Эффективно ли использовать экранизации художественных произведений на уроках литературы
Е.В. Пинясова, преподаватель
ГБПОУ РХ «У(Т)ОР» г. Абакан
Аннотация
В данной статье раскрывается целесообразность использования экранизации художественных произведений на уроках литературы. На примере сопоставительного анализа эпизода художественного произведения и фрагмента из кинофильма, созданного по данному произведению, показана система работы с обучающими.
Ключевые слова: сопоставительный анализ, экранизация, электронные книги, анализ эпизода
«Книга – это лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости» (Алексей Глухов). «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник» (Демьян Бедный).«Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда» (М.Горький).Высказывания принадлежат писателям, которые жили в в начале 20 века, в то время, когда еще не было телевидения и интернета.
Сегодня, в начале 21 века, книга несколько теряет свои позиции по отношению к другим высокотехнологичным средствам коммуникации. Но в этом нет ничего плохого. Электронные книги, которые можно найти в Интернете, значительно облегчают и ускоряют доступ к нужной человеку информации.
Неоднократно спрашивала своих учениково том, что бы они предпочли, готовясь к уроку литературы: прочитатьпроизведение или посмотреть фильм, снятый по данному произведению?К сожалению, большинство предпочли смотреть фильм, потому что, по их мнению, это легче, понятнее, меньше времени уходит на просмотр, чем на прочтение, в тексте много слов, которые не совсем понятны. Но есть и такие студенты, кто считает, что книга — это особенный мир, в котором каждый находит что-то свое, а писатель способен этот мир создать, но не каждый режиссер может передать замысел писателя. Конечно, есть исключения, например, повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»,которая, безусловно, является шедевром художественной литературы. Но и фильм, снятый по произведению, изумителен, актеры подобраны настолько удачно, что режиссеру удалось передать замысел писателя и идею повести. Режиссер использовал прием, чтобы фильм был более близок к произведению: голос за кадром читает текст повести.
Несколько летна уроках литературы использую сопоставительный анализ эпизода художественного текста и фрагмента фильма, снятого по данному произведению.Цель: заставить обучающихсяне только уметь анализировать предложенный эпизод, читая текст, но и добывать нужную информацию из просмотренного фрагмента.Например,для сопоставительного анализа берутакие произведения и художественные фильмы, как: И. С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и фильм по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» 1958 года, режиссера А. Бергункера и Н.Рашевской, фильм по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1969 года, режиссера Л. Кулиджанова. Выбор фильмов, представленных режиссеров, не случаен, так как, по моему мнению, они наиболее точно передают содержание романов. Сравнивая эпизод художественного текста и фрагмента фильма, приходим к выводу, что в романе писатель словами способенпередать внутреннее состояние героя, его мысли, чувства.Режиссеру труднее передать внутреннее состояние героя, о котором пишет автор. Например, И. С. Тургенев в XVIII главе романа «Отцы и дети» в сцене, когда Базаров объясняется в любви Одинцовой, пишет: «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»; «Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор…»; «Она задумывалась и краснела, вспоминая почти зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней...». Писатель дает нам понять, что в Базарове борются одновременно два чувства: любовь и ненависть. В фильме же очень трудно понять, какие чувства борются в Базарове, понятно только, что объяснение в любви дается ему тяжело. Сначала мы видим только спину героя (это есть и в романе), а затем глаза героя в тот момент, когда он готов поцеловать Анну Сергеевну. А что же происходит внутри героя, остается только догадываться.
Для меня, как преподавателя литературы важно, чтобы студенты больше читали, потому чтообщение с книгой помогает им развиваться и совершенствоваться, расширять свой лексикон. Ведь для того, чтобы понять смысл, который автор стремится донести до читателя, надо читать вдумчиво, внимательно, подключать свой собственный опыт, воображение, уметь анализировать информацию. К сожалению, сегодня большинство студентов не умеют читать вдумчиво и глубоко. Поэтому целесообразно использовать экранизацию художественных произведений на уроках литературы, которая помогает «увидеть» тест, углубиться в проблему, найти в художественном тексте нужный материал.
Библиографический список
И. С. Тургенев Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – Москва: Издательство «Наука», 1978
Высказывания известных людей о книге. -https://detskiychas.ru
Электронный ресурс. - https://infourok.ru/