СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусский город -крепость презентация к уроку ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Древнерусский город -крепость презентация к уроку ИЗО»

,, ,, А

,,

,,

А

Урок в 4 классе по теме: «Древнерусский  город – крепость»

Урок в 4 классе по теме: «Древнерусский город – крепость»

Словно чудо чудное открывался путнику вид древнего русского города. Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи И дивясь перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей.

Словно чудо чудное открывался путнику вид древнего русского города.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

Слово город произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов.

Слово город произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов.

На высоких холмах, отражаясь в реках и озёрах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколов. Удивительны они — нигде в мире таких не сыскать

На высоких холмах, отражаясь в реках и озёрах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколов.

Удивительны они — нигде в мире таких не сыскать

Средневековую Русь соседние североевропейские страны называли «Гардарикой» -страной городов.

Средневековую Русь соседние североевропейские страны называли «Гардарикой» -страной городов.

Так выглядели старинные русские города-крепости. Назови знакомые тебе элементы города.

Так выглядели старинные русские

города-крепости.

Назови знакомые тебе элементы города.

А. Васнецов. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского

А. Васнецов. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского

Глядя на эти непристипные по тем временам укрепления, оосознаёшь: их могучую силу трудно назвать грозной! Это спокойная и радостная сила!

Глядя на эти непристипные по тем временам укрепления, оосознаёшь: их могучую силу трудно назвать грозной!

Это спокойная и радостная сила!

Разновысотные церкви извонницы образуют узорчатый, веселящий глаз рисунок города. А вокруг, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен.

Разновысотные церкви извонницы образуют узорчатый, веселящий глаз рисунок города. А вокруг, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен.

Каменными стены стали делать не сразу. Давным-давно вбивали в землю чатокол — забор из огромных, заострённых вверху брёвен.

Каменными стены стали делать не сразу. Давным-давно вбивали в землю чатокол — забор из огромных, заострённых вверху брёвен.

Частокол из брёвен — тын.

Частокол из брёвен — тын.

Со временем стали возводить более прочные деревянные стены из срубов, наполненных камнями и землёй. В верхней части стены устраивали «боевой ход» - открытую или покрытую кровлей галерею с бойницами.

Со временем стали возводить более прочные деревянные стены из срубов, наполненных камнями и землёй.

В верхней части стены устраивали «боевой ход» - открытую или покрытую кровлей галерею с бойницами.

Крепости-городища строили на стрелке — на крутом мысу, где речка-приток впадает в основное русло реки. Очертания таких крепостей напоминают тругольник. Отсюда и пошло выражение «родной угол».

Крепости-городища строили на стрелке — на крутом мысу, где речка-приток впадает в основное русло реки. Очертания таких крепостей напоминают тругольник. Отсюда и пошло выражение

«родной угол».

Третья сторона — широкий вырытый ров с подъёмным мостом .

Третья сторона — широкий вырытый ров с подъёмным мостом .

Внутри крепости находились оружейные и хозяйственные постройки, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля искали спасения в укреплённом городе.

Внутри крепости находились оружейные и хозяйственные постройки, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля искали спасения в укреплённом городе.

Над стенами возвышались островерхие башни. Сторожевые башни, с которых далеко видно, называли вежами. «Вежа» - от слова «ведать» - знать, что творится вокруг.

Над стенами возвышались островерхие башни. Сторожевые башни, с которых далеко видно, называли вежами. «Вежа» - от слова «ведать» - знать, что творится вокруг.

Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, свой образ. Башня Соловецкого монастыря .

Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, свой образ.

Башня Соловецкого монастыря .

По углам крепости башни часто бывали круглыми — для удобства обороны.

По углам крепости башни часто бывали круглыми — для удобства обороны.

А четырёхгранные башни часто обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрёстный обстрел.

А четырёхгранные башни часто обычно стояли вдоль длинных стен.

Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрёстный обстрел.

В центральной башне строили хорошо укреплённые въездные ворота.

В центральной башне строили хорошо укреплённые въездные ворота.

Проездная башня-ворота древнего монастыря. Музей-заповедник «Коломенское». Москва

Проездная башня-ворота древнего монастыря. Музей-заповедник «Коломенское». Москва

А для того, чтобы перебраться через ров с водой — деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности.

А для того, чтобы перебраться через ров с водой — деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности.

Когда мы смотрим на постройки, ГОРИЗОНТАЛЬ , горизонтальные линии обычно производят впечатление величия и покоя.  А ВЕРТИКАЛЬ с настойчивой силой уводит взгляд человека кверху, рождая напряжение, желание вытянуться.   ПРОПОРЦИИ — соотношение между собой частей одного целого.

Когда мы смотрим на постройки, ГОРИЗОНТАЛЬ , горизонтальные линии обычно производят впечатление величия и покоя.

А ВЕРТИКАЛЬ с настойчивой силой уводит взгляд человека кверху, рождая напряжение, желание вытянуться.

ПРОПОРЦИИ — соотношение между собой

частей одного целого.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  Я хочу построить башню, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было там, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у башни дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я хочу построить башню, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было там, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у башни дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг стена стояла,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик тюльпана")

Васнецов Аполлинарий Михайлович [1856—1933]  Русский художник, мастер исторической живописи, пейзажист. Младший брат Виктора Васнецова, творчество его самобытно Васнецов - создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы, неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек, доносящей до зрителя подлинный

Васнецов Аполлинарий Михайлович

[1856—1933]

Русский художник, мастер исторической живописи, пейзажист. Младший брат Виктора Васнецова, творчество его самобытно

Васнецов - создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы, неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек, доносящей до зрителя подлинный "аромат" жизни древнего города.

«Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», 1917 А. Васнецов Стены и башни построены из дуба. XI-XIV

«Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», 1917 А. Васнецов

Стены и башни построены из дуба. XI-XIV

«Московский кремль при Иване Калите», 1921 А. Васнецов

«Московский кремль при Иване Калите»,

1921 А. Васнецов

«Московский Кремль при Дмитрии Донском», 1922 А. Васнецов Деревянные стены кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. XIV-XVII . «Москва белокаменная»

«Московский Кремль при Дмитрии Донском»,

1922 А. Васнецов

Деревянные стены кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. XIV-XVII . «Москва белокаменная»

«Москва при Иване Грозном. Красная площадь», 1902 А. Васнецов

«Москва при Иване Грозном. Красная площадь»,

1902 А. Васнецов

«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века», 1922 А. Васнецов

«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века»,

1922 А. Васнецов

«Красная площадь во второй половине XVII века», 1925 А. Васнецов

«Красная площадь во второй половине XVII века»,

1925 А. Васнецов

Задание: Нарисовать башни, которые имеют разные пропорции и разный образ (высокие, стройные и массивные, приземистые). Придумай как можно больше разных башен.

Задание:

Нарисовать башни, которые имеют разные пропорции и разный образ (высокие, стройные и массивные, приземистые). Придумай как можно больше разных башен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!