СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древний Египет языком математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта интегрированного урока по математике и истории в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Древний Египет языком математики»

Юсупова Г.А., учитель истории

Фёдорова Л.В., учитель математики



ИНТЕГРИРОВАНГНЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И МАТЕМАТИКИЕ В 5 КЛАССЕ



Тема: Древний Египет языком математики

Класс: 5

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся по темам: «Действия с натуральными числами», «Древний Египет»

Задачи урока:

Образовательные: вспомнить основные события и термины по теме; умножать и делить натуральные числа, использовать в вычислениях свойства умножения и деления, решать математические задачи опираясь на знания по истории и наоборот.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь, развитие познавательного интереса к Учитель математике и истории

Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству

Методы: практическая работа

Приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: умеют определять местоположение страны и городов, распределяют исторические события по времени, закрепляют знания, полученные в ходе изучения темы Древний Египет, различают компоненты умножения и деления, умеют выполнять умножение и деление натуральных чисел, решают математические задачи опираясь на знания по истории и наоборот

Личностные: осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию, уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предметов

Метапредметные:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на этом или предыдущем уроках).

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение (мнение).

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, участие в диалоге, слушать и понимать речь других, формулирование выводов, отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Технологическая карта урока «Древний Египет языком математики»



Этапы урока

Учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Эмоциональный, психологический настрой на урок

Приветствует учащихся

Слайд 1

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня мы будем проводить у вас урок.

Меня зовут Гульназ Альбертовна.



УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Меня зовут Лариса Владимировна.

Пожалуйста, посмотрите, все ли необходимое для урока у вас есть, ручки, карандаши, черновики… Если у вас возникнут вопросы или что-то будет непонятно, поднимайте руку. Договорились? Тогда мы начинаем

Включение учащихся в учебную деятельность

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Коммуникативные: участие в диалоге, слушать и понимать речь других

Актуализация знаний

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Слайд 2

Сегодня у нас необычный урок. Мы окунемся в волшебный мир древности и чисел. Тема нашего урока зашифрована, давайте расшифруем её. Для этого нам нужно отгадать 2 загадки. Любите отгадывать загадки?.. Они помогут нам разгадать тему урока.

(Слайд с зашифрованной темой)

Вот первая:

На восточном побережье.

Дождей там почти не бывает,

Одна река протекает,

Царя своего фараоном зовут.

Их письму научиться –

Немыслимый труд.

Царь там двойную корону носил,

Налоги в казну собирал,

Первое чудо света соорудил.

В итоге мумией стал. (Египет)





УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

А вот вторая загадка:

Сколько груш на суку,

Сколько рыбок в том пруду,

Чтобы нам их сосчитать,

Какой предмет нам надо знать? (Учитель математики)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Личностные: осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные: планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Коммуникативные: участие в диалоге, слушать и понимать речь других

Формулирование темы и задач урока

Принятие учащимися темы и целей урока.

Высвечивается тема урока «Древний Египет языком математика»

Слайд 3

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Ребята, посмотрите на экран. Скажите, пожалуйста, все ли здесь в порядке? (нет)

Что же здесь не так? … В каком падеже нам нужно поставить слово «математики» (в род.п.)

Слайд 4

Правильно. Давайте запишем в маршрутных листах тему урока: «Древний Египет языком математики» (объясняет, как правильно заполнить)



УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Ребята, сегодня на уроке мы охватим сразу 2 предмета. Наверняка, вы уже догадались, какие? (история и математика)



УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Древний Египет… Эта тема для вас уже не совсем новая. Ведь так? Как вы думаете, чем же мы будем сегодня заниматься? Какова наша задача? (повторить и закрепить материал по главе «Древний Египет»)



УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

С историей понятно. А что же мы будем повторять по математике? Давайте посмотрим на экран, где есть подсказки.

(на экране: умножение, деление, натуральные числа; ответ: умножение и деление натуральных чисел)

Совершенно верно, молодцы! Решая примеры, уравнения и задачи, мы одновременно будем узнавать и вспоминать интересное о Древнем Египте.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Формулируют тему и задачи урока. Записывают тему урока

Личностные: осмысливать текст задания

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей; высказывать своё предложение.

Коммуникативные: участие в диалоге, слушать и понимать речь других, формулирование выводов, отражение в письменной форме результатов своей деятельности.


Решение практических задач

Организация по комплексному применению знаний

РАБОТА С КАРТОЙ И ЛЕНТОЙ ВРЕМЕНИ+СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ

Фронтальная работа

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Египет - "жемчужина востока". Страна древнейшей цивилизации, край, где круглый год светит яркое солнце, а море всегда теплое и прозрачное. Давайте посмотрим на карту.

Слайд 5

Скажите, пожалуйста, как мы узнаем, что это карта Древнего Египта? (по реке Нил и её дельте)

Совершенно верно. Итак, представим, что мы в столице Древнего Египта. Представили? В каком городе мы находимся? (в Мемфисе).

Правильно. Кто сможет показать этот город на карте? (один из учеников выходит к карте и показывает)

Слайд 6

Как мы знаем, Мемфис основан за 3000 лет до начала нашей эры. Давайте отметим эту дату буквой М на ленте времени. Кто желает? Кто самый смелый? (один из учеников выходит к доске и показывает, прежде необходимо указать основные элементы работы с лентой)

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Скажите, пожалуйста, сколько же лет прошло с тех пор до нашего времени? Как мы можем посчитать? (3000+2017 = 5017 (лет)).

А сколько это месяцев?

(5017*12 = 60204 (мес.)).

Молодцы!



РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

(по истории и математике)

Работа в группах

Приложение №1

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Математика – царица наук. История – наука о прошлом, без которого не построить будущее. Изучая эти предметы, мы знакомимся с понятиями и событиями. Мы вам предлагаем применить знания и проверить свое внимание в следующем этапе, который называется «Я все знаю»

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Наша задача: разделиться на 5 групп по 6 человек (1-3 парта, 4-6 парта и т.д. или 1 ряд, 2 ряд и т.д.)

На ваших столах есть карточки зеленого цвета. Ваша задача: исправить термины, выбрать человека, который выйдет к доске и объяснит эти понятия.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Но, для одной группы, задание будет другим. Их задача: распределить термины в две колонки. Они же будут экспертами и проверять правильность выполнения остальных групп. Затем 5 группу проверят первые 4 группы.

Слайд 7

На выполнение задания дается 2 минуты. Приступаем.

(задание на внимательность: в каждой группе есть слово, в котором нет ошибки)

Для 5 группы – задание слайде «смарт»



УСТНЫЙ СЧЁТ. ГОЛОВОЛОМКА

Индивидуальная работа

Приложение №2



УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Мы приступаем к следующему этапу. И перед нами головоломка. Берем карточки оранжевого цвета. Сначала нужно вычислить и выбрать правильный ответ. Вычисляем устно.

Слайд 8

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Затем заполнить таблицу у нашей доски и расшифровать запись. Ребята, тот, кто вычислил, выходит к доске и записывает букву (с верным ответом) под соответствующим номером. Всем понятно задание? … Приступаем.





УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Совершенно верно. Молодцы! А кто нам скажет, кто такой вельможа?

Слайд 9

(царский советник, военачальник)

Хорошо. Ребята, а какие еще профессии были распространены в Древнем Египте?

Слайд 10

(архитекторы, художники, скульпторы, строители, гончары, ювелиры)



Учитель математики

Ребята, а какие профессии опираются на математические знания?

(н-р, писцы записывали и считали сколько собрано зерна, размеры полей, налоги)

Молодцы! Все верно.



Физминутка

Слайд 11





ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА + РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НАТУР.ЧИСЛАМИ

Работа в парах

Слайд 12



УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Давайте снова посмотрим на карту. Что это? На самом краю пустыни, там, где высятся громоздкие и величественные треугольные силуэты. Вы уже догадались? Это…(пирамиды). Да действительно, это знаменитые гробницы фараонов - пирамиды. Самая большая из них?.. (пирамида Хеопса). Верно! А представители какой профессии возвели пирамиды?





Приложение №3

Слайд 13

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Давайте с вами представим, что мы строители. Нам дано ответственное задание построить современный многоэтажный дом величиной равной пирамиде Хеопса. Сколько же этажей нам нужно построить? Это задача дана на карточке розового цвета. Работаем в паре. На задание отводится 2 минуты. Приступаем.



Молодцы!

Выполняют практические задания, самопроверку, взаимопроверку

Предметные: умеют определять местоположение страны и городов, распределяют исторические события по времени, различают компоненты умножения и деления, умеют выполнять умножение и деление натуральных чисел, решают уравнения на основе зависимости между компонентами, различают исторические и математические термины, решают математические задачи опираясь на знания по истории и наоборот

Личностные: осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию, уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на этом или предыдущем уроке).

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, участие в диалоге, слушать и понимать речь других, формулирование выводов, отражение в письменной форме результатов своей деятельности.


Закрепление

Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях

ТЕСТ

Индивидуальная работа

Приложение №4

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Ребята, любую работу нужно закреплять. Вы согласны со мной? У вас на столах лежат карточки желтого цвета. Возьмите их и выполните задания теста. Время на выполнение – 2 минуты.

(выполняют задания)



Слайд 14

Меняемся карточками с соседом по парте. Проверяем по экрану и выставляем оценку.


Выполняют задания теста, осуществляют самопроверку

Предметные: различают и понимают исторические термины, компоненты умножения и деления, умеют выполнять умножение и деление натуральных чисел

Личностные: осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию, уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Регулятивные: планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные: отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений, дать возможность оценить свою работу на уроке




Индивидуальная работа

Приложение №5

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

А сейчас ребята, возьмите карточки голубого цвета, и оцените свою работу на уроке. Затем передайте эти листы жюри.

Фронтальная работа

Слайд 15

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Давайте вспомним с чего мы начали.

Назовите тему урока.

(Древний Египет языком математики)

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Какую цель мы ставили в начале урока? Какие темы мы с вами повторили? Какую роль играла математика в истории Древнего Египта?

(Историю Древнего Египта, умножение и деление натуральных чисел)

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Как вы думаете, нам удалось достичь цели?.. Хорошо.

Было ли вам интересно вспоминать историю Древнего Египта с помощью математических заданий?

Скажите, пожалуйста, для чего нам нужно знать прошлое?

Вступают в диалог с учителем, составляют предложения

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, высказывать своё предложение.

Коммуникативные: участие в диалоге, слушать и понимать речь других, формулирование выводов,

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Поясняет домашнее задание

Задания на карточках разного уровня сложности

Индивидуальная работа

Приложение №6

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

А чтобы дома было не скучно, мы подготовили для вас задания. Вы можете выбрать задание по виду сложности и выполнить его.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

На этом наш урок подходит к концу.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Нам было очень приятно поработать с вами.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

И мы говорим вам за это спасибо. Урок окончен!

Слайд 16

Записывают домашнее задание

Личностные: осмысливать текст задания

Коммуникативные: участие в диалоге, слушать и понимать речь других.





Приложение №1



1 группа



Найдите ошибки, исправьте; объясните значение



Оазес




Множетель




Папирус




Нол





__________________________________________________________________________

2 группа



Найдите ошибки, исправьте; объясните значение



Иероглефы




Три




Мумея




Дилитель


_________________________________________________________________________

3 группа



Найдите ошибки, исправьте; объясните значение



Саркофаг




Разност




Делта




Плюс





_________________________________________________________________________

4 группа



Найдите ошибки, исправьте; объясните значение



Часное




Уминьшаемое




Свинкс




Фараон





__________________________________________________________________________



5 группа



Распределите слова в две колонки и озаглавьте

оазис, множитель, папирус, ноль, иероглифы, три, мумия, делитель, саркофаг, разность, дельта, плюс, частное, уменьшаемое, сфинкс, фараон











































































_____________________________________________________________________



Приложение №2



Вычисли, выбери правильный ответ, заполни таблицу и расшифруй запись



1) 26 + 33

Н-69; О-59; П-58


5) 280 : 4

Г-7; Д-80; Е-70

2) 58 – 34

В-24; Г-28; Д-34


6) 35 * 20

Ж-70; З-15; И-700

3) 18 * 3

К-32; Л-54; М-44


7) 103 : 2

выберите правильный остаток

Ъ-51; Ы-2; Ь-1

4) 42 : 7

К-28; Л-7; М-6


8) 47 : 5

выберите правильный остаток

А- 2; Б-9; В-5



Таблица ответов

1

2

3

4

5

6

7

8











Приложение №3



Высота пирамиды Хеопса 147 метров. Высота одного этажа современного многоэтажного дома 3 метра. Сколько нужно будет возвести этажей, чтобы этот дом был равен по высоте пирамиде Хеопса?



Приложение №4

Тест



1. Как называется река, протекающая по территории Египта?
а) Нил   Б) Тигр   в) Евфрат

2. Первая столица Египетского царства?

А) Мемфис   Б) Фивы   В) Атон

3. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет   Б) саркофаг   В) мумия

4. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?

А) писцы    Б) вельможи   В) жрецы

5.  Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:

А) саркофаг   Б) пирамида   В) мумия

1. В равенстве 10 ∙ 4=40 число 10 называется…

А) частное Б) произведение В) множитель

2. Число, которое делят, называют

А) делимое Б) делитель В) частное

3. Какой будет последняя цифра в значении произведения, если 307 умножить на 520184?

А) 8 Б) 0 В) 2

4. Решите уравнение (18+у):3=11

А) 15 Б) 13 В) 33

5. Решите уравнение 5х+49=74

А) 5 Б) 25 В) 15



Приложение №5



Своей работой на уроке я ...

А) доволен Б) не доволен

У меня лучше всего получилось ________________________________________________________________

Было трудно ________________________________________________________________

Материал урока мне был…

А) полезен Б) бесполезен



Приложение №6

Домашняя работа



Выбери задание и выполни

1 задание. Ответьте на вопрос и нарисуйте ответ.

Какая геометрическая фигура является основанием пирамиды?





2 задание. Укажите «Верное» или «Неверное» утверждение

  1. Ряд натуральных чисел бесконечен.

  2. Писцы платили налоги.

  3. Числа 12, 5, 1, 4 являются однозначными.

  4. Корона правителя Египта двойная.

  5. Нуль - натуральное число. 

  6. Египтяне писали на глиняных табличках. 

  7. Уменьшаемое в уравнении находиться вычитанием.

  8. Сфинксы могут иметь голову барана. 

  9. Слагаемое находится вычитанием. 

  10. Фараону обязательна борода. 



3 задание. Составить задачу и решить ее с помощью уравнения, используя любую картинку памятника культуры древнего Египта.





3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!