В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенно логическое мышление. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших. Сегодня я хочу познакомить вас с одним из эффективных методов при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста - мнемотехникой. Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Википедия. Что дает мнемотехника? - возможность накапливать огромное количество информации; - колоссальную экономию времени при запоминании и возможность быстрого обучения; - развивает мышление и внимание.
Мнемотаблица - схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:
- Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической).
- Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
- Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
- Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
- Развитие смекалки, тренировка внимания.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Требования к мнемотаблицам:
- Модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- Раскрывать существенное в объекте;
- Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Этапы работы с мнемотаблицами.
1 этап.
Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено ( предлагаю родителям предположить , что это: шифровка, рисуночное письмо…)
2 этап.
Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап.
Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания.
Памятка для родителей по заучиванию стихотворения с использованием мнемотехники
Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, приготовленную заранее.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в памяти.
Вывод.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.