Единовластие Цезаря
Цели: подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.
Оборудование: карта «Римская республика в III—I вв. до н. э.».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Восстание Спартака»
1. Подготовка устного ответа по одной из карточек № 45 и 46 (на усмотрение учителя).
КАРТОЧКА № 45 Составь рассказ от имени гладиатора о том, почему ты сбежал из школы гладиаторов в г. Капуя. Для этого вспомни: Как содержали рабов? Были ли у них какие-либо права? Чем вооружались сбежавшие рабы? |
КАРТОЧКА № 46 Составь рассказ от имени гладиатора, который участвовал в битве у подножия Везувия. Для этого вспомни: Почему сбежавшие рабы организовали свой лагерь на Везувии? Чем были вооружены воины Спартака? Какую хитрость применили восставшие, чтобы победить регулярные войска? Как сражались воины Спартака? |
Ответы не даются, т. к. ученики будут рассказывать от первого лица.
Воины-спартаковцы в своей песне пели:
Свобода! Свобода! Богиня богинь!..
Когда нападут легионы врагов, - В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнет, Пусть самый ленивый оружье берет! Свобода! Свобода! Богиня богинь! Тебя призывая, мы рвемся к .мечам! К оружью, товарищи, смерть палачам!
К чему призывает эта песня? В каких словах заключен ее основной смысл? (Песня призывает угнетенных к борьбе с рабовладельцами. Главный смысл - в четвертой и пятой строчках.)
Работа с классом. Организация дискуссии по вопросу.
Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось ли бы восстание рабов в Римской республике? (Восстание все равно было бы, учитывая положение рабов в стране.)
Устный развернутый ответ от имени гладиатора, отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы ,
Итак, восстание Спартака было жестоко подавлено. Между двумя победителями Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Цезарь. Впоследствии он будет популярен в стране и установит свою власть.
Выясним, какой характер носила власть Цезаря в Риме.
IV. Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1
План
Личность Цезаря.
Приход Цезаря к власти.
Гибель Цезаря.
На доске: тема урока.
1. Работа с историческим документом.
Плутарх о Цезаре
.. .Цезарь, как сообщают, и от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему принадлежало (после Цицерона) второе место в этом искусстве, однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия...
.. .В самом Риме Цезарь благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать в его возрасте. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве...
XI. ...Рассказывают, что, когда Цезарь перевалил через Альпы и проезжал мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей, споры о первенстве, раздоры среди знати?» «Что касается меня, - ответил им Цезарь с полной серьезностью, - то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».
XVII. ...Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лишения, которые, казалось, превосходили его физические силы, ибо он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей, первый припадок которой, как говорят, случился с ним в Кор дубе. Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления военную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках, чтобы использовать для дела и часы отдыха. Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 216-217.
Беседа по вопросам к документу.
Каким был Цезарь? (Умен, красноречие, настойчив, последователен в достижении своей цели. Тяготы военной службы переносил стойко.)
К чему стремился Цезарь? (Он стремился быть первым, то есть стать во главе власти в Риме.)
Какой знаменитый полководец древности был его кумиром? (Александр Македонский.)
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3 на с. 239 Вигасина или пп. 2, 3 на с. 265-266
Михайловского.
Ответы:
а) Угощал неимущих.
б) Помирил Красса и Помпея.
в) Добился поддержки армии, давал солдатам двойное жалованье.
Рассказ учителя.
Благодаря этим действиям Цезарь был избран консулом, затем управлял Галлией. В 49 г. до н. э. он смог захватить власть в Риме. Сенат сделал его диктатором, то есть правителем, обладающим неограниченной властью. Почему сенат сделал это? Ответ вы найдете в историческом документе.
Работа с историческим документом (с. 241 Вигасина). Беседа по прочитанному.
Зачитайте цитату из источника: «Рим погружался в пучину бедствий...»
Что это значит? (Борьба полководцев за власть, постоянные трения между богатыми и бедными, разрушительные последствия восстания Спартака. Требовалась сильная власть.)
Сообщение учащегося о гибели Цезаря (в рамках учебника).
ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК
Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «сторонники Цезаря» и «сторонники Брута».
Игра
Урок должен представлять собой диспут двух противоборствующих сторон о судьбе республики. «Сторонники Цезаря» должны говорить о необходимости государственных реформ, установления единоличной власти, «сторонники Брута» - о важности сохранения республики. Выступления должны быть аргументированными, с ссылками на исторические факты. Причем выступающие стараются говорить с позиции своих героев, а не сегодняшнего дня. Ученики задают вопросы выступающим. Выступающие могут задавать вопросы друг другу, учитель также может вмешиваться в дискуссию. Наиболее активные и подготовленные ученики получают оценку пять.
ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Чем отличается диктатура Суллы от Цезаря?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).
Закрепление изученного материала
Беседа по вопросу.
Какой характер носила власть Цезаря в Риме? (Он стал первым настоящим диктатором Рима, то есть единолично решал все вопросы, никому не подчинялся.)
Решение задачи.
Какие черты характера и особенности биографии Цезаря привели к тому, что именно он стал первым диктатором Рима? (В Цезаре сочетались такие черты лидера и военачальника, как отвага, быстрая смекалка, огромное упорство, большое личное обаяние и особая интуиция чувствовать чаяния других людей. Благодаря этому он сумел воссоздать в Риме демократическую партию (из бывших сторонников Мария); попав в Галлию, создал там новую победоносную армию. Объединив силы своей партии и армии, Цезарь победил последних республиканцев и создал империю.)
Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 52 Вигасина или § 47 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Цезарь смог прийти к власти в Риме?»; для любознательных: что обозначает крылатое выражение «перейти Рубикон»? Для выполнения задания воспользуйся лингвистическим словарем.