СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовный мир личности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Духовный мир личности» разработан в рамках курса обществознания для 10-х классов и является частью учебной темы «Общество как мир культуры». Урок является комбинированными и интегрирован с литературой.

Просмотр содержимого документа
««Духовный мир личности»»

Конспект урока по обществознанию

10  класс по теме «Духовный мир личности»


Цель: 

сформировать представление учащихся о духовном мире личности как важнейшей ценности;

актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы;

создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся критического мышления.


Задачи урока:

познакомить учащихся с понятием духовного  мира личности, показать его связь с формированием пирамиды ценностей;

воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненной позиции;

развивать умение выполнять тесты, анализировать статистический материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.


Основные понятия: духовный мир, духовность, мировоззрение, категорический императив.


Тип урока: комбинированный.


Методическое оснащение урока: высказывания о духовном мире личности, учебник обществознания для 10 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова, раздаточный материал.


План урока:

  1. Организационный момент (мотивация).

  2. Проверка знаний по пройденной теме (тестирование)

  3. Актуализация знаний и целеполагание.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление.

  6. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.

  7. Организация домашнего задания.

  8. Рефлексия.

Ход урока:


  1. Организационный момент


Вступительная беседа: - На данном учебном занятии нам предстоят серьезные разговоры по теме, к которой мы все имеем отношение, но для начала вспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)

- Что включает в себя духовная сфера жизни общества? (науку, образование, религию. искусство)


  1. Проверка знаний по пройденной теме


Давайте вспомним более подробно, что мы изучали на прошлом занятии и ответим на вопросы:

  1. Что такое духовная культура и какие компоненты она включает?

  2. Какие ценности включает духовная культура современного общества?

  3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

  4. Что какое субкультура? Приведите конкретный пример.

  5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?



  1. Актуализация знаний и целеполагание


Нам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

  • Чем духовный человек отличается от бездуховного?

  • Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?

  • Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?


Эпиграфом нашего занятия станут слова Л.Н. Толстого

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

  1. Изучение нового материала


Человек как духовное существо.


Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

- Как вы понимаете слова писателя?

Мы только что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.

- Что же включает в себя духовный мир человека?

ДУХОВНОСТЬ

БЕЗДУХОВНОСТЬ

Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.



Давайте с вами запишем определение ДУХОВНОСТЬ

Духовные ориентиры личности


Работа с материалом учебника (Духовные ориентиры личности)

Составление блок-схемы на доске




 Духовные ориентиры личности сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Выступление обучающегося с защитой проекта «Духовные ориентиры личности моего любимого персонажа (по страницам русской классики)»

     Мировоззрение и его роль в жизни человека

 Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение

Как вы понимаете, что такое мировоззрение?

- Давайте запишем определение.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

- А сейчас нам предстоит разобраться с типами мировоззрения.

Давайте вспомним Чичикова ( Н.В. Гоголь «Мёртвые души»), Ивана Флягина ( Н.С.Лесков « Очарованный странник»), профессора Преображенского (М.Булгаков «Собачье сердце»). У них одинаковый тип мировоззрения?

1) Обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) Научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

3) Религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;


Составление блок-схемы на доске

- В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? (обсуждение вопроса)

  • Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.

  • Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.

  • Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.



  1. Первичное закрепление


1. Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.   

- Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?

2. Прочитайте притчу  и определите: лёгок или труден путь к духовности?

«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведении я  спросил у философа:

-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».

3. Используя слова, дополните модель  духовной личности: способности, мировоззрение, убеждение, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон.

4. От чего зависит формирование духовного мира человека?

(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)

  1. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов


Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

  1. Организация домашнего задания


Домашнее задание: § 11 Ответы на вопросы и выполнение заданий параграфа по желанию эссе «Мои духовные ориентиры»

  1. Рефлексия


Закончить предложения:

• Мне было интересно ...

• Я узнал, что ...

• Я понял, что ...

• Вспомните, как вы работали на занятии.

• Какие ощущения были у вас на занятии?

• С какими ощущениями вы пойдете домой?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!