СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная жизнь (карта урока) 9 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек, его дух и его культура – венец и цель мироздания

Просмотр содержимого документа
«Духовная жизнь (карта урока) 9 кл.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6















Т Е М А:

«Духовная жизнь»









Урок по обществознанию, 9 класс.

Учитель Акатьева В.И.







ст. Ленинградская

2022 год

Тема. Духовная жизнь.

Цель – вызвать интерес к проблеме, желание расширить границы узнанного на уроке с целью духовного саморазвития и самосовершенствования.


Образовательный задачи:

- работа с понятиями;

- сферы общественной жизни;

- социальные институты духовной сферы;

- духовный мир личности;

выявить:

- тенденции духовной жизни современной России;

- важнейшие принципы нравственной культуры личности.


Воспитательные задачи:

- пробудить интерес к самопознанию, самоанализу, желание строить свои отношения с другими на основе нравственных принципов «добра», «справедливости».

Умения и навыки: анализа, сравнения и сопоставления, рефлексии, поиска нужной информации.


Компетенции: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, социокультурные.


Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, музыка:

инструментальная композиция из альбома L.A. guitar quartet «Dances from Renaissance to Nutcracker».



















Ход урока.

Организационный момент.


  1. Вступительное слово учителя:

Видный русский религиозный философ Г.П. Федотов (конец 18 - пер. пол. 19 в.) писал, что «дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура – венец и цель мироздания».


  1. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)


Основная часть.


  1. Учитель: Слово «дух» лежит в основе наименования темы. Часто это слово воспринималось как что – то мистическое. Однако это не так. «…там русский дух, там Русью пахнет…» Как вы считаете, что обозначают слова «душа», «дух»? Гераклит характеризовал душу как основу сознания и носителя нравственных качеств. (В.И. Даль указывал: это все умственные и нравственные силы, внутренний мир человека ум, воля, совесть, то что является сугубо личным достоянием человека. Духовность, стремление к внутреннему.)


  1. Учитель: Говоря о внутреннем мире, мы имеем ввиду целостную, индивидуальную характеристику определенного человека, основанную на анализе его темперамента, характера, интеллекта…

Как вы полагаете, какие элементы образуют духовный мир личности?

(Слайд 2) Духовный мир личности.

Какими составляющими необходимо дополнить данную схему?

(способности, цели, вера, совесть)


  1. Учитель: что из составляющих духовного мира человека на, ваш взгляд, более важно?

- Может быть имело смысл назвать наш урок «Интеллектуальная жизнь», ведь знания в информационном обществе очень важны?

(Слайд 3) Цитата Аристотеля (анализ учащихся) «Кто двигается вперед в знании, но остается в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

(Пословица: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает.»)

(Слайд 4) Три кита духовной сферы. Истина – Добро – Красота


  1. Звучит инструментальная композиция из альбома L.A. guitar quartet «Dances from Renaissance to Nutcracker».

- С какой эпохой ассоциируется музыка?

- Влияют ли внешние условия на духовную жизнь человека?

- Пословица: «Какие веки, такие и человеки».

Вопросы: Если за точку отсчета брать всю историю человечества, можем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных людей стало больше, чем раньше?


  1. (Слайд 5) Тенденции духовной жизни современной России.


  1. Учитель: Одна из черт, характеризующих человека – это его убеждения. Что обозначает это понятие? (Твердые взгляды на что – либо.) Обратите внимание на ст. 29 Конституции РФ, что она декларирует?

(Ст. 29 (1) Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Ст. 29 (3) Никто не может быть принужден к выражению свих мнений и убеждений или отказу от них.)


  1. Учитель: А теперь сопоставьте два выказывания Писарева и Достоевского. Какое из них вызывает у вас отклик согласия и почему?


  1. Какое право гарантирует ст. 28 Конституции РФ? (Свобода совести.) Как вы это понимаете? (Свободно создавать свой образ жизни в согласии со своими убеждениями.)




  1. Какой главный мотив вашего нравственного поведения?

- страх, боязнь наказания (Что со мной сделают?)

- стыд, честь (Что обо мне подумают?)

- совесть (Что я сам о себе думаю?)

Как, по мере вашего взросления, должны выстроиться мотивы вашего поведения?


  1. (Слайд 6) Важнейшие принципы нравственной культуры личности:

- «Золотое правило морали»

- Моральная автономия личности

- Гуманизм (человеколюбие)

Учащиеся поясняют понятия: человеческое достоинство, чувство собственного достоинства.


  1. (Слайд 7) Анализ иллюстрации Гюстава Доре к «Озорным рассказам» О. Бальзака.

Вопрос: Как вы думаете, обладают два главных персонажа иллюстрации такими качествами, как достоинство?

Вопрос: Как следует строить отношения с другими людьми?


Итог урока.

  1. Итак, что же такое духовность?

  2. Какое имя уроку, короткое и ясное, вы могли бы дать?

  3. Перед вами лист с древом жизни. Расположите на нем ваши жизненные задачи по степени важности для вас.

  4. Завершая наш урок, я хочу напомнить вам строки из поэмы иранского поэта Фирдоуси:

Мир только вечен.

Наша жизнь мгновенна.

Но имя остается во Вселенной

Лишь добрые деяния народ прославит.

Остальное все умрет.


Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы п. 40.

  2. Подготовить интересные вопросы по теме.

  3. Изобразить графический символ урока.

  4. Взять интервью по теме у интересного человека.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!