СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул. Состояние вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул. Состояние вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений.

Цели урока: знакомство с новой главой учебника, определение материальности объектов и предметов; познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии и скорость ее протекания в зависимости от температуры тела.

Знать: Понятие молекула, атом, основные положения МКТ Явление диффузии, понятие температуры, структуру и принцип действия термометра, взаимосвязь температуры и скорости движения молекул.

Уметь: Приводить примеры доказывающие справедливость положений МКТ. Приводить примеры использования диффузии, измерять температуру.

Просмотр содержимого документа
«Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул. Состояние вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений»

Урок 6 Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул. Состояние вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений.

Цели урока: знакомство с новой главой учебника, определение материальности объектов и предметов; познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии и скорость ее протекания в зависимости от температуры тела.

Знать: Понятие молекула, атом, основные положения МКТ Явление диффузии, понятие температуры, структуру и принцип действия термометра, взаимосвязь температуры и скорости движения молекул.

Уметь: Приводить примеры доказывающие справедливость положений МКТ. Приводить примеры использования диффузии, измерять температуру.

Наглядные средства, демонстрации, опыты: Воздушный шарик; фильтровальная бумага; штатив; металлический шар; химический стакан; колба; набор пробирок; горелка; красящий раствор; модели молекул воды и кислорода. Пузырек с духами; модель хаотического движения молекул; набор пробирок; вода; медный купорос; пластилин; металлическая пружина; полоска резины; две стеклянные палочки; горелка.

I. Актуализация прежних знании.

В самом начале урока следует повторить материал прошлого урока. Для этого можно ответить на вопросы:

  1. Что такое значение физической величины?

  2. Назовите известные вам физические величины?

  3. Какие приборы, служащие для измерения физических величин, вы знаете?

  4. Какие единицы измерения, не входящие в Метрическую систему мер, вы знаете?

  5. а) 0,8 м переведите в км, дм, см, мм; б) длина стороны квадрата равна 1,2 дм, найдите площадь квадрата и выразите ее в квадратных см и квадратных мм.

  6. Объем тела равен 2800 см3. Выразите этот объем в литрах.

II. Изучение нового материала.

Прочитав §14 и §15 учебника, найдите ответы на вопросы

  1. Как называются частицы, из которых состоят атомы?

  2. Какие частицы называются молекулами?

  3. Что вы знаете о составе молекулы воды?

  4. Каковы сравнительные данные размеров молекул?

  5. Чем отличаются друг от друга химические элементы?

  6. В каких средах происходит диффузия?

  7. Изменяется ли скорость движения молекул при повышении температуры вещества?

  8. Каковы скорости движения молекул жидкости газа при одной и той же температуре?

  9. В холодной или горячей соленой воде быстрее просаливают помидоры?

III. Закрепление изученного.

а) Совместное обсуждение результатов самостоятельного усвоения темы. Проверку знаний можно провести и в виде опроса по вопросам.

  1. Для чего необходимо знать строение вещества?

  2. Что вы знаете о строении вещества? Как можно получить такие сведения?

  3. Какие факты, явления говорят о том, что вещества состоят из мельчайших частиц?

  4. Назовите доказательства того, что молекулы вещества находятся в постоянном хаотическом движении.

  5. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся а молекулы твердого тела нет?

  6. Что означают слава: молекулы взаимодействуют?

  7. Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твердого тела и жидкости притягиваются?

  8. В чем заключается гипотеза о строении вещества?

  9. Почему не видны частицы, из которых состоят тела?

IV. Выполнение разноуровневых заданий

Уровень А (1-10 вопроса по 0,5 балла)

  1. Явление объясняющее распространение запаха духов. А) Гипотеза; Б) Диффузия; В) Теория; Г) Движение.

  2. Мельчайшей частицей вещества является... А) Элементарная частица. Б) Атом. В) Молекула.

  3. Мельчайшей частицей химического элемента является... А) Элементарная частица. Б) Атом. В) Молекула.

  4. Физическая величина, характеризующая быстроту движения молекул в веществе. А) Длина; Б) Температура; В) Время; Г) Путь.

  5. Выберите верное утверждение. А) Только твердые тела, состоят из молекул. Б) Только жидкости состоят из молекул. В) Только газы состоят из молекул. Г) Все тела состоят из молекул.

  6. Беспорядочное движение мельчащих частиц в газе или жидкости называется: А) Давлением; Б) Движение атомов; В) Броуновским движением; Г) Временным движением; Д) Испарением.

  7. Диффузия происходит А) Только в газах; Б) Только в жидкостях; В) Только в твердых телах; Г) В газах, жидкостях и твердых телах; Д) Только в плазме.

  8. Выберите правильное утверждение. А) Молекулы одного и того же вещества различны; Б) Молекулы одного и того же вещества одинаковы; В) При нагревании тела молекулы увеличиваются в размерах; Г) При нагревании тела увеличивается масса молекулы; Д) При нагревании тела уменьшается масса молекулы.

  9. Что доказывает явление диффузии? А) Только факт существования молекул; Б) Только факт движение молекул; В) Факт существования и движение молекул; Г) Факт взаимодействия молекул; Д) Ничего не доказывает.

  10. Почему в холодном помещении диффузия происходит медленнее, чем в теплом? А) уменьшаются промежутки между молекулами; Б) увеличивается скорость движения молекул; В) уменьшается скорость движения молекул; Г) изменяются размеры молекул.

Уровень В (1-8 вопроса по 0,5 балла)

  1. Отличается ли чем - ни будь молекулы твердого йода и молекулы газообразного йода. А) Не отличаются. Б) Отличаются формой. В) Отличаются числом атомов. Г) Молекулы твердого тела меньше молекул газа. Д) Молекулы твердого тела меньше молекул газа.

  2. Можно ли утверждать, что объем водорода в воздушном шаре равен сумме объемов отдельных молекул водорода? А) Да, объем водорода в воздушном шаре равен сумме объемов отдельных молекул водорода. Б) Нет, объем водорода в воздушном шаре не равен сумме объемов отдельных молекул водорода, так как есть промежутки между молекулами.

  3. Есть ли отличие между молекулами холодного молока и молекулами горячего молока? А) Молекулы холодного молока больше, чем молекулы горячего. Б) Молекулы холодного молока меньше, чем молекулы горячего. В) Молекулы одинаковы.

  4. Отличается ли чем-нибудь молекулы водяного пара от молекулы воды? А) Отличаются формой. Б) Молекулы пара больше молекул жидкос­ти. В) Молекулы пара меньше молекул жидкости. Г) Отличаются числом атомов. Д) Не отличаются.

  5. В стакан, наполненный до краев чаем, осторожно всыпали полную чайную ложку сахарного песка, и чай не перелился через края стакана. Почему? А) Сахар испарился. Б) Чай, заполненный сахарным песком, раздви­нул стенки стакана. В) Молекулы сахара заняли промежутки между молекулами воды. Г) Молекулы воды стали меньше размером и освободившееся пространство заполнили молекулы сахара.

  6. Есть ли отличие между молекулами серебра в ложке, опушенной в горячий чай, и в ложке, лежащей на столе? А) Нет, молекулы одинаковы. Б) Молекулы серебра горячей ложки меньше, чем молекулы серебра холодной. В) Молекулы серебра хо­лодной ложки меньше, чем молекулы серебра горячей.

  7. Если в горячий чай положить сахарный песок, то он , так как происходит … . Дополните фразы и дайте определение описанному явлению

  8. При покраске деревянного стула краска хорошо … . Дополните фразу и дайте определение описанному явлению

Уровень С

  1. Вы пришли на школьную дискотеку и наблюдаете за толпой учащихся, танцующих в зале. В зале очень тесно. Если мыс­ленно заменить каждого ученика молекулой, то, какое агрегатное состояние вещества это напоминает?

  2. Страница 54 проделав экспериментальное задание 2, 4 опишите свой наблюдения.

Домашнее задание: читать §14 и §15 учебника, ответьте на вопросы в конце параграфа устно. Доделать разноуровневые задания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!