованиями гигиены и правилами поведения за столом.

Целью моих бесед стало также следующее:

  • Ознакомление школьников и их родителей с элементарными требованиями гигиены питания.
  • Знакомство со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников; со значением полезных продуктов; вред чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями; польза тёплой и жидкой пищи; вред употребления еды всухомятку.
  • Знакомство с требованиями гигиены и правилами поведения за столом.
Перед детьми ставится конкретный вопрос: “Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?”.
  • Перед детьми ставится конкретный вопрос: “Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?”.
 Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,  Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,  Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

Нежных улыбок и ласковых слов,  Радости, счастья учеников.

Нежных улыбок и ласковых слов, Радости, счастья учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!