СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа «В мире информатики»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа по информатике для старшего дошкольного возраста, с КТП

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «В мире информатики»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОГИМНАЗИЯ



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор
по воспитательной работе прогимназии

.









Дополнительная образовательная программа

«В мире информатики»

(I ступень – старший дошкольный возраст)




Срок реализации программы: 1 год

Уровень: дошкольное образование

Направленность: социально-педагогическая

Возрастной ценз: 5-6 лет


Составитель: педагог дополнительного образования

Мир Азам Татьяна Владимировна










Пояснительная записка


Данная программа разработана в 2010 году и утверждена на заседании педагогического коллектива. Программа составлена на основе программно-методических материалах под редакцией Ю. С. Соколовой, С. Н. Тур, Т. П. Бокучаевой.

Формирование культуры молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с выстраиваемой культурой экономических и социальных отношений важной частью образования становится информационная культура. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Неотъемлемой частью информационной культуры являются информационные технологии; то есть методы получения и обработка информации с помощью компьютера и использование полученных навыков на практике.

Целесообразность начала изучения информатики в дошкольном возрасте, помимо необходимости в условиях информатизации дошкольного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения дошкольников именно этой возрастной группы.

Данная программа носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Программа «В мире информатики» разработана для детей от 5 до 6 лет и представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, игры на развитие логического мышления, воображения, памяти). Компьютерные программы для детей младшего возраста - это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков), а также активные работы самого ребенка.

Принципы, положенные в основу курса - принципы развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация, доступность подачи информации, введение игрового элемента в процесс обучения, стимулирование самостоятельности и активности ребенка в процессе занятий. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития способностей, которые необходимо стимулировать всеми доступными способами и методами, развивать, используя новейшие информационные технологии.

Программа предусматривает обширные межпредметные связи с математикой, изобразительным искусством, русским языком. Для освоения навыков работы с мышкой и клавиатурой используются обучающие программы и специальные программы-тренажеры.

Продолжительность учебного часа 25 минут.

Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 41 час.


Цель программы:

Использование компьютера дошкольниками, как средства формирования личности воспитания, развития способностей ребенка и развитие познавательной деятельности, обогащения эмоциональной сферы дошкольника, создание благоприятных условий для полноценного современного развития ребенка через занятия информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.

В программе учитываются индивидуальные возрастные особенности развития детей.

Задачи:

  • дать учащимся общее представление о способах получения, хранения, передачи информации;

  • дать понятие об основных устройствах компьютера;

  • научить пользоваться инструментами и создавать простейшие изображения в графическом редакторе Paint;

  • научить использовать компьютер для получения знаний;

  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;

  • содействовать овладению детьми компьютером;

  • создать условия для развития логического мышления, наглядно-образного мышления, планирующего и пространственного воображения, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, уровня продуктивной деятельности, устойчивости внимания;

  • воспитывать интерес, потребность к современной технике; формировать .правильное отношение к компьютеру.

Средства достижения:

  • использование проверочных тестов для закрепления, пройденного материала;

  • проведение творческих работ, стимулирующих интерес и творческую активность ребят

  • применение компьютерных развивающих игр и тренажеров:

  • включение игровых и конкурсных элементов в ход занятий.



Ожидаемые результаты:

К концу учебного года:

Ребенок узнает:


  • правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;

  • сущность понятия алгоритма ввода информации,

  • правила работы с исполнителями алгоритмов

  • правила работы, основные функции графического редактора;

  • общее представление о способах получения, хранения, передачи информации;

  • понятие об основных устройствах компьютера;


Ребенок будет уметь:


  • иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора

  • пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя,

  • составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;

  • пользоваться игровыми и обучающими программами.

  • понимать язык стрелок.


Учебно-тематический план занятий

(41 час)


Тема занятия

Количество
часов



Теория

Практика

Всего

1

Правила техники безопасности

1


1

2

Знакомство с компьютерной мышью.

1

1

2

3

Информатика/Математика

4

4

8

4

Ориентировка в пространстве

2

3

5

5

Собери картинку. Конструирование

1

1

2

6

Раскрашиваем на компьютере.

1

1

2

7

Решаем задачи на развитие внимания, памяти.

3

4

7

8

Информатика/Окружающий мир

1

2

3

9

Развиваем логическое мышление.

1,5

1,5

3

10

Развиваем способность наблюдения.

0,5

0,5

1

11

Графический редактор Paint


0,5

4,5

5

12

Урок резерв. Развивающие игры.



2

2


Итого



41
























Календарно-тематический план занятий.

(41 часов)


1 полугодие


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

1старшая

2старшая

3 старшая

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

Здравствуй, кабинет информатики!

Правила поведения в компьютерном классе.

1

02.09.14


04.09.14


02.09.14


2

В гости к мишке. Компьютерная мышь.

1

09.09.14


11.09.14


09.09.14


3

Основные части компьютера.

1

16.09.14


18.09.14


16.09.14


4

Ориентировка в пространстве.

1

23.09.14


25.09.14


23.09.14


5

Собери картинку


1

30.09.14


02.10.14


30.09.14


6

Информатика/математика. Геометрические фигуры.

1

07.10.14


09.10.14


07.10.14


7

Раскрашиваем на компьютере.

1

14.10.14


16.10.14


14.10.14


8

Развиваем внимание.

Найди отличия.

1

21.10.14


23.10.14


21.10.14


9

Развиваем зрительную память.

1

28.10.14


30.10.14


28.10.14


10

Конструирование.

1

11.11.14



06.11.14



11.11.14



11

Развиваем логическое мышление.

1

18.11.14


13.11.14


18.11.14


12

Ориентировка в пространстве.

1

25.11.14


20.11.14


25.11.14


13

Развиваем логическое мышление.

1

02.12.14


27.11.14


02.12.14


14

Информатика/Окружающий мир

1

09.12.14



04.12.14



09.12.14



15

Развиваем внимание. Найди пару.

1

16.12.14


11.12.14


16.12.14


16


Развиваем внимание. Найди пару. Диагностическая игра.

1

23.12.14


18.12.14


23.12.14


17

Урок – резерв. Развивающие игры

1

30.12.14


25.12.14


30.12.14


2 полугодие


Тема занятия

Кол-во часов

Дата
проведения

1 старшая


2 старшая

3 старшая


План

Факт

План

Факт

План

Факт

18

Тренажер «Компьютерная мышь».

1

13.01.15


15.01.15


13.01.15


19

Развиваем память, внимание.

1

20.01.15


22.01.15


20.01.15


20

Развиваем логическое мышление.

1

27.01.15


29.01.15


27.01.15


21

Математика/Информатика.

Понятия «больше», «меньше».

1

03.02.15


05.02.15


03.02.15


22

Математика/Информатика.

Понятия «больше», «меньше».

1

10.02.15


12.02.15


10.02.15


23

Ориентировка в пространстве.

1

17.02.15


19.02.15


17.02.15


24

Цифры от 1 до 9


1

24.02.15


26.02.15


24.02.15


25

Закрепление знаний о цифрах.

1

03.03.15


05.03.15


03.03.15


26

Развиваем способность наблюдения

1

10.03.15


12.03.15


10.03.15


27

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

1

17.03.15


19.03.15


17.03.15


28

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

1

24.03.15


26.03.15


24.03.15


29

Развиваем зрительно-моторную координацию.

1

31.03.15



02.04.15


31.03.15



30

Анализ синтез. Кто спрятан на рисунке.

1

07.04.15


09.04.15


07.04.15


31

Информатика/Окружающий мир.

1

14.04.15


16.04.15


14.04.15


32-33

Графический редактор Paint(знакомство)

2

21.04.15

28.04.15


23.04.15

30.04.15


21.04.15

28.04.15


34

Графический редактор Paint


1

05.05.15


07.05.15


05.05.15


35

Графический редактор Paint

1

12.05.15


14.05.15


12.05.15


36

Графический редактор Paint

1

19.05.15


21.05.15


19.05.15


37

Графический редактор Paint

1

26.05.15


28.05.15


26.05.15


38

Раскрась по образцу.


1

02.06.15


04.06.15


02.06.15


39

Ориентировка в пространстве

1

09.06.15


11.06.15


09.06.15


40

Ориентировка в пространстве

1

16.06.15


18.06.15


16.06.15


41

Урок - резерв. Развивающие игры.

1

23.06.15


25.06.15


23.06.15




Содержание занятий

1. Первое знакомство с компьютером. Техника безопасности.
Устройство компьютера. Назначение его составляющих частей.

Практика. Разучивание зарядки для глаз.

2. Знакомство с компьютерной мышью.

Дать понятие «Что такое курсор», уметь управлять курсором, совершать двойной и одинарный щелчок кнопкой мыши.

Практика. Отработка навыков работы мышью. Включение, выключение компьютера.

3. Информатика/Математика. Повторить названия геометрических фигур и основные цвета. Задания на развитие мышления, математических способностей, общего кругозора.

Практика. Отработка навыков работы мышью. Включение, выключение компьютера.

4. Ориентировка в пространстве.

Уметь определять пространственное положение объектов.

Практика. Отработка навыков работы мышью.

5. Собери картинку. Конструирование.

Формировать понятия «часть-целое». Учить разделять фигуру на заданные части по представлению.

Практика. Развивающие программы.

6. Раскрашиваем на компьютере.

Развивать цветное восприятие. Знакомить с основными цветами и оттенками.

Практика. Развивающие программы.

7.Решаем задачи на развитие внимания и памяти.

Задания на развитие мышления, внимания и памяти.

Практика. Задания в развивающей программе CD.

8. Информатика/Окружающий мир.

Повторить времена года.

Практика. Отработка навыков работы мышью.

9. Развиваем логическое мышление.

Развивать логическое мышление.

Умение самостоятельно открывать и закрывать программу-тренажер.

Практика. Отработка навыков работы мышью.

Манипулирование мышью - отработка щелчка, передвижение предметов с помощью мыши с использованием развивающей CD-игры.

10. Развиваем способность наблюдения.

Развивать способность наблюдения. Концентрирование внимания на движущемся объекте.

Практика. Задания в развивающей программе CD.

11. Знакомство с графическим редактором. Панель инструментов.
Заливка.

Практика. Отработка навыков вытягивания фигур, использования кисти, карандаша, ластика и лупы. Заливка цветом. Рисование многоэтажного дома, используя приемы копирования. Задание: «Магазин игрушек» - рисование «мячей», «мишек» с помощью фигур, заливка, копирование.

12. Повторение пройденного по темам, в которых знания детей требуют дополнительной работы с ними.








Учебно-методический комплекс


Оборудование и материалы:

  • Компьютеры

  • Принтер

  • Программное обеспечение.

  • Обучающие и развивающие CD программы («Вундеркинд», «Путешествие в город математики» тренажеры клавиатуры и др.)

  • Наушники с микрофоном

  • Бумага для распечатки творческих работ

  • Карточки с заданиями

  • Комплекс упражнений для снятия позо-статического и зрительного напряжения.


Для получения положительных результатов обучения по программе «В мире информатики» необходимо:


  • ИКТ компетентность педагога

  • соблюдение рекомендованных методов и приемом,

  • использование авторских форм работы

  • учебный план

  • соблюдение техники безопасности работы на компьютере

  • строгое выполнение требования СанПиН


Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении ,содержание программы можно корректировать в зависимости от:


  • индивидуальных возможностей ребенка,

  • творчества воспитателя

  • технических средств обучения образовательного учреждения



Литература для педагогов:

  1. Пасько. В. Самоучитель. Москва. Дрофа 2002г.

  2. Фролов М. Учимся работать на компьютере Москва ЛБЗ 2003г.

  3. С. Симонович. Вы купили компьютер, ACT Пресс. Москва, Дрофа 2000г

  4. М.Фролов, Учимся на компьютере программировать. Москва ЛБЗ. 2002г.



Литература для детей:


  1. Фролов М. Учимся на компьютере рисовать. -М.: ЛБЗ 2002

  2. Пасько В. Самоучитель работы на компьютере. -М.: Дрофа 2000


Литература для родителей:


  1. Волков В.Б. Понятный самоучитель работы в Word. – СПб.: Питер, 2004.

  2. Симонович С. Вы купили компьютер. -М.: АСТ Пресс 2000

  3. Пасько В. Самоучитель работы на компьютере. -М.: Дрофа 2000





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!