Доклад по теме: Экологическое воспитание младших школьников.
Григорьевой Н.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Могоеновская средняя общеобразовательная школа
Слайд1 В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.
Слайд2 Ведущей тенденцией занятий в кружковой работе является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Слайд3 Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов во внеурочной деятельности . кружковой работе а, также предметов изучаемых в начальной школе предусматривает решение ряда задач:
- расширение экологических знаний;
- повышение экологической культуры;
- развитие потребностей гармоничного общения с природой;
- обогащение кругозора детей;
- развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;
- развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;
- привитие бережного отношения и любви к природе -привлечение местного населения к экологической работе и решению экологических проблем своей местности основанную на проведении совместных мероприятий экологической направленности;
.слайд4 Для реализации поставленных задач проводились совместные экологические мероприятия с привлечением местного населения такие как "Ты нам нужна, природа!" : дневные походы - экскурсии по Родному краю, очистка соснового бора от мусора, а также берега озера от мусора,
слайд 5 «Ты нам нужна, природа!»
Слайд 6 Работа с семьей, Экологический всеобуч, Экологические акции: «Чистый двор, «Школьный двор», «Посади дерево», «Сооруди клумбу ».
Нам была оказана незначительная помощь в акции по очистке соснового бора от мусора, а также в сооружении места отдыха. Продолжать работу в этом направлении просто необходимо, так как её перспективы очевидны.
Слайд7 Для решения названных задач я спланировала занятия в кружковой работе по экологическому воспитанию, объединённые в цикл «Юный эколог».
Цикл занятий в кружковой работе «Юный эколог» |
Экологические беседы | | Экологические чтения | | Экологические игры | | Творческие занятия | | Загадки природы |
Слайд8 Цикл занятий «Юный эколог» делится на пять разделов:
1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
Слайд9-10 2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.
Слайд11 – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).
Слай12 -13 – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.
Слайд14 – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.
Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы ,. в сосновом бору учатся наблюдать за природой. и за пределами школьного учреждения. Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе.
Слайд 15 Экологическая тропа - это разновидность “учебных троп природы”, которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей. на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.
Слайд16 -17 . «Жалобная книга» природы.
Цель: записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих в ближайшем окружении детей (в сосновом бору, в роще . на лугу в озере . , на пришкольном участке)
Такую книгу можно иллюстрировать детскими рисунками. На втором этапе желательно обсудить поступившие жалобы и подумать, как можно исправить положение. ( с помощью практических дел)
Слайд18-19 . Коллекция увиденных животных (растений).
Цель: составить коллекцию увиденных животных (растений)
В ходе проекта развивается наблюдательность и активность.
Дети сами определяют, в какой форме представят свою коллекцию (рисунки, фотографии, книжки-малышки, сочинение стихов, загадок и т.д.)
Слайд20-21 . Птичья «столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его - в создании и организации на территории школы птичьей «столовой». Дети продумывают. Где лучше разместить «столовую», какие кормушки и для каких птиц предусмотреть. Поочередно ведется дежурство и наблюдение.
Слайд 22 . «Знакомые незнакомцы»
Проект заключается в том, чтобы научиться узнавать деревья в зимнее время.
Во время прогулки дети собирают веточки деревьев, ставят в баночки с водой и ведут за ними наблюдение. Когда появятся первые листочки, определяем, какое это дерево или кустарник.
Слайд 23 . «Секреты пернатых».
Цель проекта: научиться опознавать птиц по их характерным особенностям.
В классе вывешивается стенгазета с изображением редких птиц. Класс делится на группы. Каждая группа занимается поиском информации о «своем» питомце и складывает в конверт. На завершающем этапе можно провести викторину.
Слайд 24 Красная книга Российской Федерации.
Цель: Выяснить, какие растения и животные ближайшего окружения являются редкими, включены в Красную книгу
Слайд25 . Лесная аптека.
Цель: Познакомиться с лекарственными растениями. Открыть лесную аптеку у себя в классе.
Слайд26 . «Природа в нашем доме».
Проект подразумевает уход за домашними растениями, животными.
Слайд27 - 28 . «Письмо зелёному другу».
Использование данной методики предполагает заботу о своём новом друге.
Данные проекты осуществляются в форме сюжетно-ролевой игры, интересны детям. Каждая методика – это обучение детей и выполнение с ними практических дел экологического содержания.
Слайд29. Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.
Свой опыт будем продолжать и в дальнейшей экологической работе, которой на территории предостаточно, особенно в исследовательском плане, также планируется усилить работу с местным населением, работать над созданием в школе научного экологического сообщества учащихся .
Считаем, что наш опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой
Литература:
1.Александров Б., «О чём рассказывали цветы». М., 1996г.
2.«Внеклассные мероприятия», Вако, М.,2007г.
3.Домбек С.О., Лебедева Н.В. «Классные дела в начальной школе». Сфера, М., 2007г.
4.Плешаков А.А. «Зелёные страницы». Просвещение, М.,2005г.
5.Плешаков А.А., Румянцев А.А. «Великан на поляне». Просвещение, М., 2005г.
6. Ушакова О.Д. «Красная книга. Растения». Литера, СПб,2009г.
Приложение .
Примерный план занятий цикла «Юный эколог» в 1 классе
| Понедельник – «Экологические беседы» | Вторник – «Экологические чтения» | Среда – «Экологические игры» | Четверг – «Творческие занятия» | Пятница – «Загадки природы» |
Сентябрь | Беседа-диалог «Сентябринка в гостях у ребят». | В. Чаплина «Дружба». | Познавательная игра «Живая природа». | Рисуем «Мир красоты». | «Чудеса природы». |
Октябрь | «Забота о животных». | Осень в творчестве А.С.Пушкина. | Игра-путешествие «По страницам Красной книги». | Коллективная работа – рисунок «Книга осени». | О животных. |
Ноябрь | «Мы – друзья природы». | М. Пришвин «Хромка». | Почемучкина игра «Неизвестное об известном». | Коллективная работа – аппликация «Листопад в ладошках». | «Явления природы». |
Декабрь | Беседа-диалог «Сбережём зелёную ель». | Г. Скребицкий «Кот Иванович». | Игра-путешествие «По лесным тропам». | Конкурс работ «Вальс снежинок». | «Времена года». |
Январь | Познавательная беседа «В гостях у Лесовичка». | Зима в творчестве Сергея Есенина. | Игра-путешествие «Жуки приглашают в гости». | Конкурс рисунков «Зимний лес». | «Лесные загадки». |
Февраль | Познавательная беседа «Весёлый мир насекомых». | В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». | Познавательная игра «Лукошко грибника». | Акция «Помогите птицам!» (изготовление кормушек). | «Подземное царство грибов». |
Март | «Природа и человек». | Л.Н.Толстой «Птичка». | Познавательная игра «Пернатые друзья». | Коллективная работа – аппликация «Скворцы прилетели». | «Экологическое ассорти». |
Апрель | «Таинственный мир подводного царства». | Весна в творчестве Ф.Тютчева. | Игра-путешествие « Щука, карп, пескарь и сом нас зовут в свой водоём». | Коллективная поделка «Аквариум». | «На кого похожа рыбка?». |
Май | «Краса Земли – цветы!». | Н. Сладков «Тень». | Познавательная игра «А знаете ли, вы…» | Акция «Моя школа – цветущий сад» (посадка цветов на школьных клумбах). | Творческая работа «Сочиняем загадки о Земле и её обитателях». |
Беседа – диалог «Краса Земли – цветы».
Цели: расширять знания младших школьников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся, расширять кругозор.
Содержание беседы.
- Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?
- Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
- Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим.
Есть одна игра для вас -
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
В траве густой, зелёной, он выглядит нарядно.
Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк.
Ну, кто ж его не знает? Ведь это … (василёк)
Золотая середина и лучи кругом,
Это, может быть, картина: солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветок … (ромашка)
На солнечной опушке в траве стоит она.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка.
Все зовут цветок … (фиалка)
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик.
Все зовут его, ребята, просто … (одуванчик)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя.
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками)
Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник,
И первый появляется в проталине … (подснежник)
(демонстрация иллюстраций цветов)
- Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками, Морозом и Ветром, решила не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают первым цветком, встречающим весну.
Рассмотрите картину и скажите, почему этот цветок называют подснежником? Он первым появляется из-под снега. Подснежники. Этим именем часто называют все растения цветущие рано весной. Но настоящие подснежники растут в горных районах и встречаются редко. Они очень нежные и красивые.
Многие первоцветы – лекарственные растения. Собирая первоцветы, как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания. Весной и летом вы иногда бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы. Люди собирают большие букеты первоцветов, ландышей, фиалок, колокольчиков (демонстрация иллюстраций цветов). А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе? Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время – их надо беречь!
- Не рвите цветы, не рвите -
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
«Сказка о ромашках».
- А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперёд и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.
Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.
Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения.
- Ребята, а помните ли вы, что такое Красная книга? Это книга, в которой перечислены растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому, что красный цвет – цвет опасности и тревоги за всё живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и охраняемые растения нашей страны. Только в Подмосковье более 300 видов исчезающих растений. С каждым годом скудеют краски наших пригородных лесов, лугов, прудов и речек. Уже редко встретишь на тенистых лесных полянах прекрасный персиколистный колокольчик. Бесполезно, вероятно, искать в сосновом бору легендарную сон-траву. А в тихих заводях рек уже не растёт белоснежная кувшинка. Цветы исчезают, и мы, теряя их, теряем красоту.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
…
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Давайте подведём итог нашей беседы:
- Какие цветы вы знаете?
- Какие цветы растут на школьной клумбе, у вашего дома?
- Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу.
- Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пёстрым хороводом?
- Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете, спойте песню о цветах.