Анализ исторической ситуации (1930-1940гг.)
Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую, советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии. Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.
За период конца 1920-х — первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек. Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.
3.В результате первых двух пятилеток СССР достиг невероятных экономических успехов. Страна стала экономически независимой, производя все виды промышленной продукции. Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Однако современные исследователи отмечают многие негативные черты установившейся тогда в СССР экономической системы. Приведите не менее трёх негативных черт созданной к середине 1930-х гг. в СССР экономической системы.
4.Подписание пакта Молотова – Риббентропа резко понижало международный авторитет Советского Союза, ранее последовательно занимавшего антифашистские позиции на мировой арене. Понимая это, И.В. Сталин всё же шёл на сближение с Германией. Укажите не менее трёх причин такой политики.
5.В 1940 г. германским командованием был разработан план нападения на СССР, получивший название «план Барбаросса». Укажите любые три причины (предпосылки) провала этого плана.
6.В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию... Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было признаком существенного пересмотра идейных основ партийно-политической работы в армии и стране. Почему в политике руководства страны произошел поворот, который получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических подтверждений произошедшего поворота.
7.В конце 1930-х гг. советское руководство активно начало готовиться к войне. Советскому обществу внушалась мысль, что противник будет легко разгромлен Красной Армией. Но летом 1941 г. после нападения фашистской Германии Красная Армия оказалась на грани полного разгрома. Дайте не менее трёх объяснений произошедшему.
8.Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить этот договор.
9.С середины 1930-х гг. СССР проводит активную политику, направленную против распространения фашизма в Европе. Укажите любые три меры, которые были приняты СССР в рамках проведения этой политики.
10.В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
11.В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина - патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.
Ответы.
1. В 1930-х гг. в стране установился тоталитарный режим, культ личности Сталина; был сформирован мощный репрессивный аппарат; произошла унификация всей общественной жизни.
2.Могут быть указаны следующие предпосылки данного явления:
1) аграрное перенаселение заставляло крестьян в поисках работы покидать деревню;
2) крестьяне бежали от колхозов спасаясь от раскулачивания;
коллективизация резко снизила уровень жизни крестьянства, и крестьяне стремились покинуть деревню любыми способами.
3.Могут быть приведены следующие негативные черты:
1) созданная система во многом была основана на насилии (например, насильственное объединение крестьян в колхозы, использование труда заключённых и т. д.);
2) в советской экономической системе работник оказывался мало заинтересован в результатах своего труда, это снижало возможности по повышению производительности труда;
3) в 1930-х гг. сложилась диспропорция в развитии тяжёлой промышленности, с одной стороны, и лёгкой и пищевой промышленности, с другой, это вело к дефициту товаров народного потребления;
4) отсутствие частного предпринимательства не позволяло расширяться сектору услуг, производства товаров народного потребления;
5) плановые показатели, которые приходилось выполнять предприятиям, часто были оторваны от реальности.
4.1) советские войска проявляли героизм, что препятствовало быстрому продвижению немецких войск;
2) из-за нападения на Югославию и Грецию Гитлер был вынужден отсрочить начало нападения на СССР на пять недель, что не позволило ему завершить кампанию против СССР до начала зимы;
3) при разработке плана германское командование недооценило военно-мобилизационный потенциал СССР;
4) при реализации плана общий фронт немецких армий вытянулся
в глубь территории СССР на 2500 км, что снижало его оперативную плотность войск до 14 километров на одну дивизию; поэтому требовались срочные перегруппировки войск, на которые уходили дополнительное время и силы;
5) немецкие войска с трудом продвигались по труднопроходимым территориям;
СССР получил помощь и поддержку со стороны Англии и США
5.Правильный ответ должен содержать следующие эдементы.
Ответ на первый вопрос:
неудачи летней кампании 1941 г. показали, что одной коммунистической идеологии недостаточно для победы над врагом, возникла необходимость обратиться к духовным традициям народа и русской армии.
Фактические подтверждения:
1) возрождение гвардии:
2) появление полководческих орденов:
3) в своих выступлениях И.В. Сталин обращается к именам великих русских полководцев:
4) позже, в 1943 г.. восстановление патриаршества, роспуск Коминтерна, замена петлиц погонами в военной форме:
появление нового государственного гимна («сплотила навеки Великая Русь»).
6.Могут быть приведены следующие объяснения:
- неудачи в начале войны были вызваны внезапным и вероломным характером нападения фашистской Германии без объявления войны;
- сталинское окружение поддерживало ошибочную в той ситуации стратегию ведения наступательной войны на территории противника;
- развязанные Сталиным и его окружением репрессии против командного состава Красной Армии ослабили её готовность к войне;
- репрессии против конструкторов и учёных негативно сказались на развитии военной техники в СССР;
- немцы использовали самую передовую тактику ведения военных действий, умело пользовались техническим преимуществом, чему не смогли противостоять многие европейские страны, в том числе Франция;
- при нападении на СССР немцы использовали всю производственную мощь и ресурсы покорённой Европы;
7.В правильно ответе должно быть указано:
Название договора- Пакт о ненападении, пакт Молотова-Риббентропа
Причины:
- СССР боялся остаться в политической изоляции.
- Нежелание Англии и Франции создавать в Европе систему коллективной безопасности
Боязнь СССР оказаться в состоянии войны на два фронта из-за усиления Японии на Дальнем Востоке
8.Могут быть указаны следующие меры:
1) вступление СССР в Лигу Наций;
2) подписание договоров о взаимной помощи с Францией и Чехословакией в 1935 г.;
3) разработка советским правительством плана борьбы за коллективную безопасность, предусматривавшего заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии;
4) выступление СССР с осуждением введения в Германии в 1935 г. всеобщей воинской обязанности;
5) предложение Лиге Наций предпринять действенные меры, направленные против введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону;
открытая поддержка Испанской республики в ходе Гражданской войны в Испании (отправка военной техники, военных советников, добровольцев).
9.1) сталинское руководство полагало, что советско-германское сближение — важнейший внешнеполитический манёвр СССР, дающий стране время для полномасштабной подготовки к предстоящей войне с Германией и её союзниками;
2) И. В. Сталин считал, что Германия не станет воевать с СССР одновременно с военными действиями в Западной Европе;
сближение СССР и Германии было напрямую связано с провалом в 1939 г. англо-франко-советских переговоров о взаимопомощи.
10.Могут быть приведены следующие предположения:
1) в битве за Москву Красная Армия отстояла столицу СССР;
2) Московская битва окончательно сорвала германский план молниеносной войны;
3) Московская битва развенчала миф о непобедимости нацистских войск;
во время Московской битвы возможность поражения СССР была наибольшей за всю историю Великой Отечественной войны.
11.Могут быть даны следующие объяснения:
1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;
2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;
3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);
4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);
5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быс¬трое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);
6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.