Самые распространенные средства связи предложений | Примеры |
1. Личные местоимения. | Мировой океан в любой момент может "выдохнуть" в атмосферу вдвое больше углерода, чем человек за все время индустриального развития. За последние двадцать тысяч лет он дважды "выдыхал" массу углекислоты. |
2. Указательные местоимения. | Фактически мы все живем на пороховой бочке под названием "мировой океан". К такому выводу пришли ученые под руководством специалистов из Университета Колорадо. |
3. Притяжательные местоимения. | Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание ученых всего мира. |
4. Эллипсис, т.е. пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются из контекста. | Исследователи доказали отдельным скептикам, что в конце ледникового периода в атмосферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода в виде углекислого газа. А всему миру – теорию о том, что Мировой океан "дышит". (в этом случае эллипсис указывает на слово доказали, которое можно при желании восстановить). |
5. Вводные слова | Во-первых, наглядным доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение углерода в атмосфере именно над Мировым океаном. Во-вторых, нашел подтверждение тезис о том, что вода – живая субстанция. |
6. Союзы | Ученых поразил этот факт. Читатели тоже впервые задумались над поразительной способностью воды "дышать", подобно человеку. |
7. Синонимы (в том числе контекстные). | Ученые пытались выяснить, откуда в атмосфере Земли в конце последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Исследователи рассмотрели несколько вариантов различных гипотез. |
8. Антонимы (в том числе контекстные). | Известно, что кислород дарит жизнь, а углекислота – смерть. |
9. Наречия времени. | Ученые решили провести несколько экспериментов. Сначала поместили воду в сосуд, потом подогрели ее. |
10. Однокоренные слова | При кипении вода выделяет пар. Водяные капельки оседают на стенках сосуда. |
11. Частицы (чаще всего именно, только, лишь). | "Дыхание океана" может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения. |
12. Повторы: Лексические; Грамматические; Синтаксические. | Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? Найдем лексический повтор. Это слово КТО. Грамматический повтор можно увидеть в отрицании (частица НЕ), и в повторении прошедшего времени глагола единственного числа несовершенного вида. (любовался, восторгался, замирал). Все три предложения – вопросительные, и это синтаксический повтор. |
Между предложениями могут быть использованы сразу несколько видов связи: союз и личное или указательное местоимение, частица и лексические повтор и т.п.
Смысловые отношения между предложениями | Примеры рассуждений |
Причинные, следственные, уступительные. | (1) Веками бушующая стихия пугала человека (почему?) (2) Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов (что из этого следовало?). (3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4) Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям науки количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растет. Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугала, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвертым – следственные: чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому "много было сделано различных изобретений"; это выводы, следствия из предыдущих предложений. А между пятым и четвертым предложениями – уступительные отношения: число жертв растет (вопреки чему?), хотя много сделано изобретений. |