СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Поучение» Владимира Мономаха. Богатство содержания «Поучения»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Поучение» Владимира Мономаха. Богатство содержания «Поучения»

Цель и задачи:

- заострить внимание учащихся на положительном влиянии Христианства на развитие русского государства;

- способствовать развитию у учащихся логики, умение анализировать  предложенные тексты, выделять общее,  на этой основе  создавать собственный текст;

- содействовать воспитанию самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: текст поучения, высказывания о древнерусской литературе великих людей.

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Я. Смеляков

Ход урока

Просмотр содержимого документа
««Поучение» Владимира Мономаха. Богатство содержания «Поучения»»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: «Поучение» Владимира Мономаха. Богатство содержания «Поучения»

Цель и задачи:

- заострить внимание учащихся на положительном влиянии Христианства на развитие русского государства;

- способствовать развитию у учащихся логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;

- содействовать воспитанию самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: текст поучения, высказывания о древнерусской литературе великих людей.

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Я. Смеляков

Ход урока

I. Оргмомент

Вы прочитали эпиграф к нашему уроку. А теперь давайте объективно отнесемся к отдельным фактам нашей отечественной истории и постараемся пропустить их через себя. Объявление темы и целей урока

II. Слово учителя.

Для чего нужно изучать древнерусскую литературу ?

На этот вопрос лучше ответят классики русской литературы И.С.Тургенев и Д.С.Лихачев.

«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто…, мы изучаем ее в живой связи с действительно стью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторва но от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.» И.С. Тургенев

«Чем интеллигентнее человек, тем больше он способен понять, усвоить, тем шире его кругозор и способность понимать и принимать культурные ценности – прошлого и настоящего. В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих проблем истории русской литературы ее классического периода невозможно без привлечения истории древней русской литературы…» Д.С.Лихачев

А теперь мне хотелось бы получить ваши ответы на поставленный вопрос

Варианты ответов: чтобы лучше знать Отечественную историю, чтобы уважать самих себя, чтобы перенимать социальных опыт предков.

Жанры древнерусской литературы

Прежде чем изучать новый материал мы должны с вами повторить жанры древнерусской литературы и вспомнить понятие «Жанр»

Жанр исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

Жанры древнерусской литературы: поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись.

Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.

Хождение – здесь даётся информация о далёких путешествиях.

Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

Слово – образец торжественного красноречия.

III. Объяснение нового материала. (Беседа).

Иисус Христос

Иисус пришел к человечеству почти 2000 лет назад. Он родился в бедной семье в маленьком иудейском г. Вифлееме. Юность свою он провел в одной из самых маленьких стран мира, к тому же оккупированной чужеземцами. Прожил он 33 года. И только последние 3 года он посвятил служению людям.

Вопрос к классу: Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем помнят?

(Учение Христа представляет те моральные, внутренние законы человечес кого общения, по которым на протяжении многих веков стремятся жить люди).

Запись Нагорной проповеди. Данная запись представлена в форме аудиозаписи.

«Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убь­ёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...»

«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...»

«Ещё слышали, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». Л Я говорю вам: «Не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвра­щайся».

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца ва­шего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пе­ред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди».

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа ис­требляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где во­ры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

Вопрос к классу: чему учит Нагорная проповедь?

Основным общечеловеческим ценностям, нравственным ориентирам, правилам чистой жизни.

IV. Индивидуальное задание. Учащийся представляет одноклассникам подготовленное сообщение о жизни Владимира Мономаха.

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 го­да — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах полу­чил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

В 1093 году умер последний из Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем. Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты. В 1094 году по­ловцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу а сам перешёл в Переяславль. Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе и беды, которые он принёс рус­ским людям. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сде­лать не удалось. В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.

Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

Что вы можете сказать о Владимире Мономахе с учетом представленной нагорной проповеди.

Княжение Владимира Мономаха. Комментарии учителя

1113-1125 – 12 лет княжения.

За 12 лет княжения:

  • усмирил печенегов, тюрков, берендеев, каракалпаков и своих непокорных князей.

  • строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые.

  • написал духовное завещание детям своим.

Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на степь (на половцев) (XI-XII века).

Именно в это время составляется замечательный памятник русского летописания – «Повесть временных лет», проникнутая единой мыслью о русской земле, о ее защите, о единении Руси. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля…».

Время Владимира Мономаха хорошо характеризует и его собственное сочинение – «Поучение» (сохранилось в единственном списке Лаврентьевской летописи 1377 г. в испорченном виде.

→ Что такое поучение? Какие цели ставили себе обычно авторы поучений?

→ Прочитайте поучение Владимира Мономаха, подумайте, как вы его понимаете, найдите верный тон, убедительные интонации.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…», - так сердечно звучат слова Мономаха.

V. Беседа с учащимися.

Какие советы Мономаха из ниже представленных, запомнились?

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте свое слово…

… Гордости не имейте в сердце и в уме.

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Вопрос к классу:

Как вы к ним отнестись? Можно ли считать их полезными в наше время?

В чём текст «Поучения» перекликается с заповедями Иису­са Христа?

Сопоставьте отрывки из «Нагорной проповеди» Иисуса Христа и фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха» (по жанрам, по содержанию, по нравственной ценности, по ответам на основные вопросы жизни).

VI. Творческая работа учащихся (домашнее задание).

Попробуйте сами составить письмо-наставление или поучение своим младшему брату или сестре.

Подумайте, что хотелось бы им посоветовать, от чего уберечь, что внушить.

Напоминаю, что в поучении Владимира Мономаха есть и советы, есть и примеры – рассказы из жизни, оживляющие рассуждения, убедительно подтверждающие его мысли.












































«ПОУЧЕНИЕ» Владимира Мономаха


Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!