СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двоеточие в БСП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

К презентации легко составить карту урока

Просмотр содержимого документа
«Двоеточие в БСП»

 «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»  урок 9 классе

«Двоеточие

в бессоюзном сложном предложении»

  • урок 9 классе
Задание 5. Орфографический анализ

Задание 5. Орфографический анализ

2.

2.

проверка 1-123 2-145

проверка

  • 1-123
  • 2-145
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие

в бессоюзном сложном предложении

Сегодня мы… продолжим знакомство с ………….;  выясним, в каких случаях в БСП ставится…..; потренируемся …………………………………….

Сегодня мы…

продолжим знакомство с ………….;

выясним, в каких случаях в БСП ставится…..;

потренируемся …………………………………….

Дат-нет 1 На письме части БСП выражаются соответствующими знаками препинания. 2 Простые предложения соединяются в БСП при помощи союзов и при помощи относительных местоимений. 3 В БСП отношения, возникающие между частями, важны для постановки знаков препинания. 4 Знаки препинания в БСП – отделительные. 5 Запятая в БСП ставится ,если предложения противопоставлены друг другу. 6 В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.

Дат-нет

1 На письме части БСП выражаются соответствующими знаками препинания.

2 Простые предложения соединяются в БСП при помощи союзов и при помощи относительных местоимений.

3 В БСП отношения, возникающие между частями, важны для постановки знаков препинания.

4 Знаки препинания в БСП – отделительные.

5 Запятая в БСП ставится ,если предложения противопоставлены друг другу.

6 В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.

проверка 1-да 2-нет 3-да 4-да 5-нет 6-да

проверка

  • 1-да
  • 2-нет
  • 3-да
  • 4-да
  • 5-нет
  • 6-да
 В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями. отношения знак препинания Если мы будем знать, какие отношения возникают между частями… … то мы узнаем, какие знаки препинания нужно ставить между частями БСП!

В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями.

отношения

знак препинания

Если мы будем знать, какие отношения возникают между частями…

… то мы узнаем, какие знаки препинания нужно ставить между частями БСП!

 В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями. отношения знак препинания п : п д

В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями.

отношения

знак препинания

п

:

п

д

аббревиатура

аббревиатура

1.-П. Вторая часть обозначает причину того, о чём говорится в первой части. Я легко справился с этим упражнением, потому что оно было несложным. Потому что! Почему? Я легко справился с этим упражнением :  оно было несложным.

1.-П.

Вторая часть обозначает причину того, о чём говорится в первой части.

Я легко справился с этим упражнением, потому что оно было несложным.

Потому что!

Почему?

Я легко справился с этим упражнением : оно было несложным.

 Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть обозначает причину того, о чём говорится в первой части. На место двоеточия можно подставить «потому что». Причина Мы продвигались медленно :  дорога была скалистой, опасной. Причина У Ваняши потекли слюнки :  сливки выглядели уж очень аппетитно . Причина Ночь была удивительно светлой : на небе стояла полная луна.

Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть обозначает причину того, о чём говорится в первой части.

На место двоеточия можно подставить «потому что».

Причина

Мы продвигались медленно : дорога была скалистой, опасной.

Причина

У Ваняши потекли слюнки : сливки выглядели уж очень аппетитно .

Причина

Ночь была удивительно светлой :

на небе стояла полная луна.

2.-П. У меня возникла блестящая идея Вторая часть поясняет, раскрывает то, о чем говорится в первой части. А именно? То есть… Какая? А именно… можно отправиться в поход. … У меня возникла блестящая идея : можно отправиться в поход.

2.-П.

У меня возникла блестящая идея

Вторая часть поясняет, раскрывает то, о чем говорится в первой части.

А именно?

То есть…

Какая?

А именно…

можно отправиться в поход.

У меня возникла блестящая идея : можно отправиться в поход.

 Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём говорится в первой части. На место двоеточия можно подставить «то есть», «а именно». Пояснение Ребята нашли себе отличное занятие : на досуге они начали играть в волейбол. Капитан получил приказ :  атаку нужно было провести на рассвете. Пояснение Я скажу вам только одно :  вы должны помириться. Пояснение

Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём говорится в первой части.

На место двоеточия можно подставить «то есть», «а именно».

Пояснение

Ребята нашли себе отличное занятие : на досуге они начали играть в волейбол.

Капитан получил приказ :

атаку нужно было провести на рассвете.

Пояснение

Я скажу вам только одно :

вы должны помириться.

Пояснение

3.-Д . Вторая часть дополняет содержание первой части. Я знаю, что  завтра у нас пять уроков. Что… … Я знаю : завтра у нас пять уроков.

3.-Д .

Вторая часть дополняет содержание первой части.

Я знаю, что завтра у нас пять уроков.

Что…

Я знаю : завтра у нас пять уроков.

БСП с отношениями дополнения Вторая часть дополняет содержание первой части. Я выглянул во двор и увидел, что солнце уже почти село. И увидел, что… И услышал, что… … Я выглянул во двор : солнце уже почти село.

БСП с отношениями дополнения

Вторая часть дополняет содержание первой части.

Я выглянул во двор и увидел, что солнце уже почти село.

И увидел, что…

И услышал, что…

Я выглянул во двор : солнце уже почти село.

 Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части. На место двоеточия можно подставить «что», «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что». Дополнение Гаврила подставил ладонь и ощутил : легчайшее дуновение шло откуда-то сверху. Он резко щёлкнул выключателем : по стене метнулась черная тень. Дополнение Они прислушались : где-то далеко в лесу ухала сова. Дополнение

Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части.

На место двоеточия можно подставить «что», «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что».

Дополнение

Гаврила подставил ладонь и ощутил : легчайшее дуновение шло откуда-то сверху.

Он резко щёлкнул выключателем : по стене метнулась черная тень.

Дополнение

Они прислушались : где-то далеко в лесу ухала сова.

Дополнение

 Определить, какой знак препинания ставится между частями БСП, можно по отношениям между частями. Запомните! отношения знак препинания причины : пояснения дополнения

Определить, какой знак препинания ставится между частями БСП, можно по отношениям между частями.

Запомните!

отношения

знак препинания

причины

:

пояснения

дополнения

 Немного подсказок… Запомните! Причины поясните дополнительно!  причина пояснение дополнение Двоеточие можно заменить что ,  и увидел, что ,  и услышал, что потому что то есть, а именно

Немного подсказок…

Запомните!

Причины поясните дополнительно!

причина

пояснение

дополнение

Двоеточие можно заменить

что ,

и увидел, что ,

и услышал, что

потому что

то есть,

а именно

Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу. Бессоюзные сложные предложения
  • Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.
  • Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________ 2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________
  • 1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________
  • 2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________
3. Укажите верные утверждения. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится: а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части
  • 3. Укажите верные утверждения.
  • Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
  • а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части
  • б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов
  • в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены): а) Настанет утро двинемся в путь. б) Дрова все вышли топить нечем. в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
  • 4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
  • а) Настанет утро двинемся в путь.
  • б) Дрова все вышли топить нечем.
  • в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей… а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
  • 5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
  • Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
  • а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления
  • б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу
  • в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
6.Расшифруйте: П. П. Д.

6.Расшифруйте:

  • П.
  • П.
  • Д.
Ключ:  1-, 2-; 3-а,б 4-в 5-в 6.причина.пояснение.дополнение
  • Ключ:
  • 1-,
  • 2-;
  • 3-а,б
  • 4-в
  • 5-в
  • 6.причина.пояснение.дополнение
Какая была тема урока?  Какая цель урока?  Что нам удалось узнать?  Кто хочет кого-нибудь похвалить?  Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я, чего хотел?  Получил необходимые знания?
  • Какая была тема урока?
  • Какая цель урока?
  • Что нам удалось узнать?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?
  • Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я, чего хотел?
  • Получил необходимые знания?
Подсчитаем баллы: «5»- от 22 «4»-21-19 «3»-18-11 «2»-10-0

Подсчитаем баллы:

  • «5»- от 22
  • «4»-21-19
  • «3»-18-11
  • «2»-10-0
Домашнее задание П.-16 упр266(1-5) или  создать текст, используя БСП на тему «Мой день в школе»-(5-7предложений)

Домашнее задание

  • П.-16 упр266(1-5) или
  • создать текст, используя БСП на тему
  • «Мой день в школе»-(5-7предложений)
До встречи на уроках русского языка!

До встречи

на уроках русского языка!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!