СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение - это жизнь

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Движение - это жизнь" по настольному теннису для 1-7классов

Просмотр содержимого документа
«Движение - это жизнь»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Вёшковская основная школа имени Героя Советского Союза

Григория Николаевича Фокина» Угранского района Смоленской области.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по настольному теннису

«Движение- это жизнь»

для обучающихся 1-7классов

(2015-2016 уч.год)















Разработана : Степановой Т.Ю. учителем физической культуры первой квалификационной категории









Пояснительная записка.

Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рабочая программа «Движение-это жизнь» предназначена для проведения спортивных секций и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2014г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года. Программа рассчитана  на детей в возрасте от 7 до 14 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

                                               Цели и задачи

Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - углубленное изучение спортивной игры настольный теннис.

Основными задачами программы являются:

·        Укрепление здоровья;

·        Содействие правильному физическому развитию;

·        Приобретение необходимых теоретических знаний;

·        Овладение основными приемами техники и тактики;

·        Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.

·        Привитие учащимся организаторских навыков;

·        Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;

·        Подготовка учащихся к соревнованиям;

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является:

         - развитие у детей координации движений;

          -   выработка легкости, и непринужденности движений.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-14лет

Дополнительная образовательная программа по настольному теннису рассчитана на 1 год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностные:

• определять смысл влияния физической культуры на здоровье человека;

• устанавливать значение результатов своей игровой деятельности для удовлетворения потребностей в движении, в общении со сверстниками и взрослыми, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования;

• оценивать нравственно-этическую составляющую событий и действий с точки зрения моральных норм.

Регулятивные:

• ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;

• определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата;

• составлять план и последовательность действий для достижения результата;

• контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия;

• оценивать качество и уровень освоения задания.

Познавательные:

• находить и структурировать информацию;

• анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;

• выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.

Коммуникативные:

• учитывать позицию партнера в совместной деятельности;

• согласовывать усилия детей в организации и осуществлении совместной деятельности;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• контролировать действия партнера в игровой деятельности;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные:

• планировать применение игр с мячом в режиме дня;

• излагать факты истории развития спортивных игр с мячом, спортивных традиций региона;

• представлять подвижные игры с мячом как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности ;

• применять способы коррекции осанки, развития физических качеств, средствами игр с мячом;

• овладение техникой движений с мячом.



Содержание программы.

Материал программы дается в трех разделах:

- основы знаний;

- общая и специальная физическая подготовка

-   техника и тактика игры .

Основы знаний :

1.Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса.

2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России.

3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.

4. Гигиена, закаливание , режим и питание спортсменов.

5. Правила соревнований по настольному теннису.

        Общая   физическая подготовка является основой развития физических качеств , способностей , двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки.  Поэтому большое внимание на занятиях   настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.                         

Специальная физическая подготовка занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные   качества.

Техника и тактика игры. В этом разделе представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях.

                            Методы и формы обучения.

Урок является основной формой организации учебного процесса.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: - словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки).

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели я буду использовать: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы : применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы: 1. Метод упражнений;

                                           2. Игровой метод;

                                           3. Соревновательный;

                                           4. Метод круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях ). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная ,фронтальная, групповая, поточная.

Группа Начальной Подготовки состоит из девочек и мальчиков в количестве 12 человек Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-14 лет.                    

Количество часов -68 часов в год.  

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы рассчитаны на 1год..

В конце изучения программы теннисисты получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знания правил соревнований по настольному теннису, навыки простейшего судейства. Приобретут необходимые знания и умения, что позволит учащимся принимать участие в школьных, районных соревнованиях.

Очень важно проводить показательные и открытые уроки, которые проводятся в форме отчета о проделанной работе перед родителями и администрацией школы. Их цель – заинтересовать родителей проводимой работой с детьми и привлечь их к участию в ней. После урока проводится беседа с родителями, в которой разбираются успехи и недостатки каждого ребенка.

                           Материально - техническое обеспечение занятий.

Для проведения занятий в школе должен быть зал 18 x 9   и следующее оборудование и инвентарь:

1.   Набор для настольного тенниса – 3 шт.

2. Стол для настольного тенниса –2 шт.

3. Гимнастические скамейки

                            

Содержание изучаемого материала.

Группа первого года обучения.

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ :

1.     Укрепление здоровья занимающихся.

2.       Развитие координации движений.                                                                            

3.     Общее физическое развитие занимающихся.

4.     Начальное развитие двигательных качеств, необходимых для последующих занятий настольным теннисом с использованием подвижных игр.                                                              

Тематика занятий.

Основы знаний:

1. Соблюдение техники безопасности на занятиях в секции настольного тенниса.

2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России.

3.   Влияние физических упражнений на строение и функции организма                                          человека.

4. Правила соревнований по настольному теннису.

5. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.

Юные теннисисты обязаны знать:

1.     Строевые упражнения. Понятия : Строй, шеренга, колонна, интервал, дистанция, направляющий, замыкающий, «становись!», «смирно!» « равняйсь!» «вольно!» « По порядку – рассчитайсь!» и т.д.

2.     Повороты: направо, налево, кругом.

3.     Построения: в шеренги, колонны, круги.

4.     Виды передвижения: строевой шаг, бег, подскоки.

Общеразвивающие упражнения.

1.     Развитие физических качеств: силы, гибкости, выносливости, быстроты.

2.     Упражнения без предметов: Для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног.   

3.     Упражнения с предметами : С набивным мячом, с гимнастической палкой, упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке.

Упражнения из других видов спорта.

·        Легкоатлетические упражнения: бег с низкого и высокого старта, бег с ускорением, бег на дистанции 30, 60м., чередование ходьбы и бега на дистанции 400 метров.

·        Подвижные игры: игры с включением бега, прыжков, метаний мяча, музыкальные игры, бадминтон.

·        Туризм: пешие и лыжные прогулки, походы.

Техническая подготовка.

Овладение   техникой передвижений и стоек:

1.     Стойка игрока.

2.     Передвижение шагами, выпадами, прыжками.

3.     Исходная стойка при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры.

4.     Техника перемещений близко у стола и в средней зоне.

5.       Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева.

Овладение техникой держания ракетки:

1.     Способы держания ракетки.

2.     Правильная хватка ракетки и способы игры.

Овладение техникой ударов и подач:

1.     Удары по мячу.

2.       Подачи.

3.     Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.

4.     Тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений в одной серии.

5.       Тренировка ударов у тренировочной стенки.

6.        Изучение подач.

7.        Тренировка ударов « накат» справа и слева на столе.

8.        Сочетание ударов.

9.        Имитация перемещений с выполнением ударов.

10.    Тренировка ударов сложных подач, занятия с отягощениями на  руку, тренировка сочетаний ударов, применение имитации в тренировке.

Тактическая подготовка.

1.     Выбор позиции.

2.     Игра в «подкрутку» вправо и влево.

3.     Свободная игра на столе.

4.     Игра на счет из одной, трех партий.

5.     Тактика игры с разными противниками.

6.     Основные тактические варианты игры.

7.     Участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии.

Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития физических способностей:

скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно– силовых.

Гимнастические упражнения.

Упражнения без предметов:   для мышц рук и плечевого пояса.                  

Для   мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.                                    

  Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами ( 1 – 2 кг ). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами;   в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность.

Подвижные игры:   « День и ночь», « Салки без мяча», «Караси и щука», «Волк во рву», « Третий лишний», « Удочка», « Круговая эстафета», комбинированные эстафеты.

Специальная физическая подготовка.

Роль имитации в тренировке мышц рук, корпуса и ног теннисиста.  Имитация ударов в продолжение 12 минут. Имитация перемещений с ударами - 3 и 5 минут. Игра на столе с утяжеленными повязками на  руке и поясом.

Соревнования.

Принять участие в Районных соревнованиях по настольному теннису. Провести контрольные игры и соревнования по теннису на Первенство школы. Организовать и провести соревнования. Разобрать,  указать теннисистам ошибки проведенных игр и устранить ошибки.

В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в настольный теннис. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год ( декабрь, май ), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Вид упражнения

Возраст

7-8лет

9-11лет

12-14лет

1.

Дальность отскока мяча, м

3,5-4,5

4,55-5,55

5,6-6,45

2.

Бег по восьмерке, с

43-32,6

32,7-27

26,7-21

3.

Бег вокруг стола, с

34-23,7

23,6-20,2

20,1-18,2

4.

Перенос мячей.

54-45

44,5-35

34,8-31

5.

Отжимание от стола

25-35

36-45

46-55

6.

Прыжки со скакалкой за 45с

65-75

76-94

95-114

7.

Прыжки в длину с места, см

103-113

114-152

154-190

8.

Бег 60м

13,8-12

11,9-10,95

10,9-10,14









Девочки


Вид упражнения

Возраст

7-8лет

9-11лет

12-14лет

1.

Дальность отскока мяча, м

3,4-4,4

4,45-5,40

5,44-6,20

2.

Бег по восьмерке, с

47-37

36,7-31

30,7-25

3.

Бег вокруг стола, с

34-24

23,9-22,1

22-20,1

4.

Перенос мячей, с

54-45

44,6-37

36,8-33

5.

Отжимание от стола

10-20

21-30

32-40

6.

Прыжки со скакалкой за 45с

65-75

76-94

95-114

7.

Прыжки в длину с места, см

103-113

114-152

137-155

8.

Бег 60м

14-13,1

13,0-11,5

11,45-10,55

 



Таматическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика




1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1


2

Краткий исторический обзор развития настольного тенниса в России

1

1


3

Правила игры в настольный теннис

2

2


4

Общая и специальная физическая подготовка

18

1

16

5

Основы техники игры

20

1

19

6

Основы тактики игры

13

1

12

7

Контрольные игры и соревнования

8


8

8

Тестирование

1


1

9

Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке

2


2

10

Экскурсии, посещения соревнований

2


2


Итого

68

8

60











Список используемой литературы.



1.     Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004

2.     А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982

3.     Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979

4.     Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990

5.     О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000

6.     О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 1995

 



Инструкция
по технике безопасности для учащихся на занятиях
по настольному теннису.

Общие требования безопасности.

1. К занятиям по настольному теннису допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

— при падении на твердом покрытии;

— при нахождении в зоне удара;

— при наличии посторонних предметов вблизи стола;

— при неисправных ракетках

— при игре на слабо укреплённом столе

3. У тренера-учителя должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

4. Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.

5. Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу.

Требования безопасности перед началом занятий.

1. Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.

2. Тщательно проверить отсутствие посторонних предметов вблизи стола.

3. Провести физическую разминку.

4. Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в настольный теннис.

Требования безопасности во время занятий.

1. Во время занятий вблизи игровых столов не должно быть посторонних лиц.

2. При выполнении прыжков, столкновениях и падениях игрок должен уметь применять приёмы самостраховки.

3. Соблюдать игровую дисциплину.

4. Не вести игру влажными руками.

5. Знать правила игры.

Требования безопасности по окончании занятий.

1. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.

3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

4. О всех недостатках, отмеченных во время занятия-игры, сообщить учителю-тренеру.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю – тренеру.

2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру.

3. Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!