СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная поэзия: молитва в стихотворениях русских поэтов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для педагогов и родителей воспитанников воскресных школ. "Молитва в поэзии. Поэзия в молитве" -  время Великого поста. Подборка стихотворений русских поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Духовная поэзия: молитва в стихотворениях русских поэтов»

Тема. Молитва в поэзии. Поэзия в молитве


1. Ах, мой сынок,

На какой из чужих дорог

Стынет сердце твое на снегу?

Я молитвой тебе помогу.

Ах, неспроста

Так уныло сияет звезда

Над далекой, чужой стороной

Над твоей и моей судьбой.

Мне бы быть звездой,

Той, что над тобой.

Видеть, что ты рядом, и что живой.

Радоваться б вместе рождению дня,

Хрупкую надежду в душе храня.

Если снова бой —

Вся моя любовь

Устремится первой, теряя кровь.

Мы уйдем от нашей с тобой войны

И моей невысказанной вины.

Ах, мой малыш,

Среди улиц, домов и крыш

Неприкаянно, чуть дыша,

Заплутала моя душа.

Ах, неспроста

Так упрямо твердят уста.

Все пройдет, и весенней порой

Ты вернешься, мой сын, мой герой

Мне бы быть звездой,

Той, что над тобой.

Видеть, что ты рядом, и что живой.

Радоваться б вместе рождению дня,

Хрупкую надежду в душе храня.

Если снова бой —

Вся моя любовь

Устремится первой, теряя кровь.

Мы уйдем от нашей с тобой войны

И моей невысказанной вины.

Ах, мой сынок,

На какой из чужих дорог

Стынет сердце твое на снегу?

Я молитвой тебе помогу.


- О чём это произведение?

- Зачем мать молится?

- Что в нашей жизни молитва? (духовное оружие, «острие меча»)


Сергей Аверинцев


Неотразимым острием меча,

Отточенного для последней битвы,

Да будет слово краткое молитвы

И ясным знаком — тихая свеча.

Да будут взоры к ней устремлены

В тот недалекий, строгий час возмездья,

Когда померкнут в небесах созвездья

И свет уйдет из солнца и луны.


1970–е гг.


2. Тема нашего урока.

- Попробуйте определить тему урока.

- Что такое поэзия?

- Что такое искусство?

- Искусство – отражение духовного мира человека. В поэзии – отражение словом.

- Какое искусство можно назвать духовным?

- Иллюстрирует тему нашего урока картина Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны».



3. Пушкин.

Отцы-пустынники и жёны непорочны (запись, читает священник Андрей Спиридонов).


- О чём это стихотворение?

- О чём пишет Пушкин?

- Как вы понимаете метафору «любоначалие – сокрытая змея»?


«Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: "Боже, очисти мя, грешнаго", – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.

В Великую среду в конце литургии на "Буди имя Господне..." молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.»

http://azbyka.ru/dictionary/12/molitva_efrema_sirina-all.shtml

«Оценка с духовной точки зрения стихотворения А.С.Пушкина

на молитву св. Ефрема Сирина иеромонах Иов (Гумеров):

Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:

Я возмужал среди печальных бурь,

И дней моих поток, так долго мутный,

Теперь утих дремотою минутной

И отразил небесную лазурь.

Надолго ли?.. а кажется прошли

Дни мрачных бурь, дни горьких искушений.

В стихотворении Отцы пустынники выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина. Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров. Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

(1830 г.)

А.Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Изумляет точность метафоры. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы. Человек даже не замечает, что вместо мира и любви в отношениях между людьми он вносит болезненную напряженность, которая неизбежно кончается враждой.

Поэтическая молитва А.Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением: Да брат мой от меня не примет осужденья. Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой: все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Бес.40).

Насколько глубоким и устойчивым было духовное состояние А.Пушкина, запечатленное в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, можно судить по другим его произведениям этого времени. В издаваемом им журнале Современник он опубликовал в 1836 году (кн.3) рецензию на книгу поэта и драматурга Сильвио Пеллико (1789–1854) Об обязанностях человека. Заметка эта свидетельствует о светлой христианской настроенности поэта: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие… Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, – прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства» (ПСС, Л., 1978, т.VII, с. 322-23)».

http://azbyka.ru/stihi/pushkin/gumerov_stih_o_efreme_sirine-all.shtml

Отражение духовного переживания в стихах:


Пошли нам, Господи, терпенья

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народные гоненья

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест, тяжелый и кровавый,

С Твоею кротостью встречать.

А в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги.

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

А у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов.

1918 Великая княжна Ольга Николаевна Романова


Вл. Палей. ЧЁРНЫЕ РИЗЫ... ТИХОЕ ПЕНЬЕ...

Черные ризы... Тихое пенье...

Ласковый отблеск алых лампад...

Боже всесильный! Дай мне терпенья:

Борются в сердце небо и ад.

Шепот молитвы...Строгие лики...

Звонких кадильниц дым голубой..

Дай мне растаять, Боже великий,

Ладаном синим перед Тобой!

Выйду из храма - снова нарушу

Святость обетов, данных Тебе,-

Боже, очисти грешную душу,

Дай ей окрепнуть в вечной борьбе!

В цепких объятьях жизненных терний

Дай мне отвагу смелых речей.

Черные ризы.. Сумрак вечерний..

Скорбные очи желтых свечей...


- Что в стихотворении наводит нас на мысли о духовных переживаниях лирического героя?


4. Петр Вяземский

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полет мне в высоту;

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных

Дай младенцев простоту

И высокою, святою

Нищих духом чистоту!

Дай стряхнуть земные узы

С прахом страннических ног,

Дай во мне угаснуть шуму

Битв житейских и тревог!

Да откроется тобою

Мне молитвенный чертог,

Да в одну сольются думу

Смерть, бессмертие и Бог.


- Что в стихотворении говорит о молитвенном сосредоточении лирического героя?

- Состояние, когда человек живет ради себя и центром своей внутренней вселенной имеет собственное “я”, именуется гордыней. А состояние, обратное гордыне, когда человек потесняет свое “я” в сторону, а в центр жизни поставляет Бога, именуется смирением, или нищетой духовной.


Яков Полонский.

Знавал я нищего: как тень,

С утра бывало целый день

Старик под окнами бродил

И подаяния просил...

Но всё, что в день ни собирал,

Бывало к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам -

Таким же нищим, как и сам.

В наш век таков иной поэт.

Утратив веру юных лет,

Как нищий старец изнурён,

Духовной пищи просит он. -

И всё, что жизнь ему ни шлёт,

Он с благодарностью берёт -

И душу делит пополам

С такими ж нищими, как сам...


5. Самостоятельное чтение стихов.

- Подберите из сборника стихи, которые являются отражением темы нашего урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!