Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Вёшковская основная школа имени Героя Советского Союза
Григория Николаевича Фокина» Угранского района Смоленской области.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по настольному теннису
«Движение- это жизнь»
для обучающихся 1-7классов
(2015-2016 уч.год)
Разработана : Степановой Т.Ю. учителем физической культуры первой квалификационной категории
Пояснительная записка.
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рабочая программа «Движение-это жизнь» предназначена для проведения спортивных секций и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2014г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.
Цели и задачи
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углубленное изучение спортивной игры настольный теннис.
Основными задачами программы являются:
· Укрепление здоровья;
· Содействие правильному физическому развитию;
· Приобретение необходимых теоретических знаний;
· Овладение основными приемами техники и тактики;
· Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
· Привитие учащимся организаторских навыков;
· Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;
· Подготовка учащихся к соревнованиям;
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является:
- развитие у детей координации движений;
- выработка легкости, и непринужденности движений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-14лет
Дополнительная образовательная программа по настольному теннису рассчитана на 1 год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные:
• определять смысл влияния физической культуры на здоровье человека;
• устанавливать значение результатов своей игровой деятельности для удовлетворения потребностей в движении, в общении со сверстниками и взрослыми, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования;
• оценивать нравственно-этическую составляющую событий и действий с точки зрения моральных норм.
Регулятивные:
• ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;
• определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата;
• составлять план и последовательность действий для достижения результата;
• контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия;
• оценивать качество и уровень освоения задания.
Познавательные:
• находить и структурировать информацию;
• анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
• выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.
Коммуникативные:
• учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
• согласовывать усилия детей в организации и осуществлении совместной деятельности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• контролировать действия партнера в игровой деятельности;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
• планировать применение игр с мячом в режиме дня;
• излагать факты истории развития спортивных игр с мячом, спортивных традиций региона;
• представлять подвижные игры с мячом как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности ;
• применять способы коррекции осанки, развития физических качеств, средствами игр с мячом;
• овладение техникой движений с мячом.
Содержание программы.
Материал программы дается в трех разделах:
- основы знаний;
- общая и специальная физическая подготовка
- техника и тактика игры .
Основы знаний :
1.Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса.
2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России.
3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.
4. Гигиена, закаливание , режим и питание спортсменов.
5. Правила соревнований по настольному теннису.
Общая физическая подготовка является основой развития физических качеств , способностей , двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки. Поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.
Специальная физическая подготовка занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
Техника и тактика игры. В этом разделе представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях.
Методы и формы обучения.
Урок является основной формой организации учебного процесса.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: - словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки).
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели я буду использовать: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы : применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: 1. Метод упражнений;
2. Игровой метод;
3. Соревновательный;
4. Метод круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях ). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная ,фронтальная, групповая, поточная.
Группа Начальной Подготовки состоит из девочек и мальчиков в количестве 12 человек Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-14 лет.
Количество часов -68 часов в год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы рассчитаны на 1год..
В конце изучения программы теннисисты получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знания правил соревнований по настольному теннису, навыки простейшего судейства. Приобретут необходимые знания и умения, что позволит учащимся принимать участие в школьных, районных соревнованиях.
Очень важно проводить показательные и открытые уроки, которые проводятся в форме отчета о проделанной работе перед родителями и администрацией школы. Их цель – заинтересовать родителей проводимой работой с детьми и привлечь их к участию в ней. После урока проводится беседа с родителями, в которой разбираются успехи и недостатки каждого ребенка.
Материально - техническое обеспечение занятий.
Для проведения занятий в школе должен быть зал 18 x 9 и следующее оборудование и инвентарь:
1. Набор для настольного тенниса – 3 шт.
2. Стол для настольного тенниса –2 шт.
3. Гимнастические скамейки
Содержание изучаемого материала.
Группа первого года обучения.
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ :
1. Укрепление здоровья занимающихся.
2. Развитие координации движений.
3. Общее физическое развитие занимающихся.
4. Начальное развитие двигательных качеств, необходимых для последующих занятий настольным теннисом с использованием подвижных игр.
Тематика занятий.
Основы знаний:
1. Соблюдение техники безопасности на занятиях в секции настольного тенниса.
2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России.
3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.
4. Правила соревнований по настольному теннису.
5. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.
Юные теннисисты обязаны знать:
1. Строевые упражнения. Понятия : Строй, шеренга, колонна, интервал, дистанция, направляющий, замыкающий, «становись!», «смирно!» « равняйсь!» «вольно!» « По порядку – рассчитайсь!» и т.д.
2. Повороты: направо, налево, кругом.
3. Построения: в шеренги, колонны, круги.
4. Виды передвижения: строевой шаг, бег, подскоки.
Общеразвивающие упражнения.
1. Развитие физических качеств: силы, гибкости, выносливости, быстроты.
2. Упражнения без предметов: Для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног.
3. Упражнения с предметами : С набивным мячом, с гимнастической палкой, упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке.
Упражнения из других видов спорта.
· Легкоатлетические упражнения: бег с низкого и высокого старта, бег с ускорением, бег на дистанции 30, 60м., чередование ходьбы и бега на дистанции 400 метров.
· Подвижные игры: игры с включением бега, прыжков, метаний мяча, музыкальные игры, бадминтон.
· Туризм: пешие и лыжные прогулки, походы.
Техническая подготовка.
Овладение техникой передвижений и стоек:
1. Стойка игрока.
2. Передвижение шагами, выпадами, прыжками.
3. Исходная стойка при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры.
4. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне.
5. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева.
Овладение техникой держания ракетки:
1. Способы держания ракетки.
2. Правильная хватка ракетки и способы игры.
Овладение техникой ударов и подач:
1. Удары по мячу.
2. Подачи.
3. Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.
4. Тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений в одной серии.
5. Тренировка ударов у тренировочной стенки.
6. Изучение подач.
7. Тренировка ударов « накат» справа и слева на столе.
8. Сочетание ударов.
9. Имитация перемещений с выполнением ударов.
10. Тренировка ударов сложных подач, занятия с отягощениями на руку, тренировка сочетаний ударов, применение имитации в тренировке.
Тактическая подготовка.
1. Выбор позиции.
2. Игра в «подкрутку» вправо и влево.
3. Свободная игра на столе.
4. Игра на счет из одной, трех партий.
5. Тактика игры с разными противниками.
6. Основные тактические варианты игры.
7. Участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии.
Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития физических способностей:
скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно– силовых.
Гимнастические упражнения.
Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса.
Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами ( 1 – 2 кг ). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность.
Подвижные игры: « День и ночь», « Салки без мяча», «Караси и щука», «Волк во рву», « Третий лишний», « Удочка», « Круговая эстафета», комбинированные эстафеты.
Специальная физическая подготовка.
Роль имитации в тренировке мышц рук, корпуса и ног теннисиста. Имитация ударов в продолжение 12 минут. Имитация перемещений с ударами - 3 и 5 минут. Игра на столе с утяжеленными повязками на руке и поясом.
Соревнования.
Принять участие в Районных соревнованиях по настольному теннису. Провести контрольные игры и соревнования по теннису на Первенство школы. Организовать и провести соревнования. Разобрать, указать теннисистам ошибки проведенных игр и устранить ошибки.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в настольный теннис. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год ( декабрь, май ), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
№ | Вид упражнения | Возраст |
7-8лет | 9-11лет | 12-14лет |
1. | Дальность отскока мяча, м | 3,5-4,5 | 4,55-5,55 | 5,6-6,45 |
2. | Бег по восьмерке, с | 43-32,6 | 32,7-27 | 26,7-21 |
3. | Бег вокруг стола, с | 34-23,7 | 23,6-20,2 | 20,1-18,2 |
4. | Перенос мячей. | 54-45 | 44,5-35 | 34,8-31 |
5. | Отжимание от стола | 25-35 | 36-45 | 46-55 |
6. | Прыжки со скакалкой за 45с | 65-75 | 76-94 | 95-114 |
7. | Прыжки в длину с места, см | 103-113 | 114-152 | 154-190 |
8. | Бег 60м | 13,8-12 | 11,9-10,95 | 10,9-10,14 |
Девочки
№ | Вид упражнения | Возраст |
7-8лет | 9-11лет | 12-14лет |
1. | Дальность отскока мяча, м | 3,4-4,4 | 4,45-5,40 | 5,44-6,20 |
2. | Бег по восьмерке, с | 47-37 | 36,7-31 | 30,7-25 |
3. | Бег вокруг стола, с | 34-24 | 23,9-22,1 | 22-20,1 |
4. | Перенос мячей, с | 54-45 | 44,6-37 | 36,8-33 |
5. | Отжимание от стола | 10-20 | 21-30 | 32-40 |
6. | Прыжки со скакалкой за 45с | 65-75 | 76-94 | 95-114 |
7. | Прыжки в длину с места, см | 103-113 | 114-152 | 137-155 |
8. | Бег 60м | 14-13,1 | 13,0-11,5 | 11,45-10,55 |
Таматическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
| | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | |
2 | Краткий исторический обзор развития настольного тенниса в России | 1 | 1 | |
3 | Правила игры в настольный теннис | 2 | 2 | |
4 | Общая и специальная физическая подготовка | 18 | 1 | 16 |
5 | Основы техники игры | 20 | 1 | 19 |
6 | Основы тактики игры | 13 | 1 | 12 |
7 | Контрольные игры и соревнования | 8 | | 8 |
8 | Тестирование | 1 | | 1 |
9 | Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке | 2 | | 2 |
10 | Экскурсии, посещения соревнований | 2 | | 2 |
| Итого | 68 | 8 | 60 |
Список используемой литературы.
1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004
2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982
3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979
4. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990
5. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
6. О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 1995
Инструкция
по технике безопасности для учащихся на занятиях
по настольному теннису.
Общие требования безопасности.
1. К занятиям по настольному теннису допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
2. Опасность возникновения травм:
— при падении на твердом покрытии;
— при нахождении в зоне удара;
— при наличии посторонних предметов вблизи стола;
— при неисправных ракетках
— при игре на слабо укреплённом столе
3. У тренера-учителя должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
4. Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.
5. Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу.
Требования безопасности перед началом занятий.
1. Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.
2. Тщательно проверить отсутствие посторонних предметов вблизи стола.
3. Провести физическую разминку.
4. Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в настольный теннис.
Требования безопасности во время занятий.
1. Во время занятий вблизи игровых столов не должно быть посторонних лиц.
2. При выполнении прыжков, столкновениях и падениях игрок должен уметь применять приёмы самостраховки.
3. Соблюдать игровую дисциплину.
4. Не вести игру влажными руками.
5. Знать правила игры.
Требования безопасности по окончании занятий.
1. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.
2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.
3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
4. О всех недостатках, отмеченных во время занятия-игры, сообщить учителю-тренеру.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю – тренеру.
2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру.
3. Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь.