СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа по географии "Занимательная география" (7-9 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный вид занятия способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия позволят заинтересованным учащимся подготовиться к участию в различных олимпиадах школьников по географии.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по географии "Занимательная география" (7-9 класс)»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Лужского муниципального района Ленинградской области







Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

на педагогическом совете:

Протокол №__ от «31» августа 2020 г.

Утверждено

Пр. №__ от «31» августа 2020 г.

по МОУ «СОШ № 4













Дополнительная

общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

по географии

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»





Возраст: 13 – 16 лет (7-9 классы)

Срок реализации образовательной программы - 1 год













Составитель:

Фомина Анастасия Алексеевна,

учитель географии

(1 квалификационная категория)









г. Луга

2020-2021 учебный год.





Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по географии «Подготовка к олимпиадам»



Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по географии «Занимательная география» разработана на основе:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».



Цель: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.



Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Усилить интерес к предмету, повысить познавательную активность учащихся.

2. Развить у школьников склонность к научному анализу (умение мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы), творческому мышлению.



Актуальность и новизна: Данный вид занятия способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия позволят заинтересованным учащимся подготовиться к участию в различных олимпиадах школьников по географии.



Организационно - педагогические условия для реализации образовательной Программы

Возраст обучающихся, на который рассчитана образовательная программа: Программа рассчитана для детей 7 – 9 классов (13 – 16 лет).

Сроки реализации образовательной программы: Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 занятие в неделю.

Формы и режимы проведения занятий

  • Формы обучения: очная.

  • Форма проведения занятий: аудиторная, допускается дистанционное обучение

  • Формы организации образовательной деятельности обучающихся:

    • индивидуальная,

  • групповая,

  • парная,

  • коллективная,

  • участие в олимпиадах,

  • самостоятельная работа.

  • Виды учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассказ, диалог).

  • наглядные (иллюстрационные, демонстрационные, ИКТ и другие источники географической информации).

  • практические (разбор учебных и олимпиадных заданий).

  • проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Продолжительности одного занятия: 40 минут.

  • Объём нагрузки: 1 час в неделю

  • Средства обучения: компьютерные презентации, печатные материалы, статистические материалы, атласы, контурные карты.


Планируемые результаты освоения курса

Предметные умения:

  • научиться читать карты атласа, извлекать из них информацию

  • выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений

Коммуникативные:

  • учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение

Познавательные:

  • формирование познавательного интереса к предмету исследования

  • уметь объяснять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи

  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой

  • решать олимпиадные задания

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

  • самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач



Система оценки результатов освоения образовательной программы.

Для закрепления теоретического материала учащемуся предлагается выполнить тестовые задания и олимпиадные задания по разделам, а также участие в конкурсах и олимпиады по предмету география.


Учебно-тематическое планирование

№ п.п.

Название раздела

Кол-во часов

Формы проведения промежуточной аттестации

1

Введение

1


2

Подготовка к школьному и районному этапу олимпиады

10

Решение олимпиадных заданий

3

Земля как планета

6

Тестирование

4

Оболочки Земли

6

Тестирование

5

Физико-географический обзор материков.

3

Тестирование

6

География России

7

Решение олимпиадных заданий

7

Итоговое повторение. Итоговый контроль.

1

Итоговая проверочная работа

Итого:


34 часа




Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная география» на 2020-2021 учебный год:

  • Начало учебного года - 01.09.2020 года

  • Окончание учебного года - 31.05.2021 года

  • Продолжительность учебного года - 34 недели

  • Промежуточная аттестация - 21 - 30.12.2020 года

- 17 – 28.05.2021 года

  • Количество часов, режим занятий:

1год обучения: в неделю – 1 час (1 раз в неделю), в год – 34 часа.

  • Продолжительность занятия: 40 минут

  • Занятия в детском объединении проводятся в соответствии с учебной нагрузкой педагога и расписанием занятий.



Содержание программы

п/п

Поурочное планирование.

Тема занятия

Практическая часть.

  1. Введение

1

Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира.


  1. Подготовка к школьному и районному этапу олимпиады

2

Диагностическое тестирование учащихся по предмету.

Тестовая работа. Работа с картами.

3

Решение олимпиадных задач открытого типа.

Решение олимпиадных задач

4

Чтение разного рода таблиц, схем.

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

5

Подготовка к участию в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников.

Решение олимпиадных задач

6

Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады школьников.

Разбор олимпиадных заданий

7

Работа над ошибками.


8

Подготовка к участию в районном этапе всероссийской олимпиады школьников.

Решение олимпиадных заданий

9

Решение олимпиадных заданий открытого типа.

Решение олимпиадных заданий

10

Решение олимпиадных заданий, требующих развернутого ответа.

Решение олимпиадных заданий

11

Анализ участия в районном туре всероссийской олимпиады школьников. Работа над ошибками.


  1. Земля во вселенной

12

Солнечная система.

Решение практических задач

13

Земля как планета. Форма, размеры и движение Земли.

Решение задач по теме

14

Внутреннее строение Земли

Решение олимпиадных заданий

15

Изображение Земли на глобусе.

Решение практических задач

16

Градусная сетка. Географические координаты

Определение географических координат. Решение олимпиадных заданий.

17

План и карта. Карты. Картографические проекции.

Решение задач по картам и планам. Выполнение олимпиадных заданий.

  1. Оболочки Земли

18

Литосфера. Строение земной коры. Литосферные плиты. Современный рельеф.

Работа по карте. Выполнение олимпиадных заданий.

19

Атмосфера. Времена года. Пояса освещенности.

Решение олимпиадных заданий.

20

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы. Повторение и углубление теоретических знаний

Решение задач (изменение температуры с высотой, разница в давлении)

21

Типы климатов мира.

Работа с климатограммами

22

Гидросфера. Мировой океан и его части.

Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий.

23

Биосфера. Природные зоны мира и географическая оболочка.

Решение олимпиадных заданий.

  1. Физико-географический обзор материков.

24

Обзор северных материков.

Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий.

25

Обзор южных материков.

Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий.

26

Великие географические открытия.

Решение практических задач.

  1. География России

27

Физико-географический обзор России. Общая характеристика природы.

Выполнение олимпиадных заданий.

28

ФГП регионов России.

Выполнение олимпиадных заданий.

29

Население России.

Работа с численными показателями, таблицами, диаграммами.

30

Хозяйство России. Общая характеристика. ТЭК. Металлургия. Машиностроение.

Выполнение олимпиадных заданий.

31

Химико-лесной комплекс. АПК. Инфраструктурный комплекс.

Выполнение олимпиадных заданий.

32

Хозяйство регионов РФ. Центральная Россия. Европейский Север. Европейский Юг.

Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий

33

Поволжье. Урал. Восточный макрорегион.

Чтение и анализ карт атласа. Выполнение олимпиадных заданий

34

Итоговое повторение. Итоговый контроль.



Материально-техническое обеспечение.

- Компьютер

- проектор

- экран

- карты, глобусы, наглядные пособия

- учебные, мультимедийные пособия

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci? 1995.-159 с.

2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.

3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.

4. Курашева Е.М. География.9-10 кл. Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.

5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.

6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с.

7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с.

8. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.

9. Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.

10. География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.

11. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.

12. Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.

13.  Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!