СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно - нравственная направленность в подготовке будущего учителя начальных классов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания и развития будущего педагога в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственная направленность в подготовке будущего учителя начальных классов»

Духовно – нравственная направленность в подготовке будущего учителя начальных классов

Н.А.Федотова, преподаватель МХК

ГБПОУ «Курганский педагогический колледж»


Российское общество переживает в настоящее время последствия затянувшегося духовно – нравственного кризиса, ставшего следствием перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Наше государство в 90 – е гг.

лишилось официальной идеологии, общественно – духовных и нравственных идеалов. Минимизированными оказались духовно – нравственные, обучающие и воспитательные функции отечественной системы образования. Система ценностных ориентиров, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), стала во многом разрушительной с точки зрения развития личности, семьи, государства.

Педагоги во все времена были, есть и будут основными носителями, хранителями и трансляторами нравственных культурных образцов. Однако деструктивные антинравственные процессы не могли не коснуться и системы профессионального педагогического образования. Все чаще осваивать профессию педагога приходят молодые люди с недостаточно сформированным мировоззрением (на уровне взглядов), основанным на либеральном стандарте, сущность которого заключается в приоритете земных, материальных интересов над нравственными ценностями. Это связано с тем, что в школе традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:

  • педагогика уважения старших и совместного труда – формированием творческой эгоистической личности;

  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

  • любовь и самопожертвование, альтруизм – психологией самоутверждения, агрессивного лидерства;

  • интерес к отечественной культуре, стремление к сохранению своей национально – культурной идентичности – приверженностью к иностранному образу жизни и иностранным традициям.

«Вселенский» эгоизм, культ плотских удовольствий и бесконтрольность поведенческих реакций – это элементы массовой культуры, поглощающей нашу молодежь. Эта культура лишь внешне декларирует развитие индивидуальности, на самом деле, она глубоко безлична, аморальна, бесчеловечна.

Однако, если система профессионального педагогического образования покорно уступит этим веяниям, нравственная катастрофа российского общества станет непреодолимой. Нравственность учителей настоящих и будущих, сейчас становится проблемой национальной безопасности. Россия, которую многие считают «островком» духовности в огромном мире массового потребительства, сохранит свои высокие нравственные позиции только в том случае, если учреждения профессионального образования будут выпускать убежденных педагогов – гуманистов и патриотов, носителей лучших образцов национальной и отечественной культуры.

Поэтому главным принципом учебно – воспитательной работы учреждения профессионального педагогического образования должна быть борьба за духовность каждого будущего специалиста. Борьба целеноправленная, бескомпромиссная. Систематическая, основанная на собственном примере бескорыстного служения педагогическому делу, преданности своим ученикам, нерушимости нравственных принципов.

Духовно-нравственное воспитание в колледже осуществляется как через содержание образования, в особенности его гуманитарной составляющей, так и через внеклассные мероприятия.

Наиболее полно вопросы нравственности раскрываются в содержании предметов литературы, мировой художественной культуры, междисциплинарных курсах по детской литературе, изобразительной деятельности, музыке с методикой преподавания, которые входят в учебный план по специальности «Преподавание в начальных классах». Эти дисциплины играют существенную роль в формировании вкуса, эстетических ориентаций, в конечном счете - в формировании личности. Когда происходит разрыв между духовными и материальными ценностями, искусство призвано заполнять эту брешь. Главная задача - пробудить у студентов желание приобщаться к «высокому искусству». 

 Уже, наверное, можно признать как состоявшийся факт и считать национальной трагедией то, что наши ученики не могут слушать и воспринимать классическую музыку, увлеченно читать настоящую литературу, анализировать произведения изобразителного искусства. Любое восприятие художественного произведения, по словам П.А. Флоренского, требует духовного усилия. А классического искусства - в особенности. Не нужно доказывать, что лишь истинное искусство духовно, нельзя стать полноценной личностью, «питаясь» лишь массовой культурой. Противостояние духовной культуры и массовой с каждым годом все обостряется. Преподавателю порой бывает очень нелегко отстоять свою точку зрения, способствовать развитию у обучающихся взыскательного вкуса. Много раз приходится повторять, что музыка, которую исполняют группы «Сливки» и «Блестящие», это еще не вся музыка, если вообще можно назвать ее таковой.

  Юношеский возраст не позволяет ничего брать на веру. Значит, нужно искать такие приемы, чтобы свергать «идолов» массовой культуры не голословно, а убедительно и результативно. 

На 4 курсе студенты специальности «Преподавание в начальных классах» изучают предмет «Основы мировых религий с методикой преподавания курсов духовно – нравственной направленности». Будущий учитель должен представлять сложность задач, поставленных перед ним обществом, должен иметь практический опыт в организации урочной и внеурочной деятельности в области духовно – нравственного воспитания.

Эта дисциплина, в стенах колледжа. Имеет уже свою историю и сформировавшуюся, отлаженную методику преподавания.

В 2007 году в составе областного временного научно – исследовательского коллектива по проблеме «Подготовка педагогов к развитию духовных ценностей обучающихся, воспитанников», преподавателями колледжа была разработана программа курса «Методика преподавания основ православной культуры». За 9 лет работы учебная дисциплина претерпела большие изменения.

Введение ФГОС СПО и ФГОС начального общего образования второго поколения, участие Курганской области в эксперименте по введению в образовательный процесс школы комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», обусловило необходимость корректировки предметного содержания курса и повышения квалификации преподавателей, ведущих этот предмет. Сегодня дисциплина «Основы мировых религий с методикой преподавания курсов духовно – нравственной направленности» входит в вариативную часть образовательной программы и изучается на 4 курсе.

При освоении курса встает вопрос: как научить молодое поколение рассуждать о вечных вопросах бытия: добре и зле, любви и ненависти… Это сложно даже нам взрослым: оценить ситуацию, принять правильное решение. А как быть студентам?

Наша жизнь состоит не из абсолютных правил и аксиом, которые можно выучить и применять в жизни как шаблон, все в жизни надо понять, прочувствовать, пережить. Эту возможность – быть на уроке самостоятельным – дает, так называемая, инновационная «способностная» педагогика, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, предполагающий использование современных педагогических технологий: кейс – метода, критического мышления, метода проектов.

Духовные ценности вырабатываются только самостоятельно. Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом, поэтому интерактивные формы - это основа преподавания предмета «Основы мировых религий с методикой преподавания курсов духовно – нравственной направленности».

Опыт преподавания курсов духовно – нравственной направленности в колледже освещен в региональных СМИ («Курган и курганцы», «Новый мир»), представлен на страницах «Комсомольской правды», на региональных и международных научно – практических конференциях. Ведется работа по обновлению содержания УМК, часть материалов которого была дважды представлена на Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Обе работы стали победителем областного и зонального этапов.

Время движется стремительно вперед, вносит свои коррективы в развитие общества, образования, науки. В учебном плане образовательных учреждений появляются новые дисциплины: «Шахматы», «Лего конструирование», «Робототехника», «Инженерное проектирование», которые необходимы и востребованы. С другой стороны, сейчас можно говорить о тенденции, которая уже существует ОУ, а именно: новые предметы вводятся в учебный план за счет других предметов. И не трудно догадаться, какие учебные дисциплины исчезают из образовательно – воспитательного пространства ОУ. Сегодня в УП специальности «Преподавание в начальных классах» уже нем дисциплины «МХК», некогда самостоятельный предмет «Русская народная культура» остался лишь в обзорной теме МДК «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом», а это именно те предметы, которые активно влияют на эмоции наших воспитанников, развивают их душу.

Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности.

«Судьба будущей России – в руках русского учителя, преподавателя, профессора», сказал в середине 20 века Иван Александрович Ильин, а значит и в руках тех, кто сегодня готовит будущих учителей, преподавателей. В наших с вами руках, коллеги! Спасибо за внимание!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!