СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусская литература. Поучение Владимира Мономаха

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Древнерусская литература. Поучение Владимира Мономаха»

Из «Повести временных лет». Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям

Из «Повести временных лет». Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям

Литература Древней Руси В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского государства с 11 по 18 век. В произведениях содержится бесценный исторический материал: мы узнаём о событиях, происходивших в прошлом, о выдающихся государственных деятелях,  у нас возникает живое представление о простых людях самых разных сословий, живших в ту далёкую эпоху.

Литература Древней Руси

В литературе Древней Руси отразились

различные периоды становления Российского государства с 11 по 18 век.

В произведениях содержится бесценный исторический материал:

мы узнаём о событиях,

происходивших в прошлом,

о выдающихся государственных деятелях,

у нас возникает живое представление

о простых людях

самых разных сословий,

живших в ту далёкую эпоху.

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших дальних предков — предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси. Прошлое должно служить современности». Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999 гг.)

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших дальних предков — предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси.

Прошлое должно служить современности».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

(1906–1999 гг.)

 В течение многих столетий фольклор был единственной формой словесного искусства восточных славян.   Благодаря устному народному творчеству до нас дошли сведения о происхождении славян, их быте и расселении по территории Европы. Предания и легенды донесли до последующих поколений память народа, его нравственные представления и красоту языка, а также образное ви́дение мира, его художественное освоение.

В течение многих столетий фольклор был единственной формой словесного искусства восточных славян.  

Благодаря устному народному творчеству до нас дошли сведения о происхождении славян, их быте и расселении по территории Европы. Предания и легенды донесли до последующих поколений память народа, его нравственные представления и красоту языка, а также образное ви́дение мира, его художественное освоение.

Появление письменности на Руси совпало с принятием христианства, произошло это во второй половине X века.   В 988 году Русь принимает  христианство

Появление письменности на Руси совпало с принятием христианства, произошло это во второй половине

X века.

В 988 году Русь принимает

христианство

Улучшение международного положения Значение крещения Руси Укрепление власти Киевского князя Появление письменности, живописи, каменного строительства Сплочение общества Крещение Руси 988 год Возникновение Русской православной церкви Смягчение нравов

Улучшение международного положения

Значение крещения

Руси

Укрепление власти

Киевского князя

Появление письменности, живописи, каменного строительства

Сплочение общества

Крещение Руси 988 год

Возникновение Русской православной церкви

Смягчение нравов

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА , составленная еще в IX веке братьями-славянами Константином (в монашестве — Кириллом) и Мефодием, уроженцами греческого города Солуни, была, несомненно, совершеннее древнейших алфавитов, иначе они бы не уступили свое место новому письменному языку. К тому же на кириллице (так назвали новую азбуку потомки) были написаны все богослужебные книги Православия. До сих пор службы в православных храмах ведутся на старославянском языке. Придя на Русь, Православие принесло и свой язык, и свои книги, и свою культуру.

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА , составленная еще в IX веке братьями-славянами Константином (в монашестве — Кириллом) и Мефодием, уроженцами греческого города Солуни, была, несомненно, совершеннее древнейших алфавитов, иначе они бы не уступили свое место новому письменному языку. К тому же на кириллице (так назвали новую азбуку потомки) были написаны все богослужебные книги Православия. До сих пор службы в православных храмах ведутся на старославянском языке. Придя на Русь, Православие принесло и свой язык, и свои книги, и свою культуру.

Постепенно на Руси сложилась парадоксальная ситуация: литературным языком был в Средние века язык русский , отличающийся от старославянского и звуками, и морфологией, и особенно лексикой, и синтаксисом, а старославянский язык был преимущественно языком церковно-литературных произведений (богослужебных книг, поучений, житий святых). Литературный русский язык, возникший на народной основе, употреблялся в произведениях делового и художественного характера (например, свод законов Древней Руси, известный нам под названием «Русская правда», или «Поучение» Владимира Мономаха, а также знаменитое «Слово о полку Игореве»). Оба языка были родственны друг другу, поэтому образованные люди Средневековья осваивали и тот и другой. Русская правда Ярослава Мудрого

Постепенно на Руси сложилась парадоксальная ситуация: литературным языком был в Средние века язык русский , отличающийся от старославянского и звуками, и морфологией, и особенно лексикой, и синтаксисом, а старославянский язык был преимущественно языком церковно-литературных произведений (богослужебных книг, поучений, житий святых).

Литературный русский язык, возникший на народной основе, употреблялся в произведениях делового и художественного характера (например, свод законов Древней Руси, известный нам под названием «Русская правда», или «Поучение» Владимира Мономаха, а также знаменитое «Слово о полку Игореве»). Оба языка были родственны друг другу, поэтому образованные люди Средневековья осваивали и тот и другой.

Русская правда

Ярослава Мудрого

В средневековой Руси было два языка: язык обыденной жизни — РУССКИЙ  язык письменной культуры — ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ  Древнерусские книги не похожи на современные: во-первых , они были рукописными, так как  печатать книги на Руси стали с середины XVI столетия ; во-вторых , до середины XVI века на территории нашего государства не знали, что такое бумага, поэтому книги писались на пергаменте (тонко выделанной и отбеленной коже: телячьей, козьей или свиной). Страница рукописной книги древней Руси

В средневековой Руси было

два языка:

язык обыденной жизни — РУССКИЙ

язык письменной культуры — ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ

Древнерусские книги не похожи на современные:

  • во-первых , они были рукописными, так как  печатать книги на Руси стали с середины XVI столетия ;
  • во-вторых , до середины XVI века на территории нашего государства не знали, что такое бумага, поэтому книги писались на пергаменте (тонко выделанной и отбеленной коже: телячьей, козьей или свиной).

Страница рукописной книги древней Руси

 Многие произведения древней литературы не сохранили имен своих авторов, потому что переписчики книг часто были одновременно и переписчиками как таковыми, и авторами, и редакторами чужих текстов. Понятие литературной собственности древнерусскому книжнику и «списателю» было неизвестно. Конечно, здесь сыграла роль и фольклорная традиция: главное передать информацию, идейное содержание произведения, а не собственную точку зрения на события и людей. Отсюда различные списки произведений, т. е. несколько очень схожих между собой копий, среди которых трудно отыскать оригинал и редакции этих же произведений — оригинал и его копии, в которые переписчики внесли свои исправления, дополнения или сократили их по своему усмотрению.

Многие произведения древней литературы не сохранили имен своих авторов, потому что переписчики книг часто были одновременно и переписчиками как таковыми, и авторами, и редакторами чужих текстов. Понятие литературной собственности древнерусскому книжнику и «списателю» было неизвестно. Конечно, здесь сыграла роль и фольклорная традиция: главное передать информацию, идейное содержание произведения, а не собственную точку зрения на события и людей.

Отсюда различные списки произведений, т. е. несколько очень схожих между собой копий, среди которых трудно отыскать оригинал и редакции этих же произведений — оригинал и его копии, в которые переписчики внесли свои исправления, дополнения или сократили их по своему усмотрению.

 Как правило, книги русского Средневековья создавались и хранились в православных монастырях — центрах христианской культуры, просвещения, письменности и литературы. Вначале большие собрания рукописных книг накапливались именно в монастырях и у редких частных лиц, обычно из духовенства или княжеского рода, затем книги стали приобретать богатые люди, а также учителя городских школ. Но книг было крайне мало и из-за способа их изготовления, медленного и дорогостоящего, и по причине того, что памятники письменности гибли при пожарах, наводнениях, во время войн, их точили черви, они просто истлевали от старости.

Как правило, книги русского Средневековья создавались и хранились в православных монастырях — центрах христианской культуры, просвещения, письменности и литературы. Вначале большие собрания рукописных книг накапливались именно в монастырях и у редких частных лиц, обычно из духовенства или княжеского рода, затем книги стали приобретать богатые люди, а также учителя городских школ. Но книг было крайне мало и из-за способа их изготовления, медленного и дорогостоящего, и по причине того, что памятники письменности гибли при пожарах, наводнениях, во время войн, их точили черви, они просто истлевали от старости.

 Меньше всего до нас дошло произведений светской, т. е. нецерковной, литературы, потому что о них не заботились монастыри и священнослужители : не берегли их, не восстанавливали испорченные страницы и целые произведения, не давали на переписку стареющие книги. Нам поэтому сегодня трудно судить о том, какой была древнерусская литература, но по тому, что сохранилось, можно хорошо представить, что  была она и многообразной, и интересной, и любимой своими читателями .    Хронограф 16 века

Меньше всего до нас дошло произведений светской, т. е. нецерковной, литературы, потому что о них не заботились монастыри и священнослужители : не берегли их, не восстанавливали испорченные страницы и целые произведения, не давали на переписку стареющие книги. Нам поэтому сегодня трудно судить о том, какой была древнерусская литература, но по тому, что сохранилось, можно хорошо представить, что  была она и многообразной, и интересной, и любимой своими читателями .

Хронограф 16 века

Основа древнерусской литературы самобытна, т. е. никем не заимствована, потому что выросла из высокой культуры родной устной речи и русского народного поэтического творчества.  В древнерусской литературе сохранилось множество ярких отражений отечественного фольклора , что свидетельствует о той важной роли, которую играло устное народное творчество в быту и литературной деятельности наших предков.

Основа древнерусской литературы самобытна, т. е. никем не заимствована, потому что выросла из высокой культуры родной устной речи и русского народного поэтического творчества.  В древнерусской литературе сохранилось множество ярких отражений отечественного фольклора , что свидетельствует о той важной роли, которую играло устное народное творчество в быту и литературной деятельности наших предков.

«...Древнерусская литература делилась, с одной стороны, на переводную и оригинальную, с другой — на церковную и светскую (нецерковную).  Разделения на художественную и нехудожественную литературу средневековая русская литература не знала.  Все, что писалось, имело какую-либо идеологическую или практическую цель: религиозную, публицистическую, историческую, нравственно-поучительную, юридическую, деловую и пр. Одновременно любое из этих сочинений было в той или иной мере отмечено художественностью, образностью и, бесспорно, действовало на аудиторию и с эстетической стороны». историк литературы Юрий Михайлович Лотман (1922- 1993) .

«...Древнерусская литература делилась, с одной стороны, на переводную и оригинальную, с другой — на церковную и светскую (нецерковную).  Разделения на художественную и нехудожественную литературу средневековая русская литература не знала.  Все, что писалось, имело какую-либо идеологическую или практическую цель: религиозную, публицистическую, историческую, нравственно-поучительную, юридическую, деловую и пр. Одновременно любое из этих сочинений было в той или иной мере отмечено художественностью, образностью и, бесспорно, действовало на аудиторию и с эстетической стороны».

историк литературы

Юрий Михайлович Лотман

(1922- 1993) .

Особенности древнерусской литературы Древнерусская литература возникла в 12 веке после принятия христианства как литература духовная, религиозная . Она носила исключительно исторический характер , не допускала вымысла и строго следовала факту . Автор прославлял извечно ценные качества: благочестие, смелость, милосердие, справедливость. Древнерусская литература должна была соблюдать этикет – этикет миропорядка (как должен совершаться ход событий), этикет поведения (как должен вести себя герой), этикет словесный (какими словами должен описывать совершающееся писатель), т.е. всё создавалось по канону – определённым правилам и образцам . Авторское начало в древнерусской литературе приглушено . Имена многих авторов древнерусских памятников сегодня не известны , потому что а вторы тех лет сами не указывали своего имени .

Особенности древнерусской литературы

  • Древнерусская литература возникла в 12 веке после принятия христианства как литература духовная, религиозная .
  • Она носила исключительно исторический характер , не допускала вымысла и строго следовала факту .
  • Автор прославлял извечно ценные качества: благочестие, смелость, милосердие, справедливость.
  • Древнерусская литература должна была соблюдать этикет – этикет миропорядка (как должен совершаться ход событий), этикет поведения (как должен вести себя герой), этикет словесный (какими словами должен описывать совершающееся писатель), т.е. всё создавалось по канону – определённым правилам и образцам .
  • Авторское начало в древнерусской литературе приглушено . Имена многих авторов древнерусских памятников сегодня не известны , потому что а вторы тех лет сами не указывали своего имени .
Жанр – исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Жанры древнерусской литературы первичные объединяющие Жанры литературы Древней Руси существенно отличаются от современной.

Жанр – исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.

Жанры древнерусской литературы

первичные

объединяющие

Жанры литературы Древней Руси существенно отличаются от современной.

Первичные жанры житие слово поучение повесть Объединяющие жанры летопись хронограф четьи-минеи патерик апокриф

Первичные жанры

  • житие
  • слово
  • поучение
  • повесть

Объединяющие жанры

  • летопись
  • хронограф
  • четьи-минеи
  • патерик
  • апокриф
В многовековой Древнерусской литературе есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими.

В многовековой Древнерусской литературе есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими.

Одно из таких произведений – « ПОУЧЕНИЕ » Владимира Мономаха, которое входит в «Повесть временных лет». Время великокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси.

Одно из таких произведений –

« ПОУЧЕНИЕ » Владимира Мономаха,

которое входит в «Повесть временных лет».

Время великокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси.

Была пора: губительный раздор  Везде летал с хоругвию кровавой;  За ним вослед летали глад и мор;  Разбой, грабеж и мщенье были славой. От русских русских кровь текла.  Губил половчанин без страха.  Лежали грады кучей праха,  И Русь бедою поросла...  Но Русь в беде крепка была  Душой великой Мономаха.   Василий Жуковский

Была пора: губительный раздор Везде летал с хоругвию кровавой; За ним вослед летали глад и мор; Разбой, грабеж и мщенье были славой.

От русских русских кровь текла. Губил половчанин без страха. Лежали грады кучей праха, И Русь бедою поросла... Но Русь в беде крепка была Душой великой Мономаха.

Василий Жуковский

Князь с ранних лет стоял на страже земли Русской: спасал от набегов половцев и всеми силами старался примирить враждовавших друг с другом русских князей. Он не раз призывал князей прекратить междоусобицы, не проливать кровь понапрасну, а объединиться для борьбы с врагами. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет.

Князь с ранних лет стоял на страже земли Русской: спасал от набегов половцев и всеми силами старался примирить враждовавших друг с другом русских князей. Он не раз призывал князей прекратить междоусобицы, не проливать кровь понапрасну, а объединиться для борьбы с врагами. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет.

Вот как вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того самого дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести чашу из сердолика, из которой пил кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю и наречь его Мономахом и царём всея Руси» .

Вот как вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того самого дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести чашу из сердолика, из которой пил кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из аравийского золота. И в знак

уважения велел митрополиту

отвезти все дары великому

русскому князю и наречь его

Мономахом и царём всея Руси» .

"Поучение" Владимира Мономаха, написанное примерно в 1116 году, сохранилось в единственном списке. Поучение состоит из 3-х частей: - Первая часть - его автобиография. - Вторая часть - “Рассказ Мономаха о своей жизни”. - Третья часть - письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.

Жанр поучения имеет трехчастную структуру:  а) вступление (смиренная просьба автора не посмеяться над пишущим);  б) назидательная часть:  – хвала Богу за все  – изложение наставления;  в) концовка.

Жанр поучения имеет трехчастную структуру: а) вступление (смиренная просьба автора не посмеяться над пишущим); б) назидательная часть: – хвала Богу за все – изложение наставления; в) концовка.

Всё «Поучение» пронизано христианским взглядом на мир, оно излучает свет, добро. Владимир Мономах побуждает читателей творить добро, быть милосердным, терпеливым. Любовь и милость для него – самые главные добродетели. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, потому что автор призывает следовать вечным человеческим ценностям:

Всё «Поучение» пронизано христианским взглядом на мир, оно излучает свет, добро. Владимир Мономах побуждает читателей творить добро, быть милосердным, терпеливым. Любовь и милость для него – самые главные добродетели. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, потому что автор призывает следовать вечным человеческим ценностям:

Целью создания данного произведения, безусловно, является просвещение потомков.

Целью создания

данного произведения, безусловно, является просвещение потомков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!