№ | Тема урока | Кол- во часов | Содержание урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Оборудование | Дата проведения |
План | Факт |
Народное художественное творчество. Древние корни народного искусства – 9 часов | |
1 | Древние корни народного художественного творчества специфика образно-символического языка в произведения ДПИ. Древние образы в народном искусстве | 1 | Традиционные образы народного (крестьянского искусства) – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки Цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бумага | Знать понятие и язык ДПИ (древние корни народного худ. творчества), понимать содержательного смысла художественного образно-символического языка ДПИ, его связь с явлениями жизни, связь времен в народном искусстве | Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок | Примеры древних образов в надомной резьбе, посуде, вышитых полотенцах. Русские народные пословицы и поговорки, загадки. Народные мелодии | 02.09 | |
2 | Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси Декор русской избы | 1 | Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир) | Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Восковые мелки | Выявлять символическое значение декоративных элементов, развивать конструктивную фантазию | Подбор зрительного материала по теме «древние образы народного искусства» | Элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России. Статья «Орнамент сквозь века» - беседа с академиком В.А.Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, №2) | 09.09 | |
3 | Связь времен в народном искусстве. | 1 | Создание поисковых групп по направлениям народного искусства | Изображение фасада дома, украшенного резьбой в стиле древних мастеров. Изображение и украшение наличника. Уголь, сангина, тонированная бумага | Знать язык ДПИ, сюжетно-декоративной композиции. | Подобрать репродукции, открытки по теме «интерьер народного жилища» | Элементы декоративного убранства избы в разных регионах России | 16.09 | |
4 | Художественная культура Древней Руси. Внутренний мир русской избы | 1 | Символичность, обращенность к внутреннему миру культуры Древней Руси. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты | Индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов. Карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, бумага | Знать о понятии интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, формировать понятия духовное и материальное. | Закончить рисунок. Принести картон, клей, ножницы | Примеры интерьеров крестьянского жилища. Народные песни. Л. Мей «В низенькой светелке» - лит.ряд Русская народная песня «В низенькой светелке» | 23.09 | |
5 | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. | Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды, предметов труда Бумага, картон, ножницы | Знать основы бумажной пластики, развивать творческую активность | Принести художественные принадлежности | Русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции) Изображения предметов крестьянского быта и труда | 30.09 | |
6 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов . | Завершение работы – украшение орнаментальной росписью посуды, предметов труда. Гуашь, кисти | Формировать навыки создания единого худ. образа в конструкции и декоративном оформлении предмета | Декоративно оформить рисунок | Русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции) | 07.10 | |
7 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. | Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров. Бумага, восковые мелки, акварель, фломастеры | Знать основные виды орнамента и принципами композиционного построения | Изобразить символы древнего искусства, знать их значение | Образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки. Народные песенные тексты | 14.10 | |
8 | Народный праздничный костюм | | | | | | | | | |