СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Два императора"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обощения и повторения по теме "Россия в первой половине XIX века"

Просмотр содержимого документа
«"Два императора"»

Разработка урока истории

Класс - 9

Тема урока: Два императора.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний.

Цели: на основании имеющихся знаний учащихся по истории России первой половины XIX века, охарактеризовать роль Александра I и НиколаяIв становлении основной тенденции развития страны, создать условия для осознания и осмысления пройденного материала в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

Задачи урока.

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся по теме, проверить степень их усвоения.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать умение использования информационных технологий в  процессе обучения;

- развивать коммуникативные навыки

Воспитательные:

- продолжить работу по развитию интереса и уважительного отношения к истории Отечества;

- формировать активную жизненную позицию;

- поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Оборудование: дидактический материал, интерактивная панель, карта «Россия в первой половине XIX века», учебник К.А.Соловьев, П.А.Шевяков «История России 1801-1914 г.г.»

Ход урока.

1. Вступительная беседа, подведение обучающихся к теме урока.

- Добрый день! А он сегодня будет у нас действительно добрым, ведь он начинается с урока истории, и я хочу показать вам книгу, эта книга – синезеленая-зеленая (показываю книгу в красно-белой обложке, ученики начинают спорить, что она не зеленая, тогда я снимаю суперобложку, под ней – зеленая)

- Друзья мои, не говорите кому-то, что он не прав, до того момента, пока не посмотрите на ситуацию с его точки зрения. Давайте усвоим этот урок, и тогда нам с вами будет легче понять друг друга.

- Вашему вниманию представлен ряд высказываний. Прочитайте их и подумайте, о ком эти высказывания? Это один человек или несколько?


- "Все, что он ни делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым". М.М.Сперанский



- "Это, несомненно, самый способный из всех царствующих монархов". Наполеон



- "Вряд ли будет ошибкой сказать, что все обличья, которые попеременно надевал на себя этот человек в продолжение своего царствования, были театральными масками. Подобно тому как отдельным людям он стремился говорить то, что им было приятно, так и перед всем миром любил предстать в том одеянии, которое было модно". Н.И.Ульянов

- Сфинкс, не разгаданный до гроба, —

О нем и ныне спорят вновь;

В любви его роптала злоба,

А в злобе теплилась любовь. П.А.Вяземский



- "У императора России были сильная душа и слабый характер". Шатобриан



- Хорошо, Молодцы! А эти высказывания о ком?

- «Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное — глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза».А.И.Герцен

- «Он вступил на престол с очень скромным запасом политических идей, которых так много принес сюда его старший брат».В.О.Ключевский

- «Он был, подобно Александру Невскому и Ивану III, истинным «державным хозяином», с «хозяйским глазом и хозяйским расчетом». И.Л.Солоневич

- «В нем много прапорщика и немного Петра Великого». «Оригинал похож на бюст: он так же холоден и пуст». А.С.Пушкин

- «Глубоко искренний в своих убеждениях, часто  героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию,  возложенную на него провидением, он  был Дон Кихотом самодержавия»А.Ф.Тютчева


«…– тип армейского императора, в котором вымерло все гражданское, всё человеческое и осталась одна страсть повелевать; ум узок, сердца нет совсем. Это монарх властолюбия, в его чертах видна сила  и суровая воля». А.И.Герцен

2. Формулирование темы и цели урока обучающимися, запись в тетради числа и темы урока.

- А теперь, исходя из всего вышесказанного, давайте попробуем угадать тему нашего урока и определим для себя цель.

- Мы с вами изучили целую эпоху в истории нашей страны, целых полвека. А полвека это сколько? Много это или мало в масштабах целого государства? Как повлияли события и правители первой половины XIX века на дальнейшую судьбу страны и повлияли ли они? Давайте в этом разберемся.

Итак, тема урока – Два императора. Запишите в тетради число и тему.

3. Блиц-опрос

- И начнем с маленькой разминки для мозгов. Своеобразный блиц-опрос. По цепочке отвечаем быстро на мои вопросы:

 1. Его учителем был швейцарский политик Ф. С. Лагарп

2. Его готовили к военной службе.

3. Вступил на престол в 1825 годe

4. Ближайшими сподвижниками в первые годы правления b П. А. Строганов,  Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыжский.

5. Был любимым внуком Екатерины 2

6. Его женой была дочь прусского короля, получившая в России имя Александры Фёдоровны

7. Умер в Таганроге

8. Способствовал заключение Священного Союза

9. При нём Финляндия получила права самоуправления

10. За его политику в Европе Россию называли «жандарм Европы»

11. Его царствование началось с восстания декабристов

12. При нём началась Крымская война

13.По легенде не умер в Таганроге, а «ушёл в народ».

14.В его правление один из его сподвижников – Аракчеев

15. отделение Основал 3 корпуса жандармов

16. При нём были основаны «Северное» и «Южное» общества декабристов.

17. При нём в России прокатились «картофельный бунты».



4. Оценка внутриполитического курса реформ Александра I и Николая I.

- Хорошо молодцы! Роль личности в истории, несомненно, велика. Вы со мной согласны? Докажите.

- Как мы уже говорили в первой половине XIXвека на русском престоле стояли два императора, два брата, два сына (кого?). Были ли похожи братья друг на друга и на отца? А было ли похоже их правление?

- Давайте сделаем следующую работу: из перечня реформ, мероприятий выберите те, которые принадлежали Александру и те, которые принадлежали Николаю. (Работа у доски: 2 ученика разносят мероприятия, остальные – в тетрадях, затем – проверка)

Указ об обязанных крестьянах, Указ о создании 8 министерств, Указ о вольных хлебопашцах, Денежная реформа, создание Государственного Совета, Крестьянская реформа, создание свода законов, дарование Конституции, создание III Отделения императорской канцелярии, введение цензуры, создание военных поселений.

-Хорошо, дайте общую характеристику реформ каждого из императоров.

- Какая линия - либеральная или консервативная - в большей степени преобладала в правление Александра?
- Историк Пресняков А.Б. называл реформы Николая I «апогеем самодержавия». Согласитесь ли вы с оценкой его правления как вершиной абсолютизма? Аргументируйте свой ответ.

5. Работа с наглядно-иллюстративным материалом

- Вашему вниманию представлены две картины (Михаил Кутузов во время Бородинского сражения. А.П. Шепелюка и картина Ф.А. Рубо Оборона Севастополя) посмотрите на них внимательно и определите, каким историческим событиям они посвящены?

- Назовите годы этих войн.

- Каковы причины этих войн?

- Каковы итоги этих войн?

- Назовите самых известных военачальников, участников этих войн.

- А теперь давайте определим роль русских императоров в этих военных конфликтах.

6. Работа с историческими источниками

- В правление либерально настроенного Александра I и в правление консерватора и реакционера Николая I развивалось общественное движение. Назовите основных представителей общественной мысли первой половины XIX века. Чего они хотели, за что выступали?

- Вашему вниманию представлены высказывания деятелей общественного движения. Попробуйте определить, кому они принадлежат.

1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества…чтобы совершить движение вперёд …главное уничтожить в русском раба».

2. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго…Западным людям приходится всё прежнее отстранять как дурное и всё хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь».

3. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли».

4. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир».

5. «Не без некоторой зависти смотрим… на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

Ответы: 1,5 – «западнику»

2,4 – славянофилу

3- стороннику социалистических идей.

7. Найди ошибки в тексте (просмотр видео –просьбы исправить ошибки)

- История – не только мой любимый предмет, но и многих учеников, они постоянно обращаются ко мне с разными вопросами и сегодня они решили задать этот вопрос вам, своим старшим товарищам. Внимание на экран, вопрос:

- Недавно я прочитала такую информацию, но мне кажется она недостоверной. Так ли это? Если так, то исправьте ошибки.

В ходе правления Николая I Россия вела активную внешнюю политику. Русские войска приняли участие в войне с Турцией, которая закончилась в 1829 году подписанием Тильзитского мира. Через несколько лет для окончательного решения Восточного вопроса Россия вступит в Крымскую войну, которая закончится полной победой России, закрепленной Парижским миром.

8. А теперь давайте попробуем решить историческую задачу:

Вы знаете, что существует такая организация, как МВФ, в котором государства, подающие в тяжелую ситуацию берут кредит.

В 1825 году Александр I для стабилизации разоренного хозяйства Центральной России взял транш 170 мл рублей серебром по 5% годовых. Какую сумму должен был вернуть Николай I в 1826 году? -178500000

9.Итоги урока:

- Современники не смогли дать однозначной оценки Александру I и Николаю I. Кто из них сделал больше для России? Мы живем в демократическом обществе, правительство себе мы выбираем сами во время выборов и референдумов. Представьте, что вы уже достигли совершеннолетия и вам предстоит пойти на выборы главы государства. Выборы – альтернативные: Александр I и Николай I.? У вас на столах бюллетени, проголосуйте, пожалуйста, поставьте галочку напротив того кандидата, который вам более импонирует. Выборы тайные. Сдаем свои бюллетени. Избирательная комиссия в лице (учитель называет 2 учеников) подводят итоги и оглашают.

Бюллетень для голосования.

Современники не смогли дать однозначной оценки Александру I и Николаю I. Кто из них сделал больше для России? Выскажите свое мнение. Поставьте галочку напротив того императора, который, по-вашему мнению, сделал для России больше.

Александр I


Николай I


- А мы пока проведем экзитпол (опрос на выходе): кратко за кого вы проголосовали?

- Результаты оглашаются и помещаются на доску.

10. Рефлексия

11. Оценки

12.Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!