СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Футбол» Вид программы: модифицированная Срок реализации программы: 1 год

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования Спортивной Оздоровительной Группы, отеделние "Футбол". 

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Футбол» Вид программы: модифицированная Срок реализации программы: 1 год»

Отдел по образованию администрации Верхнемамонского

муниципального района Воронежской области




Муниципальное казённое учреждение дополнительного

образования «Верхнемамонская детско-юношеская спортивная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»





Рассмотрено на педагогическом Совете МКУ ДО «Верхнемамонская ДЮСШ» 31.08.2020 г., протокол №1


«Утверждаю»:

Директор МКУ ДО

«Верхнемамонская ДЮСШ»

_________Звягин С.В.

Приказ № 82

от «03» сентября 2020 г





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Футбол»


Вид программы: модифицированная

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 8-18 лет


Составители:

Бородавкин В.М., тренер-преподаватель

Ильгова Н.В., инструктор-методист 1КК




с. Верхний Мамон 2020 г.







Оглавление


1. Пояснительная записка 3-6

2. Годовой учебный план 7

3. Содержание программы 8-21

3.1. Теоретическая подготовка 8-11

3.2. Общая физическая подготовка 11

3.3. Специальная физическая подготовка 12

3.4. Техническая подготовка 12-13

3.5. Тактическая подготовка 13-14

3.6. Система контроля и зачетные требования 14-18

4.Методическое и материально-техническое обеспечение программы 19-21

5.. Литература 22


































1.Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» разработана на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Футбол», в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. №196.

В основу программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность МКУ ДО «Верхнемамонская ДЮСШ» и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Данная дополнительная общеразвивающая программа разрабатывалась с использованием:

- методических рекомендаций, составленных на основе законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

- нормативных актов, действующих в сфере физической культуры и спорта и образования;

- ранее созданных учебных программ по футболу для ДЮСШ и СДЮШОР;

- данных научных исследований и анализа опыта работы ДЮСШ и СДЮШОР.


В программе отражены: задачи работы с обучающимися в спортивно-оздоровительных группах (СОГ); содержание учебного материала по теоретической, физической, технической и тактической подготовке, распределение объемов нагрузки по периодам подготовки в годичном цикле на каждый год обучения, система контроля и нормативные требования для обучающихся.


Направленность программы


Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.


Цель: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков в процессе регулярных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий.


Задачи:


а) образовательные:

- получение знаний в области футбола и усвоение правил игры;

- овладение основным арсеналом технических приемов и тактическими действиями по футболу;

- приобретение опыта участия в соревнованиях;

- усвоение элементарных знаний по личной гигиене;

- всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости, координации движений, скоростно-силовых качеств и общей выносливости;




в) развивающие:

- развитие самодисциплины и самоконтроля;

- развитие волевых качеств спортсмена;

- повышение общего уровня культуры;

- укрепление здоровья и закаливание организма;

- физическое совершенствование;

- расширение спортивного кругозора детей;


с) воспитательные:

- воспитание патриотизма и трудолюбия;

- ориентация на общечеловеческие ценности и поведение в соответствии с морально- эстетическими нормами и правилами;

- воспитание чувства коллективизма, чувства личной ответственности;


Соблюдены принципы :

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.

Принцип конкретности (принцип наглядности в обучении) означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом отрезке обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип приемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства. Обеспечение в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и, технико-тактической и интегральной подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей юного баскетболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.


Формы организации обучения:


командная, малыми группами, индивидуальная.


Формы проведения занятий:


Тренировочные занятия, беседы, учебные игры, соревнования, тестирование, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований, контрольные игры.







Ожидаемые результаты


По завершении обучения обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

- историю развития игры футбол;

- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

- правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

- основные правила игры в футбол;

 УМЕТЬ:

- выполнять технические приёмы;

- играть в футбол по основным правилам;

- контролировать и регулировать функциональные состояния организма при выполнении физических упражнений;

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

- соблюдать правила гигиены, безопасности и профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями, оказывать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях.


Развить качества личности


- воспитать стремление к здоровому образу жизни

- повысить общую и специальную выносливость учащихся

- развить коммуникабельность учащихся, умение работать и жить в коллективе

- развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, к городу, стране.

Организационно-методические указания


Основными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной школе являются теоретические и групповые практические занятия, тренировки по индивидуальным планам, календарные соревнования, учебные и товарищеские игры, учебно-тренировочные занятия в спортивно-оздоровительном лагере и на учебно-тренировочном сборе, занятия по подготовке и сдаче контрольных нормативов, воспитательно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

Подготовка футболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы .




Условия комплектования учебных групп по футболу

Возраст

лет

Год обучения

Группы

Мин. наполняемость групп (чел.)

Макс. объём нагрузки час/нед.

Годовая нагрузка

час/нед.

Требования к спортивной подготовленности

8 -18

Весь период

спортивно-оздоровительные

15-30

6

216

Сдача контрольных нормативов


Комплектование учебных групп составлено из расчета 36 рабочих недель. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения тренерского совета с учетом: выполнения юными футболистами контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовки, медико-биологических показателей, наличия установленного спортивного разряда.


Спортивно-оздоровительные группы (СОГ) – 8-18 лет.

Задачи – укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в физическом развитии, обучение основам техники, индивидуальной и групповой тактики.

Подготовка юных футболистов характеризуется широким применением различных способов и методов тренировок, а также упражнений из других видов спорта (плавание, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры), где используется игровой метод.

На этом этапе не надо планировать занятия со значительными физическими и психологическими нагрузками, которые допускают использование однообразного и монотонного обучающего материала.

Во время обучения технике игры следует ориентироваться на использование необходимого количества различных подготовительных упражнений. Надо стабилизировать технику движения и добиваться формирований стойких двигательных навыков. В это время у юных спортсменов закладывается разносторонняя техническая база – такой подход является предпосылкой для последующего технического совершенствования.











2.Годовой учебный план.


п/п



Разделы подготовки




СОГ

1

Теоретическая подготовка

12

2

Общая физическая подготовка

80

3

Специальная физическая подготовка

36

4

Техническая подготовка

45

5

Тактическая подготовка

28

6

Участие в соревнованиях

9

7

Прием контрольных нормативов по физической и технической подготовке

6

8

Самостоятельная работа

-

9

Количество часов в неделю

6

10


Общее количество часов в год

216

11

Количество недель

36


Количество часов рассчитывается в зависимости от нагрузки за неделю и умножается на 36 рабочих недели

В план включаются контрольные нормативы, которые учащиеся должны выполнить вначале и в конце каждого года.


План-график распределения учебной нагрузки группы СОГ




сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Теоретическая подготовка

12

1

2

2

1

1

2

1

1

1

Общая физическая подготовка

80

8

9

9

9

9

9

9

9

9

Специальная физическая подготовка

36

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Техническая подготовка

45

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Тактическая подготовка

28

3

3

3

3

4

3

3

3

3

Участие в соревнованиях

9


1

1

2

1

1

2


1

Прием контрольных нормативов по физической и технической подготовке

6

3







2

1

Количество часов в неделю

6










Общее количество часов в год

216

24

24

24

24

24

24

24

24

24

Количество недель

36





















3.Содержание программы.


3.1.Теоретическая подготовка.


Тема 1. Физическая культура и спорт в России.

1. Массовый и народный характер спорта в России.

2. Физическая культура в системе народного образования. Сеть учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

3. Единая всероссийская спортивная классификация. Классификационные нормы и требования по футболу.

4. Международное спортивное движение. Достижения российских спортсменов. История Олимпийских игр. Выступление российских спортсменов на Олимпийских играх.

Тема 2. Развитие футбола в России и за рубежом.

1. История развития футбола в России.

2. Значение и место футбола в системе физического воспитания.

3. Российские соревнования по футболу. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Российские и международные юношеские соревнования. Лучшие российские футболисты.

4. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА.

Тема 3. Строение и функции организма человека.

1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.

2. Влияние занятий физическими упражнениями на организм. Совершенствование функций мышечной и опорно-двигательной систем, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями. Закрепление здоровья, развитие физических способностей, достижение высоких результатов в спорте.

Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.

1. Общие понятия о гигиене. Личная гигиена. Гигиеническое значение водных процедур.

2. Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня и его значение для юного спортсмена.

3. Закаливание и его значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения.

4. Питание. Понятие о калорийности и усвояемости пищевых продуктов. Витамины.

5. Примерные суточные нормы для футболистов в зависимости от возраста, объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований.

6. Вредное влияние употребления алкоголя и курения на здоровье и работоспособность спортсмена.

Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль.

1. Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные и субъективные данные самоконтроля. Дневник самоконтроля

2. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Значение активного отдыха для спортсмена.

3. Спортивный травматизм. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой доврачебной помощи.

4. Спортивный массаж. Основные приемы массажа и их применение. Противопоказания.

Тема 6. Физиологические основы спортивной тренировки.

1. Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности.

2. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма.

3. Физиологические закономерности и фазы формирования двигательных навыков.

4. Физиологические причины утомления. Восстановление работоспособности организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок.

Тема 7. Общая и специальная физическая подготовка.

1. Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов и систем и воспитания двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена.

2. Характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в тренировочных занятиях с юными футболистами.

3. Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств.

4. Утренняя зарядка, разминка перед тренировкой и игрой, индивидуальные занятия.

5. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным футболистам различного возраста. Контрольные упражнения и нормативы. Место и роль тестирования по контрольным нормативам в решении задач по всесторонней физической подготовке юных спортсменов.

Тема 8. Техническая подготовка.

1. Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов.

2. Высокая техника владения мячом – основа спортивного мастерства в футболе. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения технических приемов, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения различных технических приемов и эффективности их применения: ударов, по мячу ногами и головой, остановок, ведения, обводки и обманных движений (финтов), передачи, отбора, вбрасывания мяча, основ технических приемов игры вратаря.

3. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения.

4. Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для юных футболистов.

Тема 9. Тактическая подготовка.

1. Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры в футбол.

2. Характеристика и анализ тактических вариантов игры с различной расстановкой игроков.

3. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития тактики игры.

4. Тактика игры в нападении: высокий темп атаки, атака «широким фронтом», скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с переменой местами, усилением темпа атаки в ее завершающей фазе, использование скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и центром.

5. Тактика игры в защите: «зона», «персональная опека», комбинированная оборона, создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча, соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков). Тактика отбора мяча. Создание «искусственного положения вне игры».

6. Тактические комбинации в нападении и в защите при выполнении ударов: начальном от ворот, угловом, свободном, штрафном при вбрасывании мяча из-за боковой линии.

7. Зависимость тактического построения игры от различных факторов. Значение тактических заданий футболистам на игру и умение играть по плану-заданию.

8. Разбор по DVD и видеоматериалам техники и тактики игры футболистов высокой квалификации.

Тема 10. Воспитание морально-волевых качеств спортсмена. Психологическая подготовка.

1. Моральные качества, необходимые для успешных занятий спортом.

2. Понятие о психологической подготовке футболиста. Значение развития волевых качеств и психологической подготовки для повышения спортивного мастерства.

3. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки.

4. Непосредственная индивидуальная психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям

Тема 11. Основы методики обучения и тренировки.

1. Понятие об обучении и тренировке (совершенствовании) как едином педагогическом процессе.

2. Методы словесной передачи знаний и руководства действиями обучающихся.

3. Методы обучения технико-тактическим действиям, их совершенствования: демонстрация (показ), разучивание действий по частям и в целом, анализ выполнения, разработка вариантов, творческие задания.

4. Методы выполнения упражнений для развития физических качеств: повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный и «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный.

5. Тесная взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки юных футболистов, единство процесса их совершенствования.

6. Систематическое участие в соревнованиях – важнейшее условие непрерывного роста и совершенствования технической и тактической подготовленности.

7. Основная форма организации и проведения учебно-тренировочных занятий – урок. Понятие о построении урока, комплексных и тематических занятиях.

8. Индивидуальная, групповая и командная тренировка.

Тема 12. Планирование спортивной тренировки и учет.

1. Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Перспективное и оперативное планирование.

2. Периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле. Сроки, задачи и средства их выполнения по этапам и периодам.

3. Индивидуальные планы тренировки.

4. Методы контроля за уровнем подготовленности спортсменов.

5. Значение, содержание и ведение дневника тренировки спортсмена.

6. Учет работы: предварительный, текущий, итоговый.

Тема 13. Правила игры в футбол. Организация и проведение соревнований.

1. Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности

2. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.

3. Значение спортивных соревнований.

4. Требования к организации и проведению соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по мини-футболу.

5. Виды соревнований по футболу. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях. Составление календаря игр. Оценка результатов игр. Заявки на участие в соревнованиях, их формы и порядок предоставления. Назначение судей. Оформление документации хода и результатов соревнований.

Тема 14. Установка перед игрой и разбор проведенной игры.

1. Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды.

2. Сведения о сопернике: тактика игры команды и отдельных звеньев, сильные и слабые стороны игры, примерный состав, характеристика игроков.

3. Определение состава своей команды. Тактический план предстоящей игры. Задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в процессе игры. Руководящая роль капитана. Использование перерыва для отдыха и исправления допущенных в игре ошибок.

4. Разбор проведенной игры. Анализ игры всей команды, отдельных звеньев, игроков. Положительные и отрицательные моменты в игре, связанные с выполнением заданий. Причины успеха или невыполнения заданий. Проявление морально-волевых качеств.

Тема 15. Места занятий, оборудование и инвентарь.

1. Футбольное поле для проведения тренировок и соревнований, требования к его состоянию. Уход за футбольным полем.

2. Тренировочный городок для занятий по технике, его оборудование.

3. Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Подсобное оборудование (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени) и его назначение.

4. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними.



3.2.Общая физическая подготовка.


Спортивно-оздоровительные группы (СОГ).

Строевые упражнения – основная стойка, построение в колонну и шеренгу по одному самостоятельно и по сигналу тренера на время. Размыкание в колонне и шеренге, на месте и в движении. Повороты на месте. Упражнения на формирование осанки, профилактику плоскостопия. Общеразвивающие упражнения с предметом (мяч, скакалка, гимнастическая палка) и без предмета. Разновидности ходьбы (на носках, пятках, внутреннем, внешнем своде стопы, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе, широкими шагами, выпадами влево-вправо, с поворотами туловища влево и вправо).

Бег в различных направлениях, гладкий, с изменением ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по сигналу учителя, с заданием учителя, с предметом в руках.

Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20 см, 30 см. Запрыгивание на гимнастический мат высотой не более 30-40 см.

Подвижные игры – «мяч ловцу», «два мороза», «коршун и цыплята», «салки», «невод», «попади в цель», «пятнашки», «зайцы в огороде», «точный расчет», «лиса и куры», «метко в цель», «к своим флажкам», «кто дальше бросит».

Подвижные игры специальной направленности, с элементами футбола. Эстафеты – с элементами бега, метания, прыжков, с предметами и без. Лыжная подготовка – переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Подъем и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1км. Акробатические и гимнастические упражнения – группировка, перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и на гимнастической скамейке); ходьба на гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки, шаги с подскоками, приставные шаги, шаг галопом в сторону; комбинации и комплексы общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. Спортивные игры по упрощенным правилам – мини-футбол.


3.3.Специальная физическая подготовка.


Спортивно-оздоровительные группы (СОГ).

Воспитание физических качеств:

Развитие гибкости – ОРУ с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, полушпагат, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Развитие быстроты – повторный бег по дистанции 10-15 м, со старта и сходу с максимальной скоростью от 10 до 30 м. Бег по наклонной плоскости вниз.

Развитие ловкости – разнонаправленные движения рук и ног, кувырки вперед, в стороны с места. Стойка на лопатках. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами руками, жонглирование правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в неподвижную цель, метание после кувырков, перекатов.

Развитие силы – упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседание на одной и двух ногах. Лазанье по канату, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения с набивными мячами.

Развитие выносливости – равномерный и переменный бег до 500 м, дозированный бег по пересеченной местности. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками. Плаванье.


3.4.Техническая подготовка

Вбрасывание мяча руками на дальность и в коридор шириной 2 м, удары по мячу (неподвижному, движущемуся) правой, левой ногой. Удары по воротам. Передвижения: обычным, приставным шагом, с ведением мяча ногой, остановка мяча только правой или только левой ногой, обманные движения, отбор мяча, удары по мячу головой. Игра в футбол по упрощенным правилам, подвижные игры в форме эстафет с использованием элементов и приемов техники владения мячом. Подвижные игры с элементами футбола.

Техника передвижения. Бег: обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом, по прямой и дугами, с изменением направления и скорости.

Прыжки: вверх, вверх вперед, вверх назад, вверх влево, вверх вправо, толчком двумя ногами с места, толчком одной и двумя ногами с разбега.

Для вратарей – прыжки в сторону с падением перекатом.

Повороты: переступанием, прыжком, на опорной ноге, в стороны и назад, на месте и в движении.

Остановки во время бега выпадом и прыжком.

Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному мячу и катящемуся (навстречу, от игрока, справа и слева). Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема.

Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние.

Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.

Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад. Остановка летящего навстречу мяча внутренней стороной стопы, бедром, грудью.

Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника.

Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой поочередно, по прямой и по кругу, с изменением направления движения, между стоек и движущихся партнеров, с изменением скорости, с выполнением ускорений и рывков, не теряя контроль мячом.

Обманные движения. «Уход» выпадом (при атаке противника спереди, умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую).

«Остановка» мяча (после замедления бега и ложной попытки остановить мяч ногой, выполнение рывка с мячом).

«Удар» по мячу (имитация удара по мячу ногой и уход с ним в сторону от соперника).

Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником на месте, в движении навстречу, сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.

Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе, с шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.

Ловля летящего навстречу и в сторону мяча на высоте груди и живота, без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и в сторону мяча, без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча, без прыжка, в прыжке с места и с разбега.

Ловля летящего в сторону мяча на уровне живота, груди с падением в сторону перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.

Отбивание мяча одной и двумя руками, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.

Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.

Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

3.5.Тактическая подготовка

Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, правильно реагировать на действия партнеров и соперника.

Выбор момента и способа передвижения на свободное место для «открывания» с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов удара по мячу. Применение необходимого способа остановки в зависимости от направления, траектории и скорости движения мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».

Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе).


Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Правильный выбор позиции по отношению к опекаемому игроку и противодействие получению им мяча, т.е. осуществление «закрывания». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.

Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.

Тактика вратаря. Умение выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывающемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.



3.6.Система контроля и зачетные требования.

Педагогический контроль

Педагогический контроль является основным для получения инфор­мации о состоянии и эффективности деятельности юных спортсменов. Он применяется для оценки эффективности средств и методов трениров­ки, для определения динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений. Задачи педагогического контроля - учет тре­нировочных и соревновательных нагрузок, определение различных сто­рон подготовленности спортсменов, выявление возможностей достиг­нуть запланированного спортивного результата, оценка поведения юно­го спортсмена на соревнованиях. Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные испытания (тесты), характеризующие различные стороны подготовленности юных спортсменов.

Педагогический контроль включает также и показатели трени­ровочной и соревновательной деятельности (количество трениро­вочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов), исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической под­готовленности, функциональных возможностей и динамика этих показателей вносятся в индивидуальную карту занимающихся.

Врачебный контроль

Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки является контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале и конце учебного года занимающиеся про­ходят углубленные медицинские обследования. Все это позволяет уста­новить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности.

В процессе многолетней подготовки углубленные медицинские об­следования позволяют следить за динамикой этих показателей, а теку­щие обследования - контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок и своевременно принимать необходимые ле­чебно-профилактические меры.

Медицинское обеспечение спортсменов предполагает проведение следующих видов обследований:

  • первичного;

  • ежегодных углубленных;

  • дополнительных;

  • этапного, текущего и срочного контроля, включая врачебно-педагогические наблюдения.

Ряд видов обследования (этапный, текущий, срочный) Осуществля­ется в основном при работе со спортсменами в группах спортивного со­вершенствования, в условиях учебно-тренировочных сборов с привлече­нием специалистов комплексной научной группы, врачей-специалистов (кардиологов, невропатологов, биохимиков и др.).

Основной целью первичного обследования является оценка при допуске к занятиям борьбой состояния здоровья (с позиции, существующие и этом плане нормативных документов, также эндогенных и профессиональных факторов риска), уровня физического развития (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о детях и подростках), функциональных возможностей ведущих систем организма и общей физической работоспособности.

Ежегодные углубленные медицинские обследования проводится два раза в году. Их основной целью является оценка состояния здоровья спортсменов, уровня физического развития (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о юных самбистах) и функционального состояния ведущих систем организма.

Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель, в принципе, совпадает с целью углубленных медицинских обследований.

Необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплекс­ным и отражало сдвиги в состоянии основных функциональных систем, обеспечивающих работоспособность организма при занятиях футболом.



КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ «ФУТБОЛ»


нормативы для СОГ (юноши)


Лет

Поднимание

туловища

за 1 мин

(кол-во раз)

Прыжок в

длину с места

(см)

Подтягивание из виса на высокой перекладине

(кол-во раз)

Бег

30 м

(сек)

Бег

1000 м

(мин., сек)


начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

7

10

12

100

110

1

2

7,0

6,8

Без у/в

Без у/в

8

11

13

115

120

1

2

6,8

6,6

6.00

5.40

9

13

15

120

130

2

3

6,6

6,4

5.40

5.20

10

16

18

140

150

2

4

6,4

6,2

5.20

5.00

11

18

20

150

170

3

4

6,2

6,0

5.00

4.40

12

20

22

170

180

4

5

6.0

5.8

5.00

4.50

13

22

24

180

190

5

6

5.8

5.6

4.50

4.40

14

24

26

190

200

6

7

5.6

5.4

4.40

4.30

15

26

28

200

210

7

8

5.4

5.2

4.30

4.20

16

26

28

210

220

8

9

5.2

5.0

4.20

4.10

17

28

30

210

220

9

10

5.0

4.8

4.10

4.00

18

28

30

220

230

10

11

4.8

4.6

4.00

3.50



Эффективность решения задач тренировки во многом зависит от выбора контрольно-нормативных требований, который наряду с планированием являются важнейшей функцией управления тренировочным и соревновательным процессами. Контроль охватывает все стороны подготовленности футболистов.



Методика выполнение упражнений по ОФП.


1.Прыжок в длину с места для измерения динамической силы мышц нижних конечностей. Из исходного положения, стоя стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела, и махом рук вперед и толчком двух ног выполнить прыжок. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

2. Подъем туловища из положения лежа за 1 минуту - определяется скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища. Из исходного положения, лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. Необходимо выполнить максимально возможное число подъемов туловища за 1 мин., сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола лопатками, локтями и затылком. Упражнения выполняется на гимнастическом мате или ковре. Дается одна попытка.

3.Бег 1000 метров – для определения общей и скоростной выносливости. Проводится на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. Рекомендуется проводить забеги по 4-5 человек. Дается одна попытка.

4..Бег 30 метров – бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твёрдым покрытием. Дорожки размечаются белой краской или известью, ширина линий разметки 5 см, ширина дорожек 1,22±0,1 м. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.Бег на 30 м выполняется с высокого старта.Участники стартуют по 2-4 человека. Дается одна попытка.

5. Сгибание и разгибание рук - выполнение сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, может проводиться с применением «контактной платформы», либо без нее Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

Участник, сгибая руки, касается грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, возвращается в ИП и, зафиксировав его на 0,5 с, продолжает выполнение испытании (теста). Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом тренера-преподавателя в ИП.

6. Подтягивание из виса на высокой перекладине- выполняется из ИП: вис на высокой перекладине хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Из ИП участник подтягивается до подъема подбородка выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с ИП, продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненных попыток.


Воспитательная работа

Целенаправленная и систематически организованная воспитательная работа в ДЮСШ по футболу ведет к повышению спортивных результатов, успеваемости обучения в школе и определяет дальнейший жизненный путь юных футболистов.

В детско-юношеских школах особое место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых и образованных, дисциплинированных, активных спортсменов во время подготовки футболистов.

Реализация воспитательных задач осуществляется двумя путями: первый – в процессе систематических, регулярных тренировочных занятий; второй – в процессе спортивных соревнований.

В воспитательной работе в процессе тренировочных занятий важно сочетать общие задачи воспитания, которые вытекают из специфики спортивной деятельности.

В соревнованиях проверяются на прочность качества, воспитанные в процессе подготовки спортсмена. Соревновательная деятельность служит мощным средством развития нравственно-волевых качеств футболистов, является настоящей школой для становления спортивного мастерства. В соревновании противоборство спортсменов представляет собой хорошо продуманные действия в экстремальных условиях, в которых возникают самые неожиданные ситуации и победителем, в которых выходят те, которые на высшем уровне подготовлены технически, тактически, теоретически и физически, с одной стороны, и в нравственно-волевом аспекте – с другой.

В процессе подготовки футболистов выделяют следующие воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера;

- высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- дружный коллектив;

- система морального стимулирования;

- наставничество опытных спортсменов.

В свою очередь эффективность воспитательной работы в полной мере зависит от проводимых воспитательных мероприятий:

- торжественный прием вновь поступивших в школу;

- проводы выпускников;

- просмотр соревнований и их обсуждение;

- регулярное подведение итогов спортивной деятельности;

- проведение тематических праздников;

- встречи со знаменитыми спортсменами;

- экскурсии, культпоходы в театр и на выставки;

- тематические диспуты и беседы;

- трудовые сборы и субботники;

- оформление стендов и газет.

Планирование воспитательной работы в спортивной школе должно осуществляться в трех основных формах:

Первая – годовой план воспитательной работы;

Вторая – календарный план на месяц;

Третья – план работы тренера.

При планировании воспитательной работы в ДЮСШ по футболу следует учитывать год обучения и уровень спортивной подготовленности спортсменов, пол занимающихся и реальные условия эффективного нравственно-волевого воспитания.

Особое место в проведении с юными футболистами воспитательной работы занимают соревнования. Наблюдая за проведением и высказываниями учащихся во время игр, тренеры получают информацию о состоянии формирования коллектива, делают выводы об индивидуальных особенностях юных футболистов. Такая информация позволяет внести необходимые коррективы в систему воспитательной работы со своими подопечными.


Психологическая подготовка

Психологическая подготовка футболистов является основным фактором при формировании личностных и волевых качеств, которые необходимы футболистам в условиях напряженной спортивной борьбы.

В процессе многолетней спортивной подготовки решение задач психологической подготовки сводится к следующему:

1. Воспитание высоких моральных качеств, формирование у спортсменов чувства коллектива, разносторонних интересов, положительных черт личности.

2. Воспитание волевых качеств. Основные волевые качества: целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.

3. Установление и воспитание совместимости спортсменов в процессе их деятельности в составе команды и отдельных звеньев. Важность этой задачи вытекает из специфики футбола как командного вида спорта.

4. Адаптация к условиям напряженных соревнований. В конечном счете спортсмен должен научиться эффективно применять в игре и на соревнованиях все то, чему он научился в процессе тренировочных занятий. Это достигается системой заданий в учебных играх, умелым подбором команд для контрольных игр, руководством футболистами в процессе соревнований.

5. Настройка на игру и методика руководства командой в игре. Правильное использование установок на игру, разборов проведенных игр, замен во время игры во многом содействует решению задач психологической подготовки.

Выделяют общую психологическую подготовку и подготовку к соревнованиям.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Общая психологическая подготовка решает такие задачи, как воспитание моральных качеств занимающихся; формирование положительного психологического климата; воспитание волевых качеств; развитие способности управлять своими эмоциями; развитие внимание; развитие процессов восприятия; развитие тактического мышления.

Воспитание моральных качеств осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса и направлено на воспитание у юных футболистов характера, нравственных качеств, идейной убежденности, коллективизма, патриотизма, разносторонних интересов, положительного отношения к труду и занятиям спортом.

Формирование положительного психологического климата определяется его составом, наличием традиций, взаимоотношениями между учащимися, а также их связями вне спорта.

Воспитание волевых качеств побуждает спортсменов преодолевать трудности, которые возникают в процессе тренировки, а также в ходе соревнований.

К основным волевым качествам, которыми должны обладать игроки в футболе, относятся смелость и решительность, целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, инициативность и дисциплинированность.

Развитие способности управлять своими эмоциями связано с включением в тренировочные занятие эмоциональных и достаточно сложных для того или иного возраста упражнений и с использованием игрового и соревновательного методов, добиваясь обязательного их выполнения и, таким образом, воспитывая у юных футболистов уверенность в своих силах. Снятию утомления и чрезмерного эмоционального возбуждения также способствует аутогенная и психорегулирующая тренировка.

Развитие внимания во многом определяет эффективность игровой деятельности. Объем внимания юного футболиста определяется количеством различных объектов, которые он способен воспринять в сложных и быстро меняющихся игровых ситуациях. Одновременно игрок должен уметь сосредотачиваться на наиболее важных объектах и деталях, что характеризует интенсивность внимания. А вот умение противостоять различным отвлекающим и сбивающим факторам свидетельствует об устойчивости внимания. Для развития внимания рекомендуется в тренировочных занятиях использовать игровые упражнения по всему по всему полю с увеличенным составом команд, а также с двумя мячами.



4.Материально-техническое обеспечение программы

Материально-техническая база ДЮСШ должна включать специальные площади, оборудование и инвентарь.

Специализированные площади:

1)футбольное поле – 1;

2) два игровых зала 30х20 м;

3) спортивные площадки (баскетбольные – 2, волейбольные – 2, гандбольные – 1);

4) тренерская комната;

5) методический класс, оборудованный современной аппаратурой (видеокамера, проектор, компьютер, видео- и аудиоаппаратура);

6) раздевалки для обучающихся (душ, туалет);

7) медицинский кабинет;

8) автотранспорт.

Оборудование:

1) стандартные ворота (футбольные) – 4 шт.;

2) футбольные ворота 2х5 м – 4 шт.;

3) футбольные ворота 2х3 м – 4 шт.;

4) футбольные ворота 1,5х2 м – 4 шт.;

5) малые ворота 1х1 м – 4 шт.;

6) стойки для обводки – 20 шт.;

7) стойки для подвесных мячей – 2 шт.;

8) малые отражающие стенки 1х2 м – 4 шт.;

9) отражающая стенка – 1 шт.;

Инвентарь:

1) флажки угловые – 20 шт.;

2) конусы тренировочные – 20 шт.;

3) комплект конусов 2х40 шт.;

4) мячи футбольные – 100 шт.;

5) планшет магнитный – 2 шт.;

6) сетка для мячей – 10 шт.;

7) компрессор для накачивания мячей – 2 шт.;

8) игровая форма двух цветов – 16 комплектов.



Методическое обеспечение программы



Тема программы

Форма организации и проведения занятия



Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса



Дидактический материал, техническое оснащение занятий


Вид и форма контроля, форма предъявления результата



1

Теоретическая подготовка


Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная



Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала

Конспекты занятий для педагога

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в футболе




Вводный, положение о соревнованиях по волейболу


2

Общефизическая подготовка



Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная




Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки



Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего


Тестирование, карточки судьи, протоколы


3

Специальная подготовка


Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах


Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом


литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего


Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест


4

Техническая подготовка


Индивидуальная, групповая, подгрупповая, Индивидуально- фронтальная, коллективно-групповая, в парах


Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки,


наглядный показ педагогом, учебная игра


Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего


Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование



5

Тактическая подготовка


Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах



Словесный, объяснение нового материала, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки,

наглядный показ педагогом, учебная игра

литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего


учебная игра, соревнование


6

Игровая подготовка


групповая, подгрупповая, коллективно-групповая


практические занятия, упражнения в парах, тренировки,


учебная игра


Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи



Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование



7

Контрольные и календарные игры


коллективно-групповая


Учебная игра, товарищеская встреча,


соревнования


Дидактические карточки, литература, схемы, плакаты, видеозаписи

Учебная игра, соревнование



8

Контрольные испытания


Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная


Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, объяснение нового материала

схемы, мячи на каждого обучающего, футбольные ворота, конусы, секундомеры


Тестирование, протоколы, судьи



9

Медицинское обследование


индивидуальная,


Словесный


Инструментальная диагностика

Заключение врача


10

Учебно-тренировочные сборы


Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах



Словесный, объяснение нового материала, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки


наглядный показ педагогом, учебная игра

литература, схемы, видеозаписи, мячи на каждого обучающего



Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест




5.Литература.


Список литературы для тренера-преподавателя


1. Годик М.А., Бороздов Г.Л., Котенко Н.В., Малышев В.Н., Кулин Н.А., Российский

С.А Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для

детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских

школ олимпийского резерва., Москва 2011г.

2. Заваров А. Футбол. Уроки профессионала для начинающих. СПб «Питер» 2010 г.

3. Качани Я., Горский Л. Тренировка футболистов, Братислава 1984г.

4. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Москва «Просвещение»

2011 г.

5. Кузнецов А. Футбол. Настольная книга детского тренера Iэтап (8-10 лет). Москва

«Олимпия, Человек» 2009 г.

6. Кузнецов А. Футбол. Настольная книга детского тренера II этап (11-12 лет).

Москва «Олимпия, Человек» 2009 г.

7. Кук М. Самый популярный учебник футбола. Тренировочные программы и

упражнения от ведущих тренеров мира. Москва «АСТ» «Астрель» 2009 г.

8. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. Москва 2010 г.

9. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Москва 2007г.

10. Плон Б.И. Новая школа в футбольной тренировке. Москва 2008 г.

11. Чесно Ж.-Л. Футбол. Обучение базовой технике. Москва «ТВТ Дивизион» 2006 г.


Список литературы для детей



1.Кук М. Упражнения для юных футболистов. Москва «АСТ» «Астрель» 2007 г.

2. Родиченко В.С. Твой олимпийский учебник. Москва «Физкультура и спорт» 2008 г.

3. Швыков И.А. Спорт в школе – футбол, Москва 2002г.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!