МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Лужского муниципального района Ленинградской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на педагогическом совете: Протокол №__ от «31» августа 2020 г. | Утверждено Пр. №__ от «31» августа 2020 г. по МОУ «СОШ № 4 |
Дополнительная
общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
по географии
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Возраст: 13 – 16 лет (7-9 классы)
Срок реализации образовательной программы - 1 год
Составитель:
Фомина Анастасия Алексеевна,
учитель географии
(1 квалификационная категория)
г. Луга
2020-2021 учебный год.
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по географии «Подготовка к олимпиадам»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по географии «Занимательная география» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цель: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Усилить интерес к предмету, повысить познавательную активность учащихся.
2. Развить у школьников склонность к научному анализу (умение мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы), творческому мышлению.
Актуальность и новизна: Данный вид занятия способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия позволят заинтересованным учащимся подготовиться к участию в различных олимпиадах школьников по географии.
Организационно - педагогические условия для реализации образовательной Программы
Возраст обучающихся, на который рассчитана образовательная программа: Программа рассчитана для детей 7 – 9 классов (13 – 16 лет).
Сроки реализации образовательной программы: Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 занятие в неделю.
Формы и режимы проведения занятий
Формы обучения: очная.
Форма проведения занятий: аудиторная, допускается дистанционное обучение
Формы организации образовательной деятельности обучающихся:
групповая,
парная,
коллективная,
участие в олимпиадах,
самостоятельная работа.
словесные (рассказ, диалог).
наглядные (иллюстрационные, демонстрационные, ИКТ и другие источники географической информации).
практические (разбор учебных и олимпиадных заданий).
проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Продолжительности одного занятия: 40 минут.
Объём нагрузки: 1 час в неделю
Средства обучения: компьютерные презентации, печатные материалы, статистические материалы, атласы, контурные карты.
Планируемые результаты освоения курса
Предметные умения:
научиться читать карты атласа, извлекать из них информацию
выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений
Коммуникативные:
учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение
Познавательные:
формирование познавательного интереса к предмету исследования
уметь объяснять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи
уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты
преобразовывать информацию из одного вида в другой
решать олимпиадные задания
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
Система оценки результатов освоения образовательной программы.
Для закрепления теоретического материала учащемуся предлагается выполнить тестовые задания и олимпиадные задания по разделам, а также участие в конкурсах и олимпиады по предмету география.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п. | Название раздела | Кол-во часов | Формы проведения промежуточной аттестации |
1 | Введение | 1 | |
2 | Подготовка к школьному и районному этапу олимпиады | 10 | Решение олимпиадных заданий |
3 | Земля как планета | 6 | Тестирование |
4 | Оболочки Земли | 6 | Тестирование |
5 | Физико-географический обзор материков. | 3 | Тестирование |
6 | География России | 7 | Решение олимпиадных заданий |
7 | Итоговое повторение. Итоговый контроль. | 1 | Итоговая проверочная работа |
Итого: | | 34 часа | |
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная география» на 2020-2021 учебный год:
Начало учебного года - 01.09.2020 года
Окончание учебного года - 31.05.2021 года
Продолжительность учебного года - 34 недели
Промежуточная аттестация - 21 - 30.12.2020 года
- 17 – 28.05.2021 года
Количество часов, режим занятий:
1год обучения: в неделю – 1 час (1 раз в неделю), в год – 34 часа.
Продолжительность занятия: 40 минут
Занятия в детском объединении проводятся в соответствии с учебной нагрузкой педагога и расписанием занятий.
Содержание программы
№ п/п | Поурочное планирование. Тема занятия | Практическая часть. |
Введение |
1 | Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. | |
Подготовка к школьному и районному этапу олимпиады |
2 | Диагностическое тестирование учащихся по предмету. | Тестовая работа. Работа с картами. |
3 | Решение олимпиадных задач открытого типа. | Решение олимпиадных задач |
4 | Чтение разного рода таблиц, схем. | Работа с таблицами, схемами, диаграммами |
5 | Подготовка к участию в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников. | Решение олимпиадных задач |
6 | Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады школьников. | Разбор олимпиадных заданий |
7 | Работа над ошибками. | |
8 | Подготовка к участию в районном этапе всероссийской олимпиады школьников. | Решение олимпиадных заданий |
9 | Решение олимпиадных заданий открытого типа. | Решение олимпиадных заданий |
10 | Решение олимпиадных заданий, требующих развернутого ответа. | Решение олимпиадных заданий |
11 | Анализ участия в районном туре всероссийской олимпиады школьников. Работа над ошибками. | |
Земля во вселенной |
12 | Солнечная система. | Решение практических задач |
13 | Земля как планета. Форма, размеры и движение Земли. | Решение задач по теме |
14 | Внутреннее строение Земли | Решение олимпиадных заданий |
15 | Изображение Земли на глобусе. | Решение практических задач |
16 | Градусная сетка. Географические координаты | Определение географических координат. Решение олимпиадных заданий. |
17 | План и карта. Карты. Картографические проекции. | Решение задач по картам и планам. Выполнение олимпиадных заданий. |
Оболочки Земли |
18 | Литосфера. Строение земной коры. Литосферные плиты. Современный рельеф. | Работа по карте. Выполнение олимпиадных заданий. |
19 | Атмосфера. Времена года. Пояса освещенности. | Решение олимпиадных заданий. |
20 | Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы. Повторение и углубление теоретических знаний | Решение задач (изменение температуры с высотой, разница в давлении) |
21 | Типы климатов мира. | Работа с климатограммами |
22 | Гидросфера. Мировой океан и его части. | Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий. |
23 | Биосфера. Природные зоны мира и географическая оболочка. | Решение олимпиадных заданий. |
Физико-географический обзор материков. |
24 | Обзор северных материков. | Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий. |
25 | Обзор южных материков. | Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий. |
26 | Великие географические открытия. | Решение практических задач. |
География России |
27 | Физико-географический обзор России. Общая характеристика природы. | Выполнение олимпиадных заданий. |
28 | ФГП регионов России. | Выполнение олимпиадных заданий. |
29 | Население России. | Работа с численными показателями, таблицами, диаграммами. |
30 | Хозяйство России. Общая характеристика. ТЭК. Металлургия. Машиностроение. | Выполнение олимпиадных заданий. |
31 | Химико-лесной комплекс. АПК. Инфраструктурный комплекс. | Выполнение олимпиадных заданий. |
32 | Хозяйство регионов РФ. Центральная Россия. Европейский Север. Европейский Юг. | Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий |
33 | Поволжье. Урал. Восточный макрорегион. | Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий |
34 | Итоговое повторение. Итоговый контроль. |
Материально-техническое обеспечение.
- Компьютер
- проектор
- экран
- карты, глобусы, наглядные пособия
- учебные, мультимедийные пособия
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci? 1995.-159 с.
2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.
3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.
4. Курашева Е.М. География.9-10 кл. Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.
5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.
6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с.
7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с.
8. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.
9. Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.
10. География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.
11. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.
12. Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.
13. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.
8