СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый тематический урок "Моё Отечество - Русь. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в новом 2021-2022 учебном году посвящен знакомству с жизнью и творчеством нашего земляка В.И.Даля. Цель данного урока: развитие патриотизма, воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за своих земляков, за их вклад в науку и искусство, воспитание интереса к изучению литературного краеведения. 

Просмотр содержимого документа
«Единый тематический урок "Моё Отечество - Русь. "»

Тема урока: «Мое отечество – Русь!»

Цель урока: развитие патриотизма, уважения и любви к Родине, Отечеству.

Задачи урока:

ознакомление с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля, воспитание интереса к изучению литературного краеведения;

ознакомление с жизнью и творчеством В.И.Даля – писателя, этнографа, медика, моряка, инженера, лексикографа, нашего земляка;

формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории родного края;

воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за своих земляков, за их вклад в науку и искусство;

развитие индивидуальных задатков и способностей к творческой деятельности.

Оборудование: видео к песне "С чего начинается Родина?", компьютер, телевизор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит музыка "С чего начинается Родина?"


С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

 

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

Михаил Матусовский

Учитель.

- О чем эта песня?

- Какие чувства вызвали у вас слова песни?

Автором стихов к песне является наш земляк Михаил Матусовский, талантливый поэт - песенник.

слайд 1


II. Актуализация опорных знаний, самоопределение целей урока.

- Что такое Родина?

(Ответы детей: дом, Родина, Отечество, место, где родились.)

- Какое название имеет республика, в которой вы живете?


Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать… Отечеством мы зовем нашу страну потому, что здесь родились, здесь говорят на родном для нас языке и все здесь для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и, как мать, защищает и бережет нас от врагов.

«Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» - так писал русский педагог К.Д. Ушинский.


- Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на уроке?


слайд 2


- Тема нашего первого урока в новом учебном году « Мое Отечество - Русь».


- Давайте вместе подумаем, для чего мы изучаем эту тему?

- Что значит любить свою Родину? (Ответы детей: защищать от врага, прославлять в стихах, песнях и т. п.).

- Что вы можете сделать для своей Родины сейчас? (Хорошо учиться, участвовать в олимпиадах, приносить победу гимназии, городу, участвовать в спортивных мероприятиях и т. п.)

- А когда вырастете? (Защищать Родину, трудиться на благо Родине, совершать открытия, приносить победу в спортивных соревнованиях и т. п.)

III. Работа над темой урока

  1. Раскрытие темы урока (беседа).

Я хочу с вами сегодня поговорить о великом человеке, который всем сердцем любил Россию, он посвятил ей всю свою жизнь. Он и защищал ее, служил ей и прославлял ее. Это Владимир Иванович Даль

слайд 3,4

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии (отсюда взятый им псевдоним Казак Луганский). Он был этнографом, медиком, моряком, инженером, лексикографом и, наконец, выдающимся писателем.

Словарная работа

слайд 5

ЭТНОГРАФ — (греч.). Исследователь народного быта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.

ИНЖЕНЕР — муж., франц. ученый строитель, но не жилых домов (это архитектор, зодчий), а других сооружений различного рода…. Словарь Даля

ЛЕКСИКОГРАФ — м. 1. Специалист в области лексикографии. 2. Составитель словарей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

слайд 6

 Учиться Володю отдали в Морской кадетский корпус, там у него впервые появился интерес к языку - он составил словарь кадетских жаргонов из 34 слов. Из Морского кадетского корпуса он был выпущен мичманом и отправлен на службу в Николаев.

 Молоденький мичман ехал на паре почтовых лошадей. День был морозный, а новая, с иголочки, мичманская шинель грела плохо. Ямщик, поглядывая на небо, спешил. Вдруг он сказал: «Замолаживает».

- То есть как замолаживает? - переспросил Даль. - Вот ведь русское слово, а непонятно.

Ямщик стал объяснять:

- Значит, к теплу, у нас в Новгородской губернии так говорят о пасмурной погоде.

Даль вытащил из кармана записную книжку и, коченевшими от холода пальцами записал: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью».

В этот морозный мартовский день Даль принял решение, которое изменило всю его жизнь. Он стал собирать слова, а в дороге записал своё первое слово «замолаживать».



Учитель. Самым главным делом жизни Даля стало создание «Толкового словаря живого великорусского языка».

слайд 7

47 лет своей жизни посвятил Даль его созданию. Словарь включает более 200 тысяч слов, 80 тысяч из которых ранее в словари не включались. Если просто записывать все слова в столбик, то понадобится 450 школьных тетрадей.

Умер Владимир Иванович в Москве, на 71-м году жизни, 22 сентября 1872 г.

Учитель. А что же сделал Даль для детей? Он написал много сказок, даже придумал как облегчить изучение таблицы умножения.

  1. Викторина.

Учитель. Сегодня мы с вами поучаствуем в литературной викторине, посвященной творчеству великого Владимира Даля.

а) «Таблица умножения»

Учитель. Владимир Иванович хотел дать народу полезные для него знания и даже придумал, как легче выучить таблицу умножения.

Вот как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля.

Учитель произносит строку из стихотворения, а ребята хором называют цифры.

  1. Придет маслена – будет и блин, одиножды один – (один).

  2. Волга Дону пошире, дважды два (четыре).

  3. Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре (восемь).

  4. Без закваски хлеб не месят, дважды пять (десять).

  5. На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть (двенадцать).

  6. Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь (четырнадцать).

  7. Дважды девять – восемнадцать, дважды десять (двадцать).

б) «Собери пословицу»

слайд 8

Учитель. Мы с вами знаем много пословиц. Но вы даже не догадываетесь, что мы знаем только начало, а есть еще концовка. Я предлагаю составить пословицы. Из первого столбика читаете начало пословицы, а из второго – подходящую по смыслу концовку, затем объясняем смысл пословицы.

Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.

  1. Один в поле не воин [а путник].

  2. У страха глаза велики [да ничего не видят].

  3. Язык мой - враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].

  4. Голод не тетка [пирожка не поднесет].

в) «Назови русское слово»

слайд 9

Учитель. Владимир Иванович Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какие иностранные слова Даль предлагал заменить этими русскими словами:

Учитель называет слова Даля, а ребята пытаются назвать слово, которое Даль предлагал заменить.

Водомет (фонтан)

Небозем (горизонт)

Колоземица (атмосфера)

Ловкосилие (гимнастика)

Мокроступы (галоши)

Желтосливник (абрикос)

Денник (газета)

г) Определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

•Яблоку негде упасть (тесно);

• Хоть глаз выколи (темно);

• Хоть пруд пруди (много);

• Кот наплакал (мало);

• Не успел оглянуться (быстро);

• Черепашьим шагом (медленно).

д) Многообразие загадок русского народа

Любил Владимир Иванович и русские загадки.

 

А теперь вы попробуйте дать ответы на загадки Даля.

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок).

Сестра к брату в гости идёт, а он от неё прячется. (Ночь и день).

Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Речные берега).

У тебя есть, у меня есть, у рыбы в море, у дуба в поле. (Тень).



Учитель. Молодцы ребята! В этой викторине вы увидели, насколько богат и колоритен наш язык.

В. И. Даль отдал 47 лет своей жизни собиранию слов. Он считал себя русским человеком.

Он говорил: "Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски."

IV. Рефлексия.

Интерактивная игра "Микрофон"

слайд

Продолжи выражение:

Теперь я знаю, что…

Мне стало понятно….

Дома я расскажу о…

Я бы больше хотел(а) узнать о…

V. Итог урока.

Учитель. Владимир Иванович Даль был одним из авторитетнейших русских писателей. Обладал врождённым талантом и имел серьёзное образование. Природа наделила его чутким умом. Обращаясь к трудам Даля, мы изучаем народный язык во всех его видах и в полном богатстве. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.



Чтец

Прошло уже немало лет, 
И много нами пережито. 
Однако помнит ещё свет, 
Что и не может быть забыто. 

И 220 лет назад 
Холодным утром ноября, 
Под жёлтый, сильный листопад 
Рождён создатель словаря! 

Историк, врач, писатель- Гений! 
Своим талантом поразил. 
А сколько ярких впечатлений 
О русском мире подарил. 

Нам не забыть ни дивных сказок, 
Ни словаря его мораль. 
И с благодарностью мы скажем: 
«Мы помним Вас, Владимир Даль!»



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!