Разработка урока истории
Класс - 9
Тема урока: Два императора.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний.
Цели: на основании имеющихся знаний учащихся по истории России первой половины XIX века, охарактеризовать роль Александра I и НиколаяIв становлении основной тенденции развития страны, создать условия для осознания и осмысления пройденного материала в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Задачи урока.
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся по теме, проверить степень их усвоения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения;
- развивать коммуникативные навыки
Воспитательные:
- продолжить работу по развитию интереса и уважительного отношения к истории Отечества;
- формировать активную жизненную позицию;
- поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
Оборудование: дидактический материал, интерактивная панель, карта «Россия в первой половине XIX века», учебник К.А.Соловьев, П.А.Шевяков «История России 1801-1914 г.г.»
Ход урока.
1. Вступительная беседа, подведение обучающихся к теме урока.
- Добрый день! А он сегодня будет у нас действительно добрым, ведь он начинается с урока истории, и я хочу показать вам книгу, эта книга – синезеленая-зеленая (показываю книгу в красно-белой обложке, ученики начинают спорить, что она не зеленая, тогда я снимаю суперобложку, под ней – зеленая)
- Друзья мои, не говорите кому-то, что он не прав, до того момента, пока не посмотрите на ситуацию с его точки зрения. Давайте усвоим этот урок, и тогда нам с вами будет легче понять друг друга.
- Вашему вниманию представлен ряд высказываний. Прочитайте их и подумайте, о ком эти высказывания? Это один человек или несколько?
- "Все, что он ни делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым". М.М.Сперанский
- "Это, несомненно, самый способный из всех царствующих монархов". Наполеон
- "Вряд ли будет ошибкой сказать, что все обличья, которые попеременно надевал на себя этот человек в продолжение своего царствования, были театральными масками. Подобно тому как отдельным людям он стремился говорить то, что им было приятно, так и перед всем миром любил предстать в том одеянии, которое было модно". Н.И.Ульянов
- Сфинкс, не разгаданный до гроба, —
О нем и ныне спорят вновь;
В любви его роптала злоба,
А в злобе теплилась любовь. П.А.Вяземский
- "У императора России были сильная душа и слабый характер". Шатобриан
- Хорошо, Молодцы! А эти высказывания о ком?
- «Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное — глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза».А.И.Герцен
- «Он вступил на престол с очень скромным запасом политических идей, которых так много принес сюда его старший брат».В.О.Ключевский
- «Он был, подобно Александру Невскому и Ивану III, истинным «державным хозяином», с «хозяйским глазом и хозяйским расчетом». И.Л.Солоневич
- «В нем много прапорщика и немного Петра Великого». «Оригинал похож на бюст: он так же холоден и пуст». А.С.Пушкин
- «Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, он был Дон Кихотом самодержавия»А.Ф.Тютчева
«…– тип армейского императора, в котором вымерло все гражданское, всё человеческое и осталась одна страсть повелевать; ум узок, сердца нет совсем. Это монарх властолюбия, в его чертах видна сила и суровая воля». А.И.Герцен
2. Формулирование темы и цели урока обучающимися, запись в тетради числа и темы урока.
- А теперь, исходя из всего вышесказанного, давайте попробуем угадать тему нашего урока и определим для себя цель.
- Мы с вами изучили целую эпоху в истории нашей страны, целых полвека. А полвека это сколько? Много это или мало в масштабах целого государства? Как повлияли события и правители первой половины XIX века на дальнейшую судьбу страны и повлияли ли они? Давайте в этом разберемся.
Итак, тема урока – Два императора. Запишите в тетради число и тему.
3. Блиц-опрос
- И начнем с маленькой разминки для мозгов. Своеобразный блиц-опрос. По цепочке отвечаем быстро на мои вопросы:
1. Его учителем был швейцарский политик Ф. С. Лагарп
2. Его готовили к военной службе.
3. Вступил на престол в 1825 годe
4. Ближайшими сподвижниками в первые годы правления b П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыжский.
5. Был любимым внуком Екатерины 2
6. Его женой была дочь прусского короля, получившая в России имя Александры Фёдоровны
7. Умер в Таганроге
8. Способствовал заключение Священного Союза
9. При нём Финляндия получила права самоуправления
10. За его политику в Европе Россию называли «жандарм Европы»
11. Его царствование началось с восстания декабристов
12. При нём началась Крымская война
13.По легенде не умер в Таганроге, а «ушёл в народ».
14.В его правление один из его сподвижников – Аракчеев
15. отделение Основал 3 корпуса жандармов
16. При нём были основаны «Северное» и «Южное» общества декабристов.
17. При нём в России прокатились «картофельный бунты».
4. Оценка внутриполитического курса реформ Александра I и Николая I.
- Хорошо молодцы! Роль личности в истории, несомненно, велика. Вы со мной согласны? Докажите.
- Как мы уже говорили в первой половине XIXвека на русском престоле стояли два императора, два брата, два сына (кого?). Были ли похожи братья друг на друга и на отца? А было ли похоже их правление?
- Давайте сделаем следующую работу: из перечня реформ, мероприятий выберите те, которые принадлежали Александру и те, которые принадлежали Николаю. (Работа у доски: 2 ученика разносят мероприятия, остальные – в тетрадях, затем – проверка)
Указ об обязанных крестьянах, Указ о создании 8 министерств, Указ о вольных хлебопашцах, Денежная реформа, создание Государственного Совета, Крестьянская реформа, создание свода законов, дарование Конституции, создание III Отделения императорской канцелярии, введение цензуры, создание военных поселений.
-Хорошо, дайте общую характеристику реформ каждого из императоров.
- Какая линия - либеральная или консервативная - в большей степени преобладала в правление Александра?
- Историк Пресняков А.Б. называл реформы Николая I «апогеем самодержавия». Согласитесь ли вы с оценкой его правления как вершиной абсолютизма? Аргументируйте свой ответ.
5. Работа с наглядно-иллюстративным материалом
- Вашему вниманию представлены две картины (Михаил Кутузов во время Бородинского сражения. А.П. Шепелюка и картина Ф.А. Рубо Оборона Севастополя) посмотрите на них внимательно и определите, каким историческим событиям они посвящены?
- Назовите годы этих войн.
- Каковы причины этих войн?
- Каковы итоги этих войн?
- Назовите самых известных военачальников, участников этих войн.
- А теперь давайте определим роль русских императоров в этих военных конфликтах.
6. Работа с историческими источниками
- В правление либерально настроенного Александра I и в правление консерватора и реакционера Николая I развивалось общественное движение. Назовите основных представителей общественной мысли первой половины XIX века. Чего они хотели, за что выступали?
- Вашему вниманию представлены высказывания деятелей общественного движения. Попробуйте определить, кому они принадлежат.
1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества…чтобы совершить движение вперёд …главное уничтожить в русском раба».
2. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго…Западным людям приходится всё прежнее отстранять как дурное и всё хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь».
3. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли».
4. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир».
5. «Не без некоторой зависти смотрим… на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»
Ответы: 1,5 – «западнику»
2,4 – славянофилу
3- стороннику социалистических идей.
7. Найди ошибки в тексте (просмотр видео –просьбы исправить ошибки)
- История – не только мой любимый предмет, но и многих учеников, они постоянно обращаются ко мне с разными вопросами и сегодня они решили задать этот вопрос вам, своим старшим товарищам. Внимание на экран, вопрос:
- Недавно я прочитала такую информацию, но мне кажется она недостоверной. Так ли это? Если так, то исправьте ошибки.
В ходе правления Николая I Россия вела активную внешнюю политику. Русские войска приняли участие в войне с Турцией, которая закончилась в 1829 году подписанием Тильзитского мира. Через несколько лет для окончательного решения Восточного вопроса Россия вступит в Крымскую войну, которая закончится полной победой России, закрепленной Парижским миром.
8. А теперь давайте попробуем решить историческую задачу:
Вы знаете, что существует такая организация, как МВФ, в котором государства, подающие в тяжелую ситуацию берут кредит.
В 1825 году Александр I для стабилизации разоренного хозяйства Центральной России взял транш 170 мл рублей серебром по 5% годовых. Какую сумму должен был вернуть Николай I в 1826 году? -178500000
9.Итоги урока:
- Современники не смогли дать однозначной оценки Александру I и Николаю I. Кто из них сделал больше для России? Мы живем в демократическом обществе, правительство себе мы выбираем сами во время выборов и референдумов. Представьте, что вы уже достигли совершеннолетия и вам предстоит пойти на выборы главы государства. Выборы – альтернативные: Александр I и Николай I.? У вас на столах бюллетени, проголосуйте, пожалуйста, поставьте галочку напротив того кандидата, который вам более импонирует. Выборы тайные. Сдаем свои бюллетени. Избирательная комиссия в лице (учитель называет 2 учеников) подводят итоги и оглашают.
Бюллетень для голосования.
Современники не смогли дать однозначной оценки Александру I и Николаю I. Кто из них сделал больше для России? Выскажите свое мнение. Поставьте галочку напротив того императора, который, по-вашему мнению, сделал для России больше.
- А мы пока проведем экзитпол (опрос на выходе): кратко за кого вы проголосовали?
- Результаты оглашаются и помещаются на доску.
10. Рефлексия
11. Оценки
12.Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе