СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единство требований семьи и школы.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. Но при этом очень важно учитывать ,что в воспитании наших детей в школе и семье, как и вообще в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, не на методах жестокого администрирования, которые лишают людей уверенности, инициативы, порождают перестраховку и нечестность»

Просмотр содержимого документа
«Единство требований семьи и школы.»

Единство требований семьи и школы.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. Но при этом очень важно учитывать ,что в воспитании наших детей в школе и семье, как и вообще в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, не на методах жестокого администрирования, которые лишают людей уверенности, инициативы, порождают перестраховку и нечестность»

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутри семейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей

Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.

Так какую же роль играют семья и школа в воспитании и обучении ребенка?

Семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.

Хорошим помощником в учении является четкий режим дня, обеспечивающий разумное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения.

Нужна еще и целесообразная помощь старших. Она выражается в первую очередь в осведомленности родителей в делах ученика: какие сегодня уроки? что нового узнал? как справился с заданием? Желательно, чтобы ребенок рассказал кому-либо из взрослых выученный стих: когда ребенок рассказывает, он проверяет сам себя. Хорошо будет усвоен тот материал, который будет рассказан, пересказан другому человеку. Родители, проявляя внимание к учебным делам своего ребенка, подчеркивают тем самым их важность. Главное значение домашних заданий в том, что они дают ребенку опыт самостоятельной работы. Но, для этого нужно, чтобы задания соответствовали способностям ребенка. Тогда он сможет заниматься сам или же с минимальной помощью "со стороны". Не стоит отрывать ребенка от уроков вопросами, просьбами, если это не срочно. Родители должны оказывать, скорее, общую, моральную поддержку, чем поучать и надзирать за ребенком. Лишь время от времени можно позволить себе пояснить что-либо непонятное. Но следует избегать комментариев типа:

- Если бы ты не отвлекался, то уже давно закончил бы делать уроки.
- Если бы ты внимательно слушал учителя, ты бы знал, как ответить на этот вопрос.

Мы, взрослые, должны оказывать помощь избирательно, но с полным соучастием. Мы не должны поучать ребенка, мы должны научиться внимательно выслушать его. Ведь мы только указываем дорогу путешественнику, но надеемся, что он сам доберется до места назначения.

Именно в семье происходит физический и духовный рост человека. Мы, педагоги, подходим к семье как объекту воспитательной деятельности, сосредотачиваемся на роли семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в дальнейшем обучение именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка непоправимый урон. Именно в детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности. Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания. Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание. Вся система воспитания детей в семье должно быть на следующих принципах:

1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.

2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.

3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности».

4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери. Какие родители авторитетны? Те, кто может оказать ребенку реальную помощь в учебе. Авторитетны и те родители, которые любят своего ребенка и оказывают ему постоянное и систематическое внимание. Но нельзя путать авторитет с авторитаризмом. Авторитаризм — стиль руководства, основанный на беспрекословном подчинении.

5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей. Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов. Это мешает формировать самостоятельность, тормозит процесс взросления, ведет к неправильному развитию личности.

6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним дети учатся ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец.

Таким образом,важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения. Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций.



Советы родителям.

1. Убеждайте Ваших детей в жизненной важности успешного чтения в школе.
2. Находите больше возможностей привлекать детей к труду: дома, вне дома, в помощь школе.
3. Ежедневно осведомляйтесь у детей об их успехах в учебе помогайте им преодолевать отставание.
4. Воспитывайте у детей интерес к книге — источнику знаний. Следите за тем. что и как читают дети, обсуждайте с ними прочитанные книги.
5. Создавайте детям условия для прилежного и самостоятельного выполнения домашнего задания.
6. Используйте свободное время вместе с детьми для их духовного обогащения, воспитания любви и бережного отношения к природе, приучения к труду, расширения познавательных и эстетических интересов.
7. Помните, что Вы являетесь первым примером для своих детей, в Вас они хотят находить лучшие человеческие качества.
8. Не давайте детям повода для неприятных переживаний, никогда не ссорьтесь в их присутствии. будьте тактичны.
9. Уважайте личность ребенка, его мысли, переживания, интересы, добивайтесь взаимного понимания, искренности и доверия.
10. Заведите хорошие традиции в семье: чем больше хороших традиций, тем содержательнее, радостнее атмосфера, в которой живет семья.
11. Способствуйте развитию у Ваших детей гуманных, товарищеских и дружеских взаимоотношений, культурного поведения.
12. Готовьте Вашего ребенка к тому, чтобы он принимал активное участие в жизни школы.
13. Приучайте детей к здоровому режиму дня. рациональном) питанию, добивайтесь того, чтобы дети делали утреннюю гимнастику, занимались спортом, бывали на свежем воздухе.
14. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
15. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
16. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
17. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
18. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
19. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.
20. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
21. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
22. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
23. Учитесь быть своему ребенку другом.
24. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
25. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
26. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
27. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую

Каждый человек вольно или невольно, сам или с помощью других выбирает свой путь в жизни. И хочет того он или не хочет – отвечает за свой выбор перед собой. Я не сожалею о выбранном мною пути. Я – учитель!

Я надеюсь, что все мои ученики тоже смогут выбрать свой жизненный путь, и их выбор поможет изменить этот мир к лучшему.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!