СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие "Экологические беды Ямала" направлено на понимание экологических проблем, тиеющихся на полуострове Ямал.

Мероприятие предназначено для обучающихся в возрасте от 10 до 14 лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование»

Мероприятие по теме:

«Экологические беды Ямала»


Педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей – Лазарева Светлана Николаевна



Оборудование:

  1. Карта Ямала;

  2. Компьютер с проектором;

  3. Детские рисунки;

  4. Выставка книг. Подборка публицистических материалов;

  5. На доске панорама северной природы с представителями животного мира.


Эпиграф: Где бы ни жил ты на этом свете, -

Но другой планеты не найти.

Защити леса и реки эти,

И себя, и Землю защити!

Р. Ругин



Педагог: Страницы нашей игры посвящены экологическим проблемам нашего края и села. Открываем первую страницу: «SOS» кричит природа».


1 ученик: - международный радиосигнал бедствия, его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, знает, что где-то гибнут люди. Но, к сожалению, мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе:


2 ученик: «Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. – Не оголяй землю, не превращай её в пустыню».


1 ученик: «Помогите! – кричат птицы и животные, - на земле все меньше остается корма. Многие из нас изгнаны из мест обитания. Мы погибаем!».

Педагог: В 60-е годы началось освоение Ямала.

Весна сверкала, вешним льдом хрустела,

Снег в тундре с каждым часом убывал.

Как будто искра в тундру залетела

Пришел геолог русский на Ямал.


1 ученик: С покорением нефтяных и газовых месторождений появилась необходимость строительства железных и автомобильных дорог, трубопроводов, что приводит к изменению водного режима тундры. Стали появляться заболоченные места от весенних талых вод, которым преграждают путь дороги и трубопроводы.


2 ученик: Около поселков нефтяников и газовиков почва вытаптывается, нарушается транспортом, сбрасываются сточные воды. В районе Ямбурга вездеходы повреждают травяно-моховое покрытие тундры. При многократных летних походах и на разворотах вездеходы уничтожают 70-90 процентов растительного и почвенного покрова. Лишь в течение 2-5 лет восстанавливается растительный покров тундры. В основном, за счет пушиц и осок.


1 ученик: Особую опасность представляют карьеры, где добывается песок. При такой технологии добычи в реки попадает огромное количество твердых материалов. В радиусе 150 м. от границы карьера тундровая растительность на 10-15 см. засыпана песком.


2 ученик: На Ямбургском месторождении в последние годы идет уничтожение мест обитания леммингов, которые являются основной пищей песца и других хищных животных.


1 ученик: Главному обитателю тундры – оленю – все труднее добывать себе пищу. Из-за выбросов в атмосферу промышленных отходов, а именно азотной кислоты. Её пагубному влиянию подвержены от 100 до 350 тысяч угодий. Через талые воды и туманы кислота попадает на почву и растения, в воду, которые заболевают и не могут служить здоровой пищей для оленя.


2 ученик: На территории Бованенковского месторождения обитают 12 видов зверей, гнездятся более 50 птиц, в том числе 3 вида, занесенные в Красную книгу Ямала: малый лебедь, сокол-сапсан, краснозобая казарка. Из-за утраты мест линьки и гнездования сократилась численность малого лебедя. В этом районе гнездятся всего 16 пар соколов-сапсанов. Нарушены местообитания чернозобой гагары, мохноногого канюка, белой и болотной сов, сибирской гаги, черной казарки.


1 ученик: Попадание нефтяных отходов в воду способствует заражению и возникновению различных заболеваний слизистой оболочки глаз водоплавающих птиц. Жирный налет образовывается на оперенье, жировая пленка нарушает дыхание кожи птиц, при чистке оперенья, жировая пленка нарушает дыхание кожи птиц, при чистке оперенья нефтяные отходы проникают во внутренние органы и вызывают отравление и другие заболевания птиц.


Педагог: О загрязнении рек и озер расскажет вторая страница «Вода и ее обитатели».


1 ученик: «Пощади! – вторит вода. – Ты загрязняешь озера и реки. Скоро я не смогу напоить и накормить тебя. В моих водах гибнет рыба. В реки и озера сливаются отходы, сбрасывается мусор, попадают нефтепродукты».


2 ученик: В соседнем стойбище отловили неводом страшную рыбу: у неё под глазами, говорят, торчали два маленьких твердых отростка и на носу четыре отверстия вместо двух.



Инсценировка сказки «Золотая рыбка».

Действующие лица:

Бабка

Дед

Рыбка.


Ведущий:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря,

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз в море закинул он невод-

Пришел невод с одною тиной.

Второй раз закинул он невод-

Пришел невод с травою морскою,

Третий раз закинул он невод –

Пришел невод с какой-то грязью…


Бабка:

Слушай, дед, дурак, невежа!

Золотая рыбка где-жа?

Вон, корыто-то в куски!

В чем тебе стирать носки?


Дед:

Ты постой, старуха, злиться!

Что ж теперь мне, удавиться?

Нету рыбки здесь, кажись

Браконьер тут был надысь,

Рыбка та теперь в консервах…


Старуха:

Ох, похоже, дело скверно,

И в Оби теперь разруха…


Дед:

Погоди, не вой, старуха!

Что-то кружится в сетях!

Может, рыба? (тянет)

Вот же страх!


Бабка:

У нее копыта, старче!

Чудеса да не иначе!

Вона, зубья в два ряда!


Дед:

Пальцы тычешь ты куда?

Вот отхватит руку сразу..

Будешь есть ее, заразу?


Бабка:

Нет, такую чуду-юду

Ни за что я есть не буду!

Ух и страшная на вид!


Дед:

Тихо, что-то говорит!

Наклони пониже ухо…



Рыбка:

Здравствуй, дед! Привет старуха!

Что случилось? Я сюда

Приплыла к вам с болота.

В Оби рыбы нет в помине,

Даже раки в черной тине

Все отбросили клешни,

Сочтены давно их дни!

Я – и то, вот, помираю.


Дед:

Что же за беда такая?


Бабка:

Мне б дворянкой столбовой…


Дед:

Слушай, старая не ной!

Отчего ж такое горе?


Рыбка:

Травят нас и днем, и ночью,

Оттого и зубы точим,

Выйдем на берег крутой

Озверевшею толпой,

Зададим мы людям жару!


Дед:

Уплывай, спасайся, рыбка!

Неприродная ошибка…


Бабка:

Ой ты, лихо, ой, беда,

Мир наш сгинет без следа.



Педагог: Дехей-хов! – эта примета к большому несчастью.


Об экологических проблемах нашего поселка следующая страница нашего устного журнала.


Педагог: В зимнее время наш поселок одет в белые одежды, которые хорошо укрывают мусор. Всюду по поселку бродят собаки, которые вместе с ветром разносят мусорные отходы. Большой проблемой поселка является наша мусорная свалка.


- Видеозапись свалки.


Грязная вода проникает в почву, попадает в чистые грунтовые воды, чистые водоемы, реки; отравляет своим составом, губит растительный и животный мир, организм человека.




На свалке мусор не подвергается уничтожению. А ведь он опасен как для человека, так и для животных. Многие продукты под воздействием различных факторов (солнце, вода) выделяют отравляющие вещества, которые накапливаются в почве и воде. Эти вещества, попадая в организм животного и человека, вызывают отравления, различные заболевания.

Виной всему – неответственное отношение человека ко всему окружающему.


В нашем посёлке необходимо


  • Улучшить сбор и вывоз мусора;

  • В общественных местах поставить урны;

  • Мусор подвергать своевременному уничтожению.


Нужно не только брать от природы, но и отдавать беречь и любить её!


А сейчас мы с вами проведем игру.

Приложение



«SOS» кричит природа.

10

20

30 – вопрос

О свалки

40

50

Вода и ее обитатели.

10

20 вопрос Ольга

30

40

сказка

50 – вопрос

П.М.

С миру по нитке.

10 загадка про животных (Милена)

20 – видеовопрос

Ю.Ю.

30

40 муз номер

50


Природа

10. Стерх, занесен в Красную книгу округа. А кто является его «братом»? (серый журавль)

20. Как называются заросли карликовой березы? (ерник)

30. о свалки

40. Какие биологические особенности сосны послужили появлению названия «сосна – завоеватель новых земель?

50. Почему млекопитающих можно отнести к живым индикаторам загрязнения окружающей среды? (Мелких грызунов можно использовать в качестве индикаторов. Полевки и лесные мыши чутко реагируют на присутствие вредных веществ в воздухе, воде и почве).



Вода и ее обитатели

10. Какую рыбу у нас в крае называют царь-рыба? (осетр)

20. Какая рыба из семейства лососевых водится в Оби? (нельма).

30. Эта рыба водится в водоемах нашего края. Если ее название прочитать наоборот, то получится город в Италии. Что особенно ценно у этой рыбы? (налим, печень)

40. Сказка. Почему в водоемах нашего края все чаще встречаются такие особи?

50. Гудков П.М.

С миру по нитке

10. О ком идет речь?

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко (лось).

20. Шахова Ю.Ю.

30. В музее города Салехарда есть очень древний (80 лет) экспонат, рассказывающий о животных, занесенных в Красную книгу. Что это за животное? (белый медведь)

40. Музыкальный номер

50. Какое животное для ханты считается священным? Для ненцев и селькупов? – Для ханты и селькупов священным животным является медведь, для ненцев – белый олень.


Педагог: Человек с природой неразделимы.

Так пусть этот союз будет построен на добре и любви.


Подведение итогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!