СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ задание №2.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ по русскому языку.Готовимся к заданию номер два .

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ задание №2.»

Задание 2

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

Задание: Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым (последним, на месте пропуска) в этом тексте? Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в предложении?


Выполняя это задание, необходимо знать:

Самые распространенные средства связи предложений

Примеры

1. Личные местоимения.

Мировой океан в любой момент может "выдохнуть" в атмосферу вдвое больше углерода, чем человек за все время индустриального развития. За последние двадцать тысяч лет он дважды "выдыхал" массу углекислоты.

2. Указательные местоимения.

Фактически мы все живем на пороховой бочке под названием "мировой океан". К такому выводу пришли ученые под руководством специалистов из Университета Колорадо.

3. Притяжательные местоимения.

Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание ученых всего мира.

4. Эллипсис, т.е. пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются из контекста.

Исследователи доказали отдельным скептикам, что в конце ледникового периода в атмосферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода в виде углекислого газа. А всему миру – теорию о том, что Мировой океан "дышит".

(в этом случае эллипсис указывает на слово доказали, которое можно при желании восстановить).

5. Вводные слова

Во-первых, наглядным доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение углерода в атмосфере именно над Мировым океаном. Во-вторых, нашел подтверждение тезис о том, что вода – живая субстанция.

6. Союзы

Ученых поразил этот факт. Читатели тоже впервые задумались над поразительной способностью воды "дышать", подобно человеку.

7. Синонимы (в том числе контекстные).

Ученые пытались выяснить, откуда в атмосфере Земли в конце последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Исследователи рассмотрели несколько вариантов различных гипотез.

8. Антонимы (в том числе контекстные).

Известно, что кислород дарит жизнь, а углекислотасмерть.

9. Наречия времени.

Ученые решили провести несколько экспериментов. Сначала поместили воду в сосуд, потом подогрели ее.

10. Однокоренные слова

При кипении вода выделяет пар. Водяные капельки оседают на стенках сосуда.

11. Частицы (чаще всего именно, только, лишь).

"Дыхание океана" может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения.

12. Повторы:

  • Лексические;

  • Грамматические;

  • Синтаксические.

Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

Найдем лексический повтор. Это слово КТО.

Грамматический повтор можно увидеть в отрицании (частица НЕ), и в повторении прошедшего времени глагола единственного числа несовершенного вида. (любовался, восторгался, замирал). Все три предложения – вопросительные, и это синтаксический повтор.



Между предложениями могут быть использованы сразу несколько видов связи: союз и личное или указательное местоимение, частица и лексические повтор и т.п.

Необходимо также понимать смысловые отношения между предожениями:


Смысловые отношения между предложениями

Примеры рассуждений

Причинные, следственные, уступительные.

(1) Веками бушующая стихия пугала человека (почему?) (2) Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов (что из этого следовало?). (3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4) Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям науки количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растет.

Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугала, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвертым – следственные: чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому "много было сделано различных изобретений"; это выводы, следствия из предыдущих предложений. А между пятым и четвертым предложениями – уступительные отношения: число жертв растет (вопреки чему?), хотя много сделано изобретений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!