Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов.
2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние безопасности страны.
На уроках математики можно расширять, углублять, уточнять экологические знания учащихся. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края.
Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Экологические задачи для младших школьников могут быть разного уровня сложности в зависимости от класса и подготовленности детей.
Решение задач с экологическим содержанием я использовала при проведении урока математики по теме: «Единицы массы. Тонна. Центнер».
Цели урока: организовать деятельность учащихся:
- по формированию представлений о массе конкретных предметов и тел; по знакомству учащихся с новыми единицами массы - тонна, центнер;
- по усвоению эталона соотношений между единицами массы;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению состояния окружающей среды нашего села, через составление и решение задач.
Этап «Формулировка темы и цели урока» был направлен на включение школьников в активную позицию через понимание цели и содержания предстоящей деятельности на уроке. Достижение поставленной цели реализуется через актуализацию знаний по теме урока, определение ключевых понятий темы.
Цель реализована следующими методами и приемами: математический диктант, проблемный диалог.
Этап «Работа с новым материалом» направлен на реализацию цели формирования системы знаний по теме урока.
Способы: диалог, парная работа.
Методы: подводящий к открытию знания диалог.
Этап «Первичное закрепление» был направлен на включение полученных знаний по теме раздела курса математики, расширение и углубление имеющихся знаний по теме урока.
Данная цель была реализована в процессе решения экологических задач на нахождение массы. Решение подобных задач формирует у школьников чувство ответственности за сохранение и восстановление природных ресурсов.
Цель реализована следующими методами и приемами: работа в паре, выполнение тестовых и практических заданий по теме урока.
Этап «Подведение итогов урока» был направлен на реализацию цели осмысления хода и результатов урока, формирование устойчивых и отчетливых образов новых знаний.
Цель реализована следующими методами и приемами: диалог, обмен мнениями в группе, обсуждение результатов деятельности на уроке, анализ и самоанализ деятельности и результатов деятельности на уроке.
Большой интерес у учащихся вызвала информация о путях решения проблемы накопления отходов в селе. Вместе с ребятами решили проследить технологическую цепочку, связывающую несколько предприятий, участвующих в процессе сбора, сортировки, переработки и утилизации отходов. Для села эта проблема крайне актуальна.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием способствует лучшему усвоению знаний, расширяет кругозор школьников, помогает осознанию учащимися необходимости бережного отношения к природе.