СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение молекул

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формировании новых знаний и умений с использованием демострационных  экспериментов.

Просмотр содержимого документа
«Движение молекул»

Тема: «Движение молекул»

Цель урока:

  • Образовательная: раскрыть важнейшее положение молекулярно-кинетической теории: молекулы вещества находятся в непрерывном движении;

  • Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, внимания, мышления, памяти, расширять кругозор;

  • Воспитательная: воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентации «Движение молекул», «Диффузия», учебник.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент;

  2. Актуализация знаний;

  3. Сообщение темы и целей урока;

  4. Знакомство с новым материалом;

  5. Закрепление изученного;

  6. Домашнее задание пояснения к нему.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

  2. Актуализация знаний.

  • Проверка домашней работы (слайд 2)

Измерение диаметра волоса, толщины учебника.

  • Фронтальный опрос.

(слайд 3) Какой ученый первым утверждал, что в природе есть неделимая наименьшая частица, которую он назвал атомом? (Демокрит)

(слайд 4) Какой из приведённых ниже опытов подтверждает гипотезу о том, что вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки?

а)  растворение сахара в воде       б)  притяжение булавок  к магниту

в)  падение тел на землю              г)  расширение тела при нагревании

(слайд 5) Одинаковы ли молекулы воды, налитой в стакан; капельки росы; водяного пара, образовавшегося над кипящей в кастрюле водой; кусочка пищевого льда? (молекулы всех указанных веществ одинаковы)

(слайд 6) Как объяснить расширение тел при их нагревании? (увеличиваются промежутки между молекулами)

(слайд 7) Как называется способ измерения размеров малых лет? (способ рядов)

  • Физический диктант "Веришь - не веришь" (слайд 8-10)

  • Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. (Нет)

  • Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)

  • Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (Нет)

  • Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да)

  • Атомы состоят из молекул. (Нет)

  • Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет)

  • Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)

  • Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет)

  • При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)

  • Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд. (Да)

  • Самопроверка (слайд 11)

(слайд 12) В чем заключается первое положение о строении вещества? (Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов, между которыми есть промежутки)

(слайд 13) Сегодня мы поговорим о том, как ведут себя молекулы. Представим ситуации. Капнем каплю пахучего вещества на стол. Например, одеколона. Что мы через некоторое время почувствуем? (Запах одеколона)

(слайд 14) О чем говорит факт распространения запаха веществ, если учесть, что все вещества состоят из молекул? (Молекулы могут двигаться)

  1. Сообщение темы и целей урока.

На основании всего вышесказанного назовите тему урока: (Движение молекул) (слайд 15)

(слайд 16) Назовите цели урока:

Узнать: Что такое диффузия?

Понять: Как происходит диффузия.

Выяснить: Как скорость диффузии зависит от температуры.

  1. Знакомство с новым материалом.

Движение молекул нельзя обнаружить ни в лупу, ни в микроскоп. Двигаясь в воздухе, молекулы духов сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. При этом они постоянно меняют направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате. Поэтому, двигаясь очень быстро, молекулы духов доносят запах до разных концов комнаты довольно медленно.

Растворение марганцовки в воде (демонстрация).

Проделаем опыт, который подтверждает гипотезу о непрерывном движении молекул. В сосуд с водой бросим несколько кристалликов марганцовки. Они опустятся на дно сосуда, и вокруг них образуется небольшое облачко окрашенной воды. Оставим сосуд в покое на некоторое время. Будем наблюдать, как постепенно происходит окрашивание воды в сосуде.

Опыт с воздухом и парами брома.

Аналогичное явление можно наблюдать на другом опыте. Если удалить разделяющую перегородку между сосудами, в нижнем из которых находятся пары брома, а в верхнем – воздух, то спустя определенное время они полностью перемешаются между собой.

Наблюдаемое явление объясняется тем, что молекулы воздуха и брома, расположенные возле границы разделов газов меняются местами. Далее, двигаясь непрерывно и беспорядочно, молекулы газов распространяются по всему объему. Газ в сосуде становится однородным.

Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузией (стр. 28)

Диффузия золота и свинца.

Итак, причиной диффузии является непрерывное и беспорядочное движение частиц вещества. Так как все молекулы движутся, то диффузия может происходить и в газах, и в жидкостях, и в твердых телах. Диффузию в газах и жидкостях мы с вами рассмотрели. О диффузии в твердых телах прочитайте в учебнике на стр. 28

Зависимость скорости диффузии от температуры вещества (демонстрация).

Проведем еще один опыт. Нальем в один стакан холодную воду, а в другой – теплую и опустим сахар (рафинад) в каждый стакан.

Что мы наблюдаем? (в стакане с горячей водой сахар растаял, а в холодной – нет)

Какой вывод можно сделать? (процесс диффузии ускоряется с повышением температуры).

А почему диффузия ускоряется? (потому что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул)

Итак, явление диффузии протекает по-разному при разной температуре: чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия.

  1. Закрепление изученного.

Презентация «Движение молекул» (слайд 17, 18)

  • В каких веществах диффузия протекает быстрее всего? (в газах)

  • В каком стакане вода быстрее окрасится в цвет краски? (где выше температура)

  • Явление диффузии экспериментально доказывает, что молекулы … (движутся)

  • Что мешает молекулам духов мгновенно распространяться по комнате? (столкновение с молекулами воздуха)

  1. Домашнее задание и пояснение к нему. § 9, 10, задание 1, 2 стр. 29, ответить на вопросы после параграфов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!