СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ по истории. Анализ исторической ситуации (1930-1940 гг,)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 ЕГЭ по истории.  Закрепление умений анализировать  историческую ситуацию ( СССР в 1930-1940 гг,)

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по истории. Анализ исторической ситуации (1930-1940 гг,)»

Анализ исторической ситуации (1930-1940гг.)



    1. Многие пред­ста­ви­те­ли отечественной твор­че­ской интеллигенции с вос­тор­гом приняли новую, со­вет­скую власть. В 1920-х гг. в Со­вет­ском государстве су­ще­ство­ва­ли разнообразные твор­че­ские объединения, раз­ви­ва­лось авангардное искусство, со­вер­ша­лись смелые твор­че­ские эксперименты. Но в 1930-х гг. си­ту­а­ция изменилась: утвер­дил­ся единый метод — со­ци­а­ли­сти­че­ский реализм, дру­гие направления стали преследоваться, твор­че­ские объединения были за­кры­ты или слиты в еди­ные союзы, куль­ту­ра была по­став­ле­на под жёсткий пар­тий­ный контроль, на часть твор­че­ской интеллигенции об­ру­ши­лись гонения и репрессии. Дайте не менее трёх объ­яс­не­ний произошедшим изменениям.

    1. За пе­ри­од конца 1920-х — пер­вой по­ло­ви­ны 1930-х гг. в СССР из де­рев­ни в город пе­ре­се­ли­лось не­сколь­ко мил­ли­о­нов человек. Ука­жи­те не менее трёх при­чин (предпосылок) дан­но­го явления.


3.В ре­зуль­та­те пер­вых двух пя­ти­ле­ток СССР до­стиг не­ве­ро­ят­ных эко­но­ми­че­ских успехов. Стра­на стала эко­но­ми­че­ски независимой, про­из­во­дя все виды про­мыш­лен­ной продукции. Быст­ры­ми тем­па­ми раз­ви­ва­лась тяжёлая промышленность. Од­на­ко со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли от­ме­ча­ют мно­гие не­га­тив­ные черты уста­но­вив­шей­ся тогда в СССР эко­но­ми­че­ской системы. При­ве­ди­те не менее трёх не­га­тив­ных черт со­здан­ной к се­ре­ди­не 1930-х гг. в СССР эко­но­ми­че­ской системы.


4.Подписание пакта Молотова – Риббентропа резко понижало международный авторитет Советского Союза, ранее последовательно занимавшего антифашистские позиции на мировой арене. Понимая это, И.В. Сталин всё же шёл на сближение с Германией. Укажите не менее трёх причин такой политики.


5.В 1940 г. германским командованием был разработан план нападения на СССР, получивший название «план Барбаросса». Укажите любые три причины (предпосылки) провала этого плана.


6.В сен­тяб­ре 1941 г. И.В.Сталин в бе­се­де с аме­ри­кан­ским государственным де­я­те­лем У.А. Гар­ри­ма­ном сказал: «Мы знаем, народ не хочет сра­жать­ся за ми­ро­вую революцию... Может быть, будет сра­жать­ся за Россию». Не­ожи­дан­ное признание И.В. Ста­ли­на было при­зна­ком существенного пе­ре­смот­ра идейных основ партийно-политической ра­бо­ты в армии и стране. По­че­му в по­ли­ти­ке руководства стра­ны произошел поворот, ко­то­рый получил на­зва­ние «идеологического нэпа»? При­ве­ди­те не менее двух фак­ти­че­ских подтверждений про­изо­шед­ше­го поворота.


7.В конце 1930-х гг. со­вет­ское ру­ко­вод­ство ак­тив­но на­ча­ло го­то­вить­ся к войне. Со­вет­ско­му об­ще­ству вну­ша­лась мысль, что про­тив­ник будет легко раз­гром­лен Крас­ной Армией. Но летом 1941 г. после на­па­де­ния фа­шист­ской Гер­ма­нии Крас­ная Армия ока­за­лась на грани пол­но­го разгрома. Дайте не менее трёх объ­яс­не­ний произошедшему.


8.Бóльшую часть 1930-х гг. СССР про­во­дил политику, на­це­лен­ную на про­ти­во­дей­ствие агрессивным пла­нам фашистской Германии. Од­на­ко накануне Вто­рой мировой войны Со­вет­ский Союз по­ме­нял политику и за­клю­чил договор с Германией. Ука­жи­те название этого договора. При­ве­ди­те не менее двух причин, по­бу­див­ших Советский Союз заключить этот договор.


9.С се­ре­ди­ны 1930-х гг. СССР про­во­дит ак­тив­ную политику, на­прав­лен­ную про­тив рас­про­стра­не­ния фа­шиз­ма в Европе. Ука­жи­те любые три меры, ко­то­рые были при­ня­ты СССР в рам­ках про­ве­де­ния этой политики.



10.В вос­по­ми­на­ни­ях многих со­вре­мен­ни­ков о Ве­ли­кой Отечественной войне осо­бое место за­ни­ма­ет Московская битва. Так, когда мар­ша­ла Г.К. Жу­ко­ва спрашивали, какое со­бы­тие прошедшей войны ему боль­ше всего запомнилось, он все­гда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объ­яс­ня­ет­ся особое зна­че­ние Московской битвы в ис­то­рии Великой Оте­че­ствен­ной войны (приведите не менее трёх предположений).


11.В 1930-х гг. пар­тия и пра­ви­тель­ство при­ла­га­ли боль­шие уси­лия для укреп­ле­ния мощи Крас­ной Армии. Раз­ра­ба­ты­ва­лись новые типы во­ен­ной техники, под во­ен­ное про­из­вод­ство были вы­де­ле­ны боль­шие про­из­вод­ствен­ные мощности. В стра­не куль­ти­ви­ро­вал­ся облик со­вет­ско­го воина - патриота, не­по­бе­ди­мо­го защитника. Но в июне-июле 1941 г. Крас­ная Армия ока­за­лась на грани пол­но­го раз­гро­ма в ре­зуль­та­те на­па­де­ния фа­шист­ской Германии. При­ве­ди­те не менее трёх объ­яс­не­ний тому, что Крас­ная Армия ока­за­лась в таком положении.


Ответы.

1. В 1930-х гг. в стра­не установился то­та­ли­тар­ный режим, культ лич­но­сти Сталина; был сфор­ми­ро­ван мощный ре­прес­сив­ный аппарат; про­изо­шла унификация всей об­ще­ствен­ной жизни.

2.Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие пред­по­сыл­ки дан­но­го явления:

1) аг­рар­ное пе­ре­на­се­ле­ние за­став­ля­ло кре­стьян в по­ис­ках ра­бо­ты по­ки­дать деревню;

2) кре­стья­не бе­жа­ли от кол­хо­зов спа­са­ясь от раскулачивания;

    1. кол­лек­ти­ви­за­ция резко сни­зи­ла уро­вень жизни крестьянства, и кре­стья­не стре­ми­лись по­ки­нуть де­рев­ню лю­бы­ми способами.

      3.Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие не­га­тив­ные черты:

    1) со­здан­ная си­сте­ма во мно­гом была ос­но­ва­на на на­си­лии (например, на­силь­ствен­ное объ­еди­не­ние кре­стьян в колхозы, ис­поль­зо­ва­ние труда заключённых и т. д.);

    2) в со­вет­ской эко­но­ми­че­ской си­сте­ме ра­бот­ник ока­зы­вал­ся мало за­ин­те­ре­со­ван в ре­зуль­та­тах сво­е­го труда, это сни­жа­ло воз­мож­но­сти по по­вы­ше­нию про­из­во­ди­тель­но­сти труда;

    3) в 1930-х гг. сло­жи­лась дис­про­пор­ция в раз­ви­тии тяжёлой промышленности, с одной стороны, и лёгкой и пи­ще­вой промышленности, с другой, это вело к де­фи­ци­ту то­ва­ров на­род­но­го потребления;

    4) от­сут­ствие част­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства не поз­во­ля­ло рас­ши­рять­ся сек­то­ру услуг, про­из­вод­ства то­ва­ров на­род­но­го потребления;

    5) пла­но­вые показатели, ко­то­рые при­хо­ди­лось вы­пол­нять предприятиям, часто были ото­рва­ны от реальности.


4.1) советские войска проявляли героизм, что препятствовало быстрому продвижению немецких войск;

2) из-за нападения на Югославию и Грецию Гитлер был вынужден отсрочить начало нападения на СССР на пять недель, что не позволило ему завершить кампанию против СССР до начала зимы;

3) при разработке плана германское командование недооценило военно-мобилизационный потенциал СССР;

4) при реализации плана общий фронт немецких армий вытянулся

в глубь территории СССР на 2500 км, что снижало его оперативную плотность войск до 14 километров на одну дивизию; поэтому требовались срочные перегруппировки войск, на которые уходили дополнительное время и силы;

5) немецкие войска с трудом продвигались по труднопроходимым территориям;

  1. СССР получил помощь и поддержку со стороны Англии и США


5.Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие эдементы.

 

Ответ на пер­вый вопрос:

неудачи лет­ней кампании 1941 г. показали, что одной ком­му­ни­сти­че­ской идеологии не­до­ста­точ­но для по­бе­ды над врагом, воз­ник­ла необходимость об­ра­тить­ся к ду­хов­ным традициям на­ро­да и рус­ской армии.

 

Фактические подтверждения:

1) возрождение гвардии:

2) появление пол­ко­вод­че­ских орденов:

3) в своих вы­ступ­ле­ни­ях И.В. Ста­лин обращается к име­нам великих рус­ских полководцев:

4) позже, в 1943 г.. вос­ста­нов­ле­ние патриаршества, ро­спуск Коминтерна, за­ме­на петлиц по­го­на­ми в во­ен­ной форме:

  1. появление но­во­го государственного гимна («сплотила на­ве­ки Великая Русь»).


6.Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие объяснения:

 

- неудачи в на­ча­ле войны были вы­зва­ны вне­зап­ным и ве­ро­лом­ным ха­рак­те­ром на­па­де­ния фа­шист­ской Гер­ма­нии без объ­яв­ле­ния войны;

- сталинское окру­же­ние под­дер­жи­ва­ло оши­боч­ную в той си­ту­а­ции стра­те­гию ве­де­ния на­сту­па­тель­ной войны на тер­ри­то­рии противника;

- развязанные Ста­ли­ным и его окру­же­ни­ем ре­прес­сии про­тив ко­манд­но­го со­ста­ва Крас­ной Армии осла­би­ли её го­тов­ность к войне;

- репрессии про­тив кон­струк­то­ров и учёных не­га­тив­но ска­за­лись на раз­ви­тии во­ен­ной тех­ни­ки в СССР;

- немцы ис­поль­зо­ва­ли самую пе­ре­до­вую так­ти­ку ве­де­ния во­ен­ных действий, умело поль­зо­ва­лись тех­ни­че­ским преимуществом, чему не смог­ли про­ти­во­сто­ять мно­гие ев­ро­пей­ские страны, в том числе Франция;

- при на­па­де­нии на СССР немцы ис­поль­зо­ва­ли всю про­из­вод­ствен­ную мощь и ре­сур­сы покорённой Европы;

  • вмешательство И.В. Ста­ли­на в ру­ко­вод­ство ар­ми­ей в на­ча­ле войны не­га­тив­но ска­зы­ва­лось на ре­зуль­та­тах бо­е­вых действий.


7.В правильно ответе должно быть указано:

Название договора- Пакт о ненападении, пакт Молотова-Риббентропа

Причины:

- СССР боялся остаться в политической изоляции.

- Нежелание Англии и Франции создавать в Европе систему коллективной безопасности

Боязнь СССР оказаться в состоянии войны на два фронта из-за усиления Японии на Дальнем Востоке


8.Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие меры:

1) вступ­ле­ние СССР в Лигу Наций;

2) под­пи­са­ние до­го­во­ров о вза­им­ной по­мо­щи с Фран­ци­ей и Че­хо­сло­ва­ки­ей в 1935 г.;

3) раз­ра­бот­ка со­вет­ским пра­ви­тель­ством плана борь­бы за кол­лек­тив­ную без­опас­ность, преду­смат­ри­вав­ше­го за­клю­че­ние ре­ги­о­наль­но­го со­гла­ше­ния между ев­ро­пей­ски­ми го­су­дар­ства­ми о вза­им­ной за­щи­те от гер­ман­ской агрес­сии;

4) вы­ступ­ле­ние СССР с осуж­де­ни­ем вве­де­ния в Гер­ма­нии в 1935 г. все­об­щей во­ин­ской обя­зан­но­сти;

5) пред­ло­же­ние Лиге Наций пред­при­нять дей­ствен­ные меры, на­прав­лен­ные про­тив вве­де­ния не­мец­ких войск в де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ную Рейн­скую зону;

  1. от­кры­тая под­держ­ка Ис­пан­ской рес­пуб­ли­ки в ходе Граж­дан­ской войны в Ис­па­нии (от­прав­ка во­ен­ной тех­ни­ки, во­ен­ных со­вет­ни­ков, доб­ро­воль­цев).


9.1) сталинское руководство полагало, что советско-германское сближение — важнейший внешнеполитический манёвр СССР, дающий стране время для полномасштабной подготовки к предстоящей войне с Германией и её союзниками;

2) И. В. Сталин считал, что Германия не станет воевать с СССР одновременно с военными действиями в Западной Европе;

  1. сближение СССР и Германии было напрямую связано с провалом в 1939 г. англо-франко-советских переговоров о взаимопомощи.


10.Могут быть при­ве­де­ны следующие предположения:

 

1) в битве за Моск­ву Красная Армия от­сто­я­ла столицу СССР;

2) Мос­ков­ская битва окон­ча­тель­но сорвала гер­ман­ский план мол­ние­нос­ной войны;

3) Мос­ков­ская битва раз­вен­ча­ла миф о не­по­бе­ди­мо­сти нацистских войск;

во время Мос­ков­ской битвы воз­мож­ность поражения СССР была наи­боль­шей за всю ис­то­рию Великой Оте­че­ствен­ной войны.


11.Могут быть даны сле­ду­ю­щие объяснения:

1) внезапность на­па­де­ния фашистской Германии, в том числе свя­зан­ная с про­сче­та­ми Сталина;

2) ослабление ко­манд­но­го состава армии в ре­зуль­та­те сталинских репрессий;

3) устаревшая и не со­от­вет­ству­ю­щая требованиям мо­мен­та тактика со­вет­ских войск (неоправданное стрем­ле­ние к про­ве­де­нию контратак в не­под­хо­дя­щих условиях);

4) вмешательство пар­тий­но­го руководства во главе со Ста­ли­ным в пла­ни­ро­ва­ние военных опе­ра­ций (что стало одной из при­чин разгрома под Киевом);

5) недостаток со­вре­мен­ной техники в вой­сках к на­ча­лу войны (быс¬трое уста­ре­ва­ние боевой техники, со­здан­ной в се­ре­ди­не 1930-х гг.);

6) помощь вер­мах­ту со сто­ро­ны противников Со­вет­ской власти, су­ще­ству­ю­ще­го режима, со сто­ро­ны части на­се­ле­ния недавно при­со­еди­нен­ных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть ука­за­ны другие объяснения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!