СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые технологии как средство осуществления контроля качества исторической и обществоведческой подготовки учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение качества общеобразовательной подготовки учащихся является одной из первоочередных задач школы. Обусловлено это тем, что в процессе реформирования образования, введения новых государственных стандартов,  коренным образом пересматриваются подходы к оцениванию результатов обученности учащихся. Пересмотру подвергаются как само содержание оценки, так и процедуры оценивания результатов учебной деятельности. Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Адекватным методом, отвечающим современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности, является тест, так как данный метод контроля отличается повышенной инструментальностью.

Тест ( от английского слова «test» — проба, испытание, опыт)- стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся по истории и обществознанию. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений и системы образования.

Педагогические тесты (тесты достижения) — измеряют степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений учащихся.

Использование тестовой формы контроля обеспечивает:

 - развитие памяти, вариативно- логического мышления;

 - умение делать правильный выбор;

 - снижение уровня тревожности;

 - своевременную коррекцию знаний.

Названием тестов авторы могут указать  цель тестирования:

- тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения (В.П. Симонов) [4, 70];

 - тест достижений – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися (А.Н. Майоров) [3, 81];

 - тест успеваемости – это совокупность заданий, ориентированных на измерение степени уровня определенных аспектов содержания образования (Н.М. Розенберг) [5, 17].

Ведущая роль теста в осуществлении контроля качества исторической и обществоведческой подготовки учащихся обусловлена его характерными особенностями:

·        Тест является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом. В тесте представляется возможным разложение содержания на четко определенные структурные элементы, определяющие ключевые понятия тем и разделов учебного материала по истории и обществознанию.

·        Тест является точным измерителем степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебного материала, так как позволяет представлять материал на разных уровнях структуры знаний (узнавания, понимания, применения).

·        Тест является инструментом, предполагающим объективный способ оценивания знаний учащихся. Объективность оценивания достигается путем получения обоснованных значений, которые адекватно определяют показатели уровней усвоения учебного материала. Значения этих показателей зафиксированы в шкале оценок выполнения теста.

·   Тест исторических и обществоведческих дисциплин является стандартизированным инструментом с точки зрения проведения. Стандартизация процедуры тестирования достигается за счет тщательной проработки полного комплекта соответствующих инструкций, а также контроля за строгим соблюдением регламента в отношениях между учениками и проводящими тестирование со стороны независимых экспертов-наблюдателей. Контроль за соблюдением инструкций призван обеспечивать соблюдение единых требований и ставить всех участников тестирования в равные условия. При этом проведение тестирования не требует обязательного присутствия специалистов-предметников, что позволяет в полной мере говорить о возможности проведения независимых контролирующих процедур.

Тест  является более мягким инструментом проверки знаний. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование по истории и обществознанию сопровождается определёнными недостатками:

 1) большая вероятность выбора ответов наугад

 2) невозможно проследить логику ученика.

3) одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению часто необходимо несколько лет собирать статистические данные.

 4) довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов.

Именно поэтому тест обычно используется в сочетании с  другими формами и методами контроля и оценки.

Для того чтобы избежать трудности, связанные с процедурами составления, проведения и анализа тестовых заданий по истории и обществознанию очень важно учитывать следующие правила:

 1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

 2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

 3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

 4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

 5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

 6. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

 7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

 8. Не задавайте вопросы с подвохом.

 9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

 10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

 11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

 12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

 13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.

 14. Не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

 15. Избегайте повторения.

 16. Используйте ограничения в самом вопросе.

 17. Не упрощайте вопросы.

 18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.

 19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

 20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.

В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации теста, тестовые задания можно различать:

 1. По целям: с элементами обучения и контролирующие.

 2. По характеру требуемых действий: задания-воспроизведения знаний, анализа признаков понятий, выполнения определенных действий (вычисления, сопоставления, логического заключения и т.д.).

 3. По характеру ответа: открытые или закрытые.

 4. По месту, занимаемому в учебном процессе - исходного уровня подготовки, текущего контроля, рубежного или итогового контроля.

 5. По уровню усвоения: тесты I-го уровня на опознание, узнавание и различение; тесты II-го уровня – воспроизведение информации об объекте по памяти; III-го уровня, требующие решать типовые задачи; IV-гo уровня - творческого применения полученных знаний.

    6. По виду: словесные, числовые, знаковые, зрительно-пространственные (схемы, таблицы, графики, рисунки и др.).

 7. По структуре ответа: с ответом «да»- «нет», на окончание мысли, с выбором верного ответа, на сравнение или сопоставление, на объяснение понятий, на количественное соотношение фактов и др.

 8. По средствам: бланковые, предметные (конструктивные), с использованием технических средств, практические (в форме лабораторных работ).

 9. По уровню стандартизации контроля: стандартизированные или нестандартизированные.

 10. По принципу подбора содержания теста к конкретной группе обучаемых: адаптивные или неадаптивные.

 11. По конструкции программы контроля: независимые друг от друга или «тесты-лестницы».

 12. По характеру контроля: индивидуальные или массовые (фронтальные).

 13. По функциям проверки: констатирующие, диагностирующие и прогностирующие.

 

Использование тестовых технологий исторических и обществоведческих дисциплин при проведении контроля знаний, умений и навыков учащихся продиктовано также необходимостью подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации и  единого государственного экзамена. 

Именно поэтому тесты, предназначенные для подготовки учащихся к ГИА  и ЕГЭ по истории и обществознанию,  должны включать в себя разноплановые задания, составляться по принципу комплексности различных видов тестов (Приложение № 1).

Таким образом, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом контроля качества исторической и обществоведческой подготовки учащихся. Тестовые формы контроля развивают в детях такие способности, как умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности; критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем,  грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т.д.). Все это предусматривается новыми образовательными стандартами по формированию универсальных учебных действий (УУД) и позволит им  жить в современном обществе с высокоразвитой информационной средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. – Учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.

2.  Единый государственный экзамен по истории России. // Преподавание истории и обществознания  в школе. - 2006. - № 1.

 3.  Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с.

 4.  Педагогика: Учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. Обучения пед. ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. – 352 с.

  5.  Розенберг Н.М. Проблема измерений в дидактике. - Киев: Вища школа, 1979.

  6.  Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432с.

Просмотр содержимого документа
«Тестовые технологии как средство осуществления контроля качества исторической и обществоведческой подготовки учащихся»

Тестовые технологии   как средство осуществления контроля качества исторической и обществоведческой подготовки учащихся.

Тестовые технологии как средство осуществления контроля качества исторической и обществоведческой подготовки учащихся.

Тест ( от английского слова «test» — проба, испытание, опыт)- стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого
  • Тест ( от английского слова «test» — проба, испытание, опыт)- стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого
 Тестовая форма контроля обеспечивает:    развитие памяти, вариативно -логического мышления;  умение делать правильный выбор;  снижение уровня тревожности;  своевременную коррекцию знаний.

Тестовая форма контроля обеспечивает:

  • развитие памяти, вариативно -логического мышления;
  • умение делать правильный выбор;
  • снижение уровня тревожности;
  • своевременную коррекцию знаний.
Название теста - цель тестирования: Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения (В.П. Симонов); Тест достижений – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися (А.Н. Майоров);  Тест успеваемости – это совокупность заданий, ориентированных на измерение степени уровня определенных аспектов содержания образования (Н.М. Розенберг).

Название теста - цель тестирования:

  • Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения (В.П. Симонов);
  • Тест достижений – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися (А.Н. Майоров);
  • Тест успеваемости – это совокупность заданий, ориентированных на измерение степени уровня определенных аспектов содержания образования
  • (Н.М. Розенберг).
Характерные особенности теста: Тест является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом.  Тест является точным измерителем степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебного материала.  Тест является инструментом, предполагающим объективный способ оценивания знаний учащихся.  Тест является стандартизированным инструментом с точки зрения проведения

Характерные особенности теста:

  • Тест является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом.

  • Тест является точным измерителем степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебного материала.
  • Тест является инструментом, предполагающим объективный способ оценивания знаний учащихся.
  • Тест является стандартизированным инструментом с точки зрения проведения
Недостатки тестирования: Большая вероятность выбора ответов наугад; Невозможно проследить логику ученика; Создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению часто необходимо несколько лет собирать статистические данные. Субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов.

Недостатки тестирования:

  • Большая вероятность выбора ответов наугад;
  • Невозможно проследить логику ученика;
  • Создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению часто необходимо несколько лет собирать статистические данные.
  • Субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов.
Правила составления теста:  1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.  2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.  3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.  4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».  5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.  6. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.  7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.  8. Не задавайте вопросы с подвохом.  9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.  10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

Правила составления теста:

  • 1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
  • 2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
  • 3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
  • 4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».
  • 5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.
  • 6. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.
  • 7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
  • 8. Не задавайте вопросы с подвохом.
  • 9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.
  • 10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»
 11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.  12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.  13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.  14. Не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».  15. Избегайте повторения.  16. Используйте ограничения в самом вопросе.  17. Не упрощайте вопросы.  18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.  19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.  20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
  • 11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
  • 12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.
  • 13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.
  • 14. Не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
  • 15. Избегайте повторения.
  • 16. Используйте ограничения в самом вопросе.
  • 17. Не упрощайте вопросы.
  • 18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.
  • 19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
  • 20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
Классификация теста:  1. По целям: с элементами обучения и контролирующие.  2. По характеру требуемых действий: задания-воспроизведения знаний, анализа признаков понятий, выполнения определенных действий (вычисления, сопоставления, логического заключения и т.д.).  3. По характеру ответа: открытые или закрытые.  4. По месту, занимаемому в учебном процессе - исходного уровня подготовки, текущего контроля, рубежного или итогового контроля.  5. По уровню усвоения: тесты I-го уровня на опознание, узнавание и различение; тесты II-го уровня – воспроизведение информации об объекте по памяти; III-го уровня, требующие решать типовые задачи; IV-гo уровня - творческого применения полученных знаний.  6. По виду: словесные, числовые, знаковые, зрительно-пространственные (схемы, таблицы, графики, рисунки и др.).  7. По структуре ответа: с ответом «да»- «нет», на окончание мысли, с выбором верного ответа, на сравнение или сопоставление, на объяснение понятий, на количественное соотношение фактов и др.

Классификация теста:

  • 1. По целям: с элементами обучения и контролирующие.
  • 2. По характеру требуемых действий: задания-воспроизведения знаний, анализа признаков понятий, выполнения определенных действий (вычисления, сопоставления, логического заключения и т.д.).
  • 3. По характеру ответа: открытые или закрытые.
  • 4. По месту, занимаемому в учебном процессе - исходного уровня подготовки, текущего контроля, рубежного или итогового контроля.
  • 5. По уровню усвоения: тесты I-го уровня на опознание, узнавание и различение; тесты II-го уровня – воспроизведение информации об объекте по памяти; III-го уровня, требующие решать типовые задачи; IV-гo уровня - творческого применения полученных знаний.
  • 6. По виду: словесные, числовые, знаковые, зрительно-пространственные (схемы, таблицы, графики, рисунки и др.).
  • 7. По структуре ответа: с ответом «да»- «нет», на окончание мысли, с выбором верного ответа, на сравнение или сопоставление, на объяснение понятий, на количественное соотношение фактов и др.
8. По средствам: бланковые, предметные (конструктивные), с использованием технических средств, практические (в форме лабораторных работ).  9. По уровню стандартизации контроля: стандартизированные или нестандартизированные.  10. По принципу подбора содержания теста к конкретной группе обучаемых: адаптивные или неадаптивные.  11. По конструкции программы контроля: независимые друг от друга или «тесты-лестницы».  12. По характеру контроля: индивидуальные или массовые (фронтальные).  13. По функциям проверки: констатирующие, диагностирующие и прогностирующие.
  • 8. По средствам: бланковые, предметные (конструктивные), с использованием технических средств, практические (в форме лабораторных работ).
  • 9. По уровню стандартизации контроля: стандартизированные или нестандартизированные.
  • 10. По принципу подбора содержания теста к конкретной группе обучаемых: адаптивные или неадаптивные.
  • 11. По конструкции программы контроля: независимые друг от друга или «тесты-лестницы».
  • 12. По характеру контроля: индивидуальные или массовые (фронтальные).
  • 13. По функциям проверки: констатирующие, диагностирующие и прогностирующие.
Эффективность тестовых заданий: 1.Умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности;  2. Критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;  3.Самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем, грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т.д.)

Эффективность тестовых заданий:

  • 1.Умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности;

  • 2. Критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;

  • 3.Самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем, грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т.д.)
Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!