СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная музыка отечественных композиторов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки на тему "Духовная музыка отечественных композиторов"

Просмотр содержимого документа
«Духовная музыка отечественных композиторов»

Музыка 7 класс

Тема. Духовная музыка отечественных композиторов











Духовная музыка - музыка религии, музыка веры. Ее развитие в XVIII - первой половине XX веков связано с именами великих русских композиторов, получивших известность во всем мире. Дмитрий Степанович Бортнянский, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов творили православную музыку.



Но какое именно место в творчестве этих композиторов занимала религиозная музыка? Была ли она преимущественной в их творчестве? Сумела ли духовная музыка, созданная великой музыкальной мыслью этих композиторов, получить признание людей сведущих? Какой вклад она внесла в умы и сердца людей? Ответы на эти вопросы кроются в самой музыке, слагаются нотами. И сама жизнь, ход которой открывается с течением времени, способна ответить на них.

Изучая биографии Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, можно увидеть не только прошлое, но, возможно, и настоящее, получить ответы и понять, стала ли их музыка духовной ценностью.

(записать в тетрадь)

Дмитрий Степанович Бортнянский

Бортнянский писал духовную, светскую (оперную, инструментальную) музыку. Но светские произведения композитора практически не сохранились, большая часть была утеряна, забыта. Иная судьба у произведений духовной музыки Бортнянского. Многочисленные духовные хоровые концерты, "хвалебные" песни, литургии многократно переиздавались и после смерти Бортнянского. При жизни композитора их исполняли неустанно. Будучи первым главой Придворной певческой капеллы с 1796 года, Бортнянский поставил ее на службу церковному пению, чем оказал огромное влияние на развитие церковной музыки XIX века. Композитор был приверженцем сохранения чистоты духовной музыки, ограждал ее от вычурности и неуместных музыкальных украшений, о чем свидетельствуют многочисленные указы, изданные по инициативе Бортнянского. Но в своем церковном творчестве "директор вокальной музыки" (такое звание композитор получил как глава капеллы) не смог избежать заимствований из произведений светской музыки. Некоторые из церковных произведений Бортнянского отличаются излишней "концертностью". Это можно объяснить сильным влиянием столичного образа жизни и общественного вкуса, который был ориентирован на чрезмерную пышность и роскошь во всем, в том числе и в музыке. Пользуясь достижениями в области оперы и инструментальной музыки, Бортнянский на волне этого духа светскости создал новый стиль хорового пения, который был высоко оценен современниками композитора, но раскритикован уже следующим поколением, осуждающим подобное своеволие в церковной музыке (в числе критиков Глинка Михаил Иванович, который называл Бортнянского "Сахаром Медовичем Патокиным").

Не смотря на критику и столетия, прошедшие со времен жизни Дмитрия Степановича Бортнянского, плоды его духовного творчества высоко оценены. Херувимская песнь № 7, великопостное трио Да исправится молитва моя, ирмосы канона св. Андрея Критского Помощник и покровитель, рождественские и пасхальные концерты звучат и ныне в русских храмах.


Домашнее задание. Записать в тетрадь краткую биографию Д. Бортнянского, прослушать духовную музыку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!