Урок 77-78
Обществознание 11, профильный уровень
Духовный мир личности
Д.З: § 29, ?? (с.316), задания (с.317),
источник (с.317-318)
© А.И. Колмаков
- Дать представление о духовном мире личности;
- Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.
Универсальные учебные действия
- Знать понятия: мировоззрение, менталитет, духовные ценности, патриотизм, гражданственность
- духовность;
- патриотизм;
- гражданственность;
- мировоззрение;
- менталитет
Изучение нового материала
- Духовная жизнь людей.
- Мировоззрение, его виды и формы.
- Менталитет.
- Высшие духовные ценности.
- Патриотизм.
- Гражданственность
Вспомните. Что такое духовная культура? В чём заключается сущность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?
Духовная жизнь людей
- знания, вера, чувства, стремления
Графическая модель духовной личности
Деятельность
Поведение
Социализация
Личность
Биологический компонент:
потребности;
темперамент;
задатки
Социальный компонент: потребности; способности;
характер
Свобода воли
Духовный компонент:
мировоззрение;
убеждения;
ценностные ориентации;
культурный диапазон
Духовный мир личности является сложной системой, включающей в себя ряд элементов:
1) духовные потребности, заключающиеся в знаниях о себе, о мире, о смысле и назначении своей жизни;
2) эмоции, выражающие отношение человека к полученным знаниям;
3) ценности жизни и культуры, жизненную ориентацию человека, его индивидуальный выбор.
Духовная жизнь людей
Духовный мир человека- внутренняя жизнь человека, включающая знания, веру, чувства, стремления людей;
связан с принадлежностью человека к социальной общности и в связи с духовной жизнью общества.
Философ Федотов писал: что духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек с развитой духовной жизнью обладает духовностью - высшим уровнем развития и саморегуляции личности. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности.
патриотизм
мораль
Важнейшие
Элементы
духовности
гражданственность
мировоззрение
За традиционной классификацией ценности разделяют на - материальные (ценности, которые существуют в форме вещей -- одежда, продукты питания, техника, храм, картина ) - духовные - моральные, религиозные, художественные, политические и др .
При этом материальными ценностями (их иногда называют благами) считают экономические, технические и приветственные ( состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а духовными -- религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа.
Классификация ценностей
- Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды.
- Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями.
- Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности.
Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение – это общечеловеческое явление, так как оно характерно для каждого человека в нормальном состоянии.
Виды мировоззрения
Мировоззрение, его виды и формы
Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека - и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - и в этом его слабость
Религиозное мировоззрение. Сильные стороны: тесная связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабая сторона: проявление иногда непримиримости к другим жизненным позициям.
художественное мировоззрение: видение собственно художником окружающей действительности, реализация кредо творческой личности в произведениях искусства, переживания и впечатления воспринимающих людей. Одну особенность искусства – способность выразить индивидуальность человека – в свое время эксплуатировал экзистенциализм
Мифологическое мировоззрение – это одна из первейших форм мироописания, которая развилась из родоплеменного первобытного общества. Виды мировоззрений людей затрагивают не только социальный аспект жизни, но и индивидуально-духовный. Слово «миф» имеет греческое происхождение и означает «предание».
Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Мировоззрение, его виды и формы
Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей:
- даёт человеку ориентиры и цели в дальнейшей жизни.
– вооружает человека методами познания и деятельности
- человек получает истинные ценности жизни и культуры.
Три основные аспекта духовной жизни: сердце-ценности, разум - знания, воля - переводит мировоззрение в поведение.
Менталитет
Менталитет - это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется па практическую деятельность.
Разбившись на группы, попробуйте дать характеристику-анализ следующих профессий:
первая группа учителя;
вторая группа юриста;
третья группа банкира;
четвертая группа военного;
пятая группа художника.
Высшие духовные ценности
- Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.
Высшие духовные ценности
Патриотизм
— нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.
Гражданственность
- нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность
Контрольные вопросы
- Что такое духовная жизнь общества?
- В чём состоит сущность внутреннего (духовного) мира человека?
- Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего?
- В чём заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение», в чем их различие?
- Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
- В чём состоит роль мировоззрения в деятельности человека? Как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов?
- Что такое менталитет, в чём заключается его влияние на деятельность человека, социума?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. http :// prezentacii.com / obschestvoznanie /
7. Орищенко Л.Ю., учитель истории и обществознания, МБОУ «Исилькульский лицей», http://www.proshkolu.ru/
8. Хлебодарова О. Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 357-361.