СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Окружающий мир» является комплексным (интегрированным), то возможно осуществлять формирование функциональной грамотности по всем 6 направлениям. Более подробно остановимся на читательской.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира.»

Эффективные приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира.

Исследования немецких учёных показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Как известно, функциональная грамотность включает в себя 6 направлений: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.

Так как предмет «Окружающий мир» является комплексным (интегрированным), то возможно осуществлять формирование функциональной грамотности по всем 6 направлениям.

Хочется поподробнее остановиться на развитии читательской грамотности. Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Так, на этапе актуализации опорных знаний я часто использую приём «Ложная альтернатива», где внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Детям предлагаются верные и неверные высказывания вразброс. Дети должны указать их тип и построить высказывание правильно.

Например, в 4 классе при изучении природных зон, спрашиваю:

1. Белый медведь – это представитель животного мира леса или степи?

2. Природная зона, которую называют лёгкими нашей планеты, с богатой и разнообразной растительностью. Там растут деревья, кустарники, травы. Это зона тундры или пустыни?

3. Хвойные деревья это осина или берёза?

4. Пять тёмных полосок вдоль спины у белки или соболя?

Данные вопросы учат умению слышать информацию и критически к ней относиться. Данный приём будет эффективен при фронтальной устной работе и индивидуальной на карточках.

Приём «Ложная альтернатива» универсальный и может использоваться на разных уроках.

На этапе работы по изучению новой темы урока для развития читательской грамотности будет эффективна кейс-технологию, которая рассматривается как разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Решить кейс – это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Структура кейса

  1. Описание ситуации.

  2. Комментарий к выполнению задания (заданий).

  3. Представление результата.

Так, на уроке в 3 классе по теме «Почему нужно правильно питаться? Из чего состоит наша пища?», детям предлагается побыть в роли учёных, к которым обратились сотрудники завода полезных сладостей.

Нужно ответить на вопросы:

  1. Для чего нужна пища?

  2. В чём заключается главное правило питания? Записать его.

  3. Какие продукты вредны для здоровья?

Для выполнения данного задания предлагается статья из газеты, где информация может находиться не только в тексте, но и на схемах, в рисунках статьи.

Кроме того, детям нужно не только ответить на вопросы, но и заполнить таблицу.

Таблица «Полезные вещества в пище»

Состав пищи

Для чего служат

Белки


Жиры


Углеводы


Витамины




При подведении итогов на уроках использую творческие задания, которые эффективно развивают читательскую грамотность.

Предлагается создать стенгазету или рекламную вывеску, знаки.

Это помогает систематизировать полученные знания, представить информацию в нетекстовом формате, делать выводы и заключения в необычной форме.

Например, в 4 классе по теме «Лес и человек» детям одной группы было предложено нарисовать условные знаки, относительно правил разведения костра, пользуясь памяткой в учебнике, а для другой группы - рекламную вывеску «Сохраним лес вместе».

Уважаемые коллеги, это далеко не полный перечень приёмов развития читательской грамотности на уроках окружающего мира. Думаю, что эти простые приёмы, но очень эффективные, о которых я рассказала, помогут вашим детям работать с первичной информацией, её анализом и систематизацией.

Как составить практико-ориентированное задание на формирование функциональной грамотности?

Будем работать по алгоритму.

1 шаг. Определить вид функциональной грамотности.

Выбираем естественно-научную и читательскую грамотность.

2 шаг. Выбрать умения, которые будем формировать с помощью задания.

Для формирования грамотности будем формировать способность и готовность ученика интересоваться естественно-научными идеями, работать с первичной информацией и проводить наблюдение в соответствии с поставленной задачей.

3 шаг. Определить уровень сложности задания.

Выбираем средний, так как будет предложен для работы небольшой текст, а также другие источники информации небольшого объёма. Будем сопоставлять утверждения из различных источников, определять их достоверность и выражать свою точку зрения, делать выводы.

4 шаг. Подобрать информацию для задания.

В журнале «Тошка» опубликовано письмо Саши М.

5 шаг. Составить задание.

Стимул: погружение учащихся в хорошо знакомую ситуацию.

Задачная формулировка: Прочтите письмо. «Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свою работу в виде памятки».

Источник информации: статья из детской энциклопедии «Всё обо всём», статья из Толкового словаря С.И. Ожегова «Памятка».

Кроме того, нужно будет разработать бланк, на котором будет ученик выполнять задания.

Бланк ответа: лист с напечатанным текстом письма, с фотографией и местом для написания памятки.

В конце предоставить инструмент оценивания: это может быть оценочный бланк, ключ или модельный ответ. В нашем случае будет модельный ответ.

«Здравствуй, «Тошка»! У меня есть хомячок Тони. Я его сфотографировал. Я его очень люблю. Но, мне кажется, у моего Тони проблемы. Он кусается, когда я его хочу погладить, не хочет играть со мной. Я его кормлю шоколадками и апельсинами (я их очень люблю!), но ничего не помогает. Тони весь день спит, мало двигается, не хочет бегать по колёсику, почти ничего не пьёт, не радуется, когда я его купаю, а ведь Тони ещё маленький, ему 1,5 года. Я волнуюсь. Может, Тони одиноко, и стоит завести ещё одного хомячка или даже двух? Клетка большая, двухэтажная, места хватит всем!

Саша М., 10 лет

Пример модельного ответа

Памятка для Саши

  1. Не буди хомяка днём, иначе он может укусить.

  2. Не корми хомяка шоколадом и цитрусовыми.

  3. Корми хомяка злаковыми, фруктами, используй специальный корм.

  4. Не купай хомяка.

  5. Поставь для любимца ванночку с песком.

  6. Не держи несколько хомяков в одной клетке, если не планируешь их разводить.

  7. Выпиши или возьми в библиотеке газету «Наши любимцы».

Балл

Содержание

1 балл

Есть заголовок для памятки.

По 1 баллу за верно указанные ошибки

(макс. 4 балла)

Указаны 4 ошибки по уходу за хомяком:

1) не буди хомяка днём, иначе он может укусить;

2) не корми хомяка шоколадом и цитрусовыми;

3) не купай хомяка.

4) не держи несколько хомяков в одной клетке, если не планируешь их разводить.

(могут быть сформулированы иначе при сохранении смысла)


По 1 баллу за правильные советы

(макс. 3 балла)

Даны 3 верных совета:

  1. корми хомяка злаковыми, фруктами, используй специальный корм;

  2. поставь для любимца ванночку с песком;

  3. выпиши или возьми в библиотеке газету «Наши любимцы».


0-2 балла

Использовал при составлении памятки источники


Оценка работы

ИТОГО:

9 баллов

Высокий уровень – 8-9 баллов

Хороший уровень – 6-7 баллов

Базовый уровень – 5 баллов

Низкий уровень – 2-4 балла



После оценки выполнения задания, детям предлагается рефлексивный лист с вопросами:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?

  2. Как вы думаете, почему вам было легко/трудно справиться с заданием?

  3. Как вы себя оценили?

  4. Если бы вам предложили эту работу выполнить ещё раз, что бы вы сделали по-другому?

Своё выступление хочется закончить словами советского и российского лингвиста, психолога Алексея Алексеевича Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать всё постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!