СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащихся.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления на педсовете или заседании школьного МО.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащихся.»

Тема Духовно – нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащихся.

В процессе формирования гармоничной личности важное, значение имеет - формирование ее духовности и нравственности. По мнению А.С. Макаренко:

« Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечиваю­щая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые на­ходят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда». В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо об­щаться с окружающими, проявляли заботливость и доброту, справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе. Структуру духовно-нравственного сознания составляют:

  • во-первых, знания, представления о мораль­ных нормах общества;

  • во-вторых, положительная их оценка, принятие их, стремление им следовать;

  • в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни.

Все эти компоненты определяют задачи духовно - нравственного воспитания.

  1. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

  2. Воспитание уважения к нравственным нормам.

  3. Создание условий для восприятия целостной картины мира.

  4. Организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности.

  5. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности.

  6. Создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания.

  7. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

  8. Укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Решение этих задач в школе осуществляется через Программу воспитания и социализации личности, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для духовно – нравственного влияния на школьников имеет учебный материал по Урокам гражданственности и духовности Донбасса. В этом учебном году на это поставлен основной акцент. Ведь главная задача курса и состоит в воспитании духовно богатой и высоко – нравственной личности. В курсе УГДД содержится большое количество морально-этических суждений. Сам он состоит из 4 разделов. Раздел 2 так и называется: «Духовно-нравственные основы народа Донбасса». В этом разделе рассматриваются темы духовности, ценности человеческих отношений. В наше неспокойное время духовно - нравственная личность очень ценная. Потому как именно такие люди соблюдают моральные нормы, сопереживают, умеют сочувствовать, проявить милосердие. На уроках учитель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Провожу уроки различных типов и форм: исторические карусели, круглые столы, диспуты, уроки-путешествия… На них, ребята проявляют заинтересованность в познании нового, рассуждают, анализируют, делают выводы и умозаключения. Казалось бы, все хорошо, поставленные цели достигаются. Но иногда, вне урочного процесса, можно наблюдать как учащиеся, хорошо зарекомендовавшие себя на уроках, могут не соблюдать моральные нормы в межличностных отношениях (обзывать друг друга, употреблять нецензурные слова, использовать клички…). В этом, я считаю, предстоит сделать еще многое, чтобы те сделанные выводы и полученные знания, не расходились с поведением детей в реальности. Пожалуй, самое сильное влияние в этом процессе оказывает сама личность педагога. Его нравственный облик раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в учащихся веру в торжество морали. И, напротив, если они были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого педагога. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов. Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимопознании, взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности с помощью классных часов, различных мероприятий. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеурочной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Гуманизм личности педагога является условием результативности процесса духовно-нравственного воспитания – воспитание гармонично развитой личности.

Л.И. Маленкова предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства:

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию. Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога. Тем не менее, школа, в лице педагогов, не способна самостоятельно справиться с этой задачей. Помощником должна быть семья. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном  потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Все что происходит дома - постоянно, постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека.
В педагогике духовно - нравствен­ное воспитание трактуется как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников си­стемы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения, формирования моральных качеств, черт характера, навыков и при­вычек поведения. А значит, главная задача педагогов заключается в том, чтобы нравственные нормы и принципы посте­пенно стали внутренним убеждением школьника. И семья должна продолжать этот процесс во внеурочное время. Поэтому только общими усилиями можно воспитать духовно богатую, высоко – нравственную, гармоничную личность нашего общества.



Литература:

  1. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. « Нравственное воспитание в школе » [Текст] - М., «Просвещение», 1978.

  2. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А. И. Титаренко. [Текст] - М.: «Просвеще­ние», 1997. -335 с.

  3. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. [Текст] - М.: «Питер», 2000. – 243 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!