СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Единовластие Цезаря»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: подвести учащихся к пониманию характера власти, ус­тановленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать само­стоятельные выводы.

Оборудование: карта «Римская республика в III—I вв. до н. э.».

Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Восстание Спартака»

1. Подготовка устного ответа по одной из карточек № 45 и 46 (на усмотрение учителя).

Просмотр содержимого документа
««Единовластие Цезаря»»

Единовластие Цезаря

Цели: подвести учащихся к пониманию характера власти, ус­тановленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать само­стоятельные выводы.

Оборудование: карта «Римская республика в III—I вв. до н. э.».

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Восстание Спартака»

1. Подготовка устного ответа по одной из карточек № 45 и 46 (на усмотрение учителя).

КАРТОЧКА № 45

Составь рассказ от имени гладиатора о том, почему ты сбежал из школы гладиаторов в г. Капуя. Для этого вспомни:

  • Как содержали рабов?

  • Были ли у них какие-либо права?

  • Чем вооружались сбежавшие рабы?




КАРТОЧКА № 46

Составь рассказ от имени гладиатора, который участвовал в битве у подножия Везувия. Для этого вспомни:

  • Почему сбежавшие рабы организовали свой лагерь на Везувии?

  • Чем были вооружены воины Спартака?

  • Какую хитрость применили восставшие, чтобы победить регу­лярные войска?

  • Как сражались воины Спартака?

  • Каким был их предводитель?

Ответы не даются, т. к. ученики будут рассказывать от пер­вого лица.

    1. Индивидуальная работа учащихся письменно на листочках (5-7 человек).

Воины-спартаковцы в своей песне пели:

Свобода! Свобода! Богиня богинь!..

Когда нападут легионы врагов, - В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнет, Пусть самый ленивый оружье берет! Свобода! Свобода! Богиня богинь! Тебя призывая, мы рвемся к .мечам! К оружью, товарищи, смерть палачам!

  • К чему призывает эта песня? В каких словах заключен ее основной смысл? (Песня призывает угнетенных к борьбе с рабовладельцами. Главный смысл - в четвертой и пятой строчках.)

  1. Работа с классом. Организация дискуссии по вопросу.

  • Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось ли бы восстание рабов в Римской республике? (Восстание все равно было бы, учитывая положение рабов в стране.)

  1. Устный развернутый ответ от имени гладиатора, отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы ,

Итак, восстание Спартака было жестоко подавлено. Между двумя победителями Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Це­зарь. Впоследствии он будет популярен в стране и установит свою власть.

  • Выясним, какой характер носила власть Цезаря в Риме.

IV. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

  1. Личность Цезаря.

  2. Приход Цезаря к власти.

  3. Гибель Цезаря.

На доске: тема урока.

1. Работа с историческим документом.

Плутарх о Цезаре

    1. .. .Цезарь, как сообщают, и от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему при­надлежало (после Цицерона) второе место в этом искусстве, однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия...

    2. .. .В самом Риме Цезарь благодаря своим красноречивым защи­тительным речам в судах добился блестящих успехов, а своей вежли­востью и ласковой обходительностью стяжал любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать в его возрасте. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве...

XI. ...Рассказывают, что, когда Цезарь перевалил через Альпы и проезжал мимо бедного городка с крайне немногочисленным вар­варским населением, его приятели спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей, споры о первенстве, раз­доры среди знати?» «Что касается меня, - ответил им Цезарь с полной серьезностью, - то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».

XVII. ...Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лише­ния, которые, казалось, превосходили его физические силы, ибо он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей, первый припадок которой, как говорят, случился с ним в Кор дубе. Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления воен­ную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках, чтобы использовать для дела и часы отдыха. Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 216-217.

      1. Беседа по вопросам к документу.

  • Каким был Цезарь? (Умен, красноречие, настойчив, последо­вателен в достижении своей цели. Тяготы военной службы переносил стойко.)

  • К чему стремился Цезарь? (Он стремился быть первым, то есть стать во главе власти в Риме.)

  • Какой знаменитый полководец древности был его кумиром? (Александр Македонский.)

      1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3 на с. 239 Вигасина или пп. 2, 3 на с. 265-266

Михайловского.

  • Что предпринял Цезарь для укрепления своей власти?

Ответы:

а) Угощал неимущих.

б) Помирил Красса и Помпея.

в) Добился поддержки армии, давал солдатам двойное жа­лованье.

      1. Рассказ учителя.

Благодаря этим действиям Цезарь был избран консулом, затем управлял Галлией. В 49 г. до н. э. он смог захватить власть в Риме. Сенат сделал его диктатором, то есть правителем, обладающим не­ограниченной властью. Почему сенат сделал это? Ответ вы найдете в историческом документе.

      1. Работа с историческим документом (с. 241 Вигасина). Беседа по прочитанному.

  • Почему сенат дал такую власть Цезарю?

Зачитайте цитату из источника: «Рим погружался в пучину бед­ствий...»

  • Что это значит? (Борьба полководцев за власть, постоян­ные трения между богатыми и бедными, разрушительные последствия восстания Спартака. Требовалась сильная власть.)

      1. Сообщение учащегося о гибели Цезаря (в рамках учебника).

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сооб­щить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попро­сить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «сторонники Цезаря» и «сторонники Брута».

Игра

Урок должен представлять собой диспут двух противоборст­вующих сторон о судьбе республики. «Сторонники Цезаря» должны говорить о необходимости государственных реформ, установления единоличной власти, «сторонники Брута» - о важности сохране­ния республики. Выступления должны быть аргументированными, с ссылками на исторические факты. Причем выступающие стараются говорить с позиции своих героев, а не сегодняшнего дня. Ученики за­дают вопросы выступающим. Выступающие могут задавать вопросы друг другу, учитель также может вмешиваться в дискуссию. Наиболее активные и подготовленные ученики получают оценку пять.

ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с ма­териалами параграфа, предлагает написать сочинение «Чем отлича­ется диктатура Суллы от Цезаря?» (сочинение рассчитано на 30 ми­нут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

    1. Закрепление изученного материала

  1. Беседа по вопросу.

  • Какой характер носила власть Цезаря в Риме? (Он стал пер­вым настоящим диктатором Рима, то есть единолично решал все вопросы, никому не подчинялся.)

    1. Решение задачи.

  • Какие черты характера и особенности биографии Цезаря при­вели к тому, что именно он стал первым диктатором Рима? (В Цезаре сочетались такие черты лидера и военачальника, как отвага, быстрая смекалка, огромное упорство, боль­шое личное обаяние и особая интуиция чувствовать чаяния других людей. Благодаря этому он сумел воссоздать в Риме демократическую партию (из бывших сторонников Мария); попав в Галлию, создал там новую победоносную армию. Объ­единив силы своей партии и армии, Цезарь победил последних республиканцев и создал империю.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 52 Вигасина или § 47 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Це­зарь смог прийти к власти в Риме?»; для любознательных: что обозначает крылатое выражение «перейти Рубикон»? Для вы­полнения задания воспользуйся лингвистическим словарем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!