СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дополнительная общеобразовательная программа "Совершенствование исполнительских навыков" 1 год обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Данная программа разработана для учащихся  прошедших полный курс образования в музыкальной школе и планирующих дальнейшее профессиональное образование.

Просмотр содержимого документа
«"Дополнительная общеобразовательная программа "Совершенствование исполнительских навыков" 1 год обучения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОНКОВСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

171450 Тверская область, пгт. Сонково, ул. Калинина, д.1

телефон: 8 (48 246) 2-13-07.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Совершенствование исполнительских навыков»


один год обучения


«Фортепиано»


Предметная область

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

Срок реализации 1 год












Сонково2020-2021 г











«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУДО «СМШ»

20.08.2020г.

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «СМШ»

______________Н.Н. Пушонкова

Приказ от 20.08.2020г.




Разработчик – преподаватель первой категории по классу фортепиано

Галактионова М.А.






























Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  • Требования к промежуточной аттестации

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации ;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки нотной и методической литературы

  • Список нотной литературы;

  • Список методической литературы.








I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

. Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена в соответствии Дополнительной общеразвивающей программой в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство» (Фортепиано) (далее - программа «Музыкальное исполнительство») , на основе и с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (далее – Рекомендации), направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01- 39/06-ГИ. Обучение очное, проходит на русском языке.


При режиме чрезвычайной ситуации, либо при болезни обучающегося возможен переход на дистанционное обучение с использованием информационных средств связи.

Основная цель настоящей программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.

Задача педагога - создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Выявление одарённости у ребёнка в процессе обучения позволяет целенаправленно развивать его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

Содержание программы построено с учётом индивидуального развития обучающихся и ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. В программе реализуются две объективные и социально обусловленные тенденции:



  • первая тенденция отражает принцип доступности музыкального образования для каждого ребенка;

  • вторая тенденция направлена на выявление и воспитание одаренных детей.

Данная программа представляет собой модель организации учебно-воспитательного процесса в условиях дифференцированного обучения. В рамках этой педагогической модели проводится условное распределение обучающихся по группам с учётом их индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, степени одарённости. На базе специально созданных психолого-педагогических условий:

  • формируется устойчивый интерес к музыкальному искусству;

  • наиболее полно раскрывается потенциал личности ученика, его творческая инициатива и самостоятельность;

  • учебные занятия используются в качестве здоровье сберегающего, здоровье корректирующего фактора обучения;

  • в полной мере используется профессиональное направление музыкального обучения, воспитание у детей культурного сольного ансамблевого музицирования.

Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Срок реализации учебного предмета для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, составляет один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:













    1. ( дополнительный год обучения)

Музыкальное исполнительство («Фортепиано»).


Специальность и чтение с листа (обязательная часть)

Максимальная учебная нагрузка (всего)

289

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

(индивидуально)

в том числе:


-практические занятия

Не более 85 часов

-контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

В течение учебного года

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

204

в том числе:


- выполнение домашнего задания

По 6 часов в неделю

- посещение учреждений культуры

(филармония, театры, музеи и др.)

В течение учебного года (индивидуально и коллективно)

- участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность

В течение учебного года

Промежуточная аттестация: зачёты, контрольные уроки

первое полугодие

Промежуточная аттестация (экзаменационная)

-

Итоговая аттестация в форме зачёта (специальность)

второе полугодие


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Продолжительность урока – 45 минут

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Цели :

  1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; воспитание социально-активной личности посредством обучения игре на фортепиано;




2. Выявление одаренных детей в области фортепианного исполнительства в раннем детском возрасте, формирование у них комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в средних учебных заведениях соответствующего профиля.

3.Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциально-правовой отзывчивости.

Задачи:

1. Развитие у обучающихся устойчивого интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

2. Развитие музыкальных способностей и творческих возможностей каждого ребёнка, его познавательной и мыслительной деятельности, самостоятельности посредством игры на фортепиано;

3. Формирование знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

4. Формирование исполнительской культуры, умения самовыражения;

5. Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

6.Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине.

7. Формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, самостоятельно их воспринимать и оценивать;

8. Формирование у обучающихся умения самостоятельно контролировать свою учебную деятельность, планировать домашнюю работу, давать объективную оценку своему труду, определять наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха/неуспеха;

9. Формирование у обучающихся установки на толерантное взаимодействие с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;

10. Формирование у наиболее одарённых обучающихся мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Данная рабочая программа является модифицированной к условиям, МБУ ДО «СМШ» пгт. Сонково, ориентирована на контингент обучающихся и особенности образовательного процесса данной музыкальной школы.




При опоре на типовую программу в данную программу внесен ряд дополнений и изменений, с учетом практических разработок преподавателей.

Структура программы , отражает все аспекты работы преподавателя с учеником..

Программа содержит следующие разделы:

Программа содержит следующие разделы:

1.Пояснительная записка

2.Содержание учебного предмета

3.Требование к уровню подготовки обучающихся

4.Формы и методы контроля, система оценок

5.Методическое обеспечение учебного процесса

6.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7. Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
    приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
    мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
    впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету " Специальность и чтение с листа" оснащены пианино и имеют площади 13,4 кв. метров; 22,4 кв. метров

Концертный зал с пианино, библиотека и фонотека. Помещения имеют звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт)


II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"

(Примерный репертуарный список-Приложение 1)

(Требование ктехническому зачету-Приложение 2)


Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров,
    концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
    культурно-просветительской деятельности школы и др.

.

2. Годовые требования по классам

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

  • и на сцене;

  • показывать собственное творческое отношение к исполняемым произведениям;

  • развивать чувство артистизма, преодоление эстрадного волнения.

Требования к выпускной программе: полифония (обязательно ХТК Баха И.С., крупная форма (классическая или романтическая),этюд, любая пьеса.









Обучающийся должен:

  • показать наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры;

  • знать профессиональную терминологию;

  • знать различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений;

  • знать традиции исполнения фортепианных концертов;

  • применять исполнительские и технические приемы работы над произведениями;

  • выбрать вариант исполнения соответствующей трактовке музыкального произведения;

  • преодолеть волнение в концертном выступлении;

  • иметь высокий технический уровень владения фортепиано для передачи художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

  • уметь донести до слушателя концепцию музыкального произведения;

  • исполнять программы повышенной текстовой сложности и объема;

  • проявить собственное отношение к исполняемым произведениям;

  • использовать методы самостоятельной работы в домашней работе над произведениями;

  • расширять навык самостоятельности и самоконтроля в работе;

  • представить экзаменационную программу в максимально готовом виде.


В течение года обучающийся должен работать над гаммами и упражнениями , освоить 6-7 музыкальных произведений в разной степени готовности: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 этюда, 2-3 пьесы.


III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Реализация программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа» способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей. Результатом освоения программы является приобретение обучающимися сформированного комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих  реализовать многообразные возможности фортепиано в музыкальном исполнительстве.










В результате реализации данной программы обучающийся:

-освоит основы музыкальной грамоты, овладеет основами музыкально-эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских видов деятельности;

-будет уметь артистично исполнять на фортепиано музыкальные произведения и, пользуясь художественными сравнениями, описывать характерные черты музыкального произведения и их взаимодействие в музыкальном образе;

-сможет охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ярко донести до слушателя замысел композитора.

По окончании обучения обучающийся должен:

-иметь интерес к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

-знать профессиональную терминологию;

-знать художественно-исполнительские возможностей фортепиано;

-знать в соответствии с программными требованиями фортепианный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

-уметь читать с листа и транспонировать музыкальные произведения разных жанров и форм;

-обладать навыками подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах, грамотного разбора текста, слухового контроля;

-уметь анализировать произведения искусства;

-иметь сформированные представления о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

-самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданных технических приемов;

-владеть элементарными навыками репетиционно-концертной работы в подготовке к публичному выступлению;

-уметь исполнять музыкальные произведения на достаточно художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;








-уметь управлять процессом  исполнения музыкального произведения, проявлять сценическую волю и артистизм;

-создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения, проявлять творческую инициативу в интерпретации авторского текста;

-давать оценку своей самостоятельной работе и публичному выступлению.

Реализация программы позволит:

- усовершенствовать существующую в музыкальной школе практику работы с одаренными детьми;

-сформировать методические принципы по выявлению и развитию одаренных детей;

-создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в работе с одаренными детьми;

-обеспечить систему комплексной поддержки развития одаренных детей.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Основными формами контроля успеваемости являются:

-текущий контроль успеваемости обучающегося;

-промежуточная аттестация;

-итоговая аттестация.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль успеваемости обучающихсяпроводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет и направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

-отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;

-качество выполнения домашних заданий;

-инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;

-темпы продвижения.





На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов, которые могут проходить в виде академических концертов, конкурсов, исполнения концертных программ, технических зачётов, зачётов по чтению с листа и др. Контрольный. Контрольный урок оценивается отметкой по пятибалльной системе. Контрольные уроки и зачеты проводятся в счет времени, предусмотренного на учебный предмет.


Итоговая аттестация проводится в форме зачёта и определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной концертной программы.

При чрезвычайной ситуации возможен переход на дистанционную аттестацию.

2.Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:



Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:

Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.



3.Требования к промежуточной аттестации


п/п

Форма проведения

Что исполняется

Класс, группа

Срок

1.

Первое прослушивание выпускников

Все произве-

дения целиком или их часть




Декабрь

2.

Второе прослушивание выпускников

Все произве-

дения целиком


Март

3.

Третье прослушивание выпускников

Все произве-

дения целиком



Апрель

4.

Итоговая аттестация


1.Полифония 2. 2.Крупная форма

3.Пьеса

4.Этюд



Май


V. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации

Форма индивидуальных занятий создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка. Объективная оценка его индивидуальных возможностей (общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальных способностей) обусловливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и методы работы. Одна из задач педагога — «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать. Именно эту группу учеников не следует задерживать в развитии, смелее двигать их в техническом отношении, постоянно усложнять произведения, корректировать репертуарный план.





Преподаватель – основной воспитатель, именно он формирует и развивает эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, приобщает его к миру музыки и обучает искусству исполнения на инструменте. Игра на инструменте – это главное в процессе обучения, теоретический материал идет параллельно и очень тесно переплетается с практикой. Творческие задания (подбор по слуху, сочинение различных мелодий, чтение нот с листа, транспонирование) раскрывают художественные способности обучающихся. Концерты пропагандируют игру на фортепиано и помогают обучающимся учиться держаться на сцене. Творческое использование педагогом различных форм общения (классные часы, родительские собрания с концертом, конкурсы, совместное посещение различных культурных мероприятий и т.д.) усиливает воспитательный аспект процесса обучения, благотворно сказывается на атмосфере взаимодействия педагога и ученика, а так же способствует более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям на инструменте.

Рекомендуемое планирование содержания продуктивной урочной деятельности:

-развитие техники чтения нот с листа и транспонирования;

-работа над техническим развитием учащегося на материале разнообразных упражнений, гамм и этюдов;

-творческие формы работы (подбор по слуху, элементы импровизации);

-повторение пройденных произведений;

-работа над полифонией, крупной формой и пьесами.

Репертуар как основа развития юного музыканта

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

В программе обязательно должны присутствовать следующие виды произведений: крупная форма, полифония, этюды, пьесы, что дает возможность развивать и обучать ученика всесторонне, расширять его эрудицию, способствовать целостному восприятию музыки. Работа над академическим репертуаром позволяет заложить основы художественной, технической и интеллектуальной культуры ученика независимо от конечной цели его обучения.

При подборе репертуара педагогу необходимо проявлять гибкость и мастерство. При неоправданном завышении уровня трудности программы тормозится развитие даже способных обучающихся, так как приводит к эмоциональной и умственной перегрузке ученика.







Высокий художественный уровень качества музыкального материала способствует воспитанию у ребенка хорошего вкуса. Данный принцип обеспечивает возможность каждому обучающемуся проявить его творческие способности на интересном музыкальном материале, способствует его успешной реализации в любой форме практической деятельности: на зачетах, академических и классных концертах, вселяет уверенность в своих силах.

Перечисленные принципы выстраивания репертуарной политики в сочетании с индивидуальным подходом к выбору произведений являются одним из серьезных показателей педагогического мастерства, определяющим в конечном итоге успешное освоение образовательной программы каждым ребенком.

Формирование и выбор репертуара для одаренного ученика представляет собой серьезную методическую и художественную работу преподавателя-пианиста, так как заставляет тщательно продумывать последовательность и поступенность прохождения тех или иных произведений. Вполне допустимо включать в учебный план произведения повышенной сложности, как бы позволяющие заглянуть в «завтрашний день» - такие задания важны для перспективных учеников.

В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Таким образом, педагогу не нужно «подгонять» всю программу к одному уровню. Задачи при подборе репертуара должны быть направлены на следующие моменты :

-формирование эстетического вкуса на лучших образцах классических и современных произведений;

-развитие пианистических навыков исполнительства;

-расширение музыкального кругозора обучающегося;

-воспитание интереса к занятиям музыкой;

-индивидуальную направленность обучения;

-перспективность и динамичность развития;

-комплексный подход обучения.

Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.











Индивидуальный план учащегося

Задача педагога по специальности состоит в умении учесть индивидуальные интересы и склонности обучающегося, чему способствует дифференциация обучения. При подобном подходе преподаватель находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные и творческие способности каждого ученика. Независимо от степени одаренности каждого ребёнка можно привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения.

Одной из основных форм планирования занятий в классе фортепиано является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. Это очень ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.

При составлении индивидуального плана ставятся перспективные и текущие задачи и учитываются:

-особенности общего и музыкального развития;

-психологические и возрастные особенности;

-музыкальные способности и динамика их развития;

-технические данные и динамика их развития;

-вкусовые пристрастия ученика и необходимость их корректировки;

-гармоничное сочетание произведений, выявляющих достоинства учеников, и направленных на преодоление тех или иных недостатков (звуковых, технических, ритмических и т.д.);

-конкретные исполнительские возможности на данный период времени.

Умело составленный индивидуальный план - важнейший фактор воспитания юного музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие выбранных произведений целям и задачам обучения, интерес ученика к исполняемым произведениям, индивидуальная направленность репертуара - все это положительно сказывается на результатах целостного развития личности обучающегося.










Организация учебного процесса


Выпускной классэтап совершенствования музыкального исполнительства. На этом этапе необходимо использовать навыки и умения, полученные ранее, формировать художественные и эстетические вкусы и потребности на лучших образцах классической и современной музыки, освоить навыки педализации, развить навыки самостоятельного творчества и музицирования, совершенствовать навыки концертного выступления. Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями. Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ученика в работе над исполнительскими задачами. Музыкально-художественное развитие пианиста происходит в условиях его профессионального самоопределения.

Работа с одарёнными детьми

Одной из главных задач в работе с перспективными детьми – воспитание самой высокой требовательности к собственной игре. Нужно пробуждать у ученика потребность проникать в суть произведения и получать удовлетворение при раскрытии его содержания. Нужно убедить ребенка в том, что техническое решение зависит напрямую от музыкальных представлений и наоборот, реализация музыкальных представлений невозможна без свободного владения техническими средствами. Понимание этого важного момента повышает самостоятельность ребенка в вопросах интонации, формы, стиля, гармонизации, слухового анализа.

Одним из главных условий в работе с одаренными детьми является достижение взаимного доверия. Если это удалось, то преподаватель может не опасаться, что натолкнется, на какое бы то ни было психологическое сопротивление со стороны обучающегося даже при предъявлении к нему повышенных или самых высоких требований. Важно на уроке создать такую атмосферу, которая бы обеспечивала ребенку психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях. Только тогда повысится его ответственность, работоспособность, профессиональные достижения.










Требования к уровню технической подготовки обучающихся

В целях стимулирования технического продвижения обучающихся должны проводиться технические зачеты ,конкурсы, на которых ученики исполняют этюд и гаммы. Организовать изучение гамм, аккордов, арпеджио рациональнее по группам согласно аппликатурному принципу. Работая над гаммами, педагог должен сосредоточиться на выработке у ученика ощущения опоры в клавиатуру в сочетании с активностью, цепкостью кончиков пальцев; гибкостью запястья; ощущений в крупных частях рук - участие мышц локтя, плеча, спины; интонационной объединенностью и красотой звучания. Таким образом, задачи при изучении гамм сводятся к следующему:

-ладотональная ориентировка;

-воспитание аппликатурной дисциплины;

-освоение мажоро-минорной системы;

-выработка опоры в клавиатуру и автоматизации движений;

-достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости;

-выразительности звучания.

При игре арпеджио направить внимание на воспитание боковых движений с помощью локтя и запястья, формирование приема «раскрытия руки», «раскрытия ладони». При изучении этюдов следует подходить индивидуально в зависимости от возможностей ученика, его способностей и задач (стратегических и тактических), обращая внимание на тщательную работу над партией каждой руки, координации и синхронности движений, воспитывая пианистическую пластику и «дышащие руки».

Требования к уровню развития навыков чтения с листа

Полноценная учебно-воспитательная работа в классе фортепиано предполагает включение в работу с учениками различных форм музицирования: аккомпанемента, фортепианных ансамблей, навыков чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху.

Одной из важных форм обучения игре на фортепиано является овладение навыками чтения нот с листа. Обучение методике «графического» восприятия нотной записи открывает огромные возможности в освоении техники чтения нот. Свободное владение этим навыком позволяет высвободить время для работы над исполнительским мастерством, для совершенствования технических возможностей обучающихся. Работа по развитию навыков чтения нот с листа должна вестись систематически с первого года обучения.







Ускоренному восприятию нотной графики, быстрому «схватыванию» горизонтали, затем вертикали способствуют следующие приемы:

-построение ритмических формул (методики К.Орфа, Г.Богино, Т.Смирновой и др.);

-быстрое чтение мелодической линии, мелодического рельефа;

-быстрое чтение вертикали (упражнения Е. Тимакина и др.);

-обучение игре не глядя на клавиши («слепой метод»);

-воспитание аппликатурных навыков (освоение позиционных формул, аппликатуры гамм, аккордов, арпеджио).

Воспитательная работа.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ученика. Необходимым элементом развития является воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать.

Форма индивидуальных занятий создает преподавателю и ученику чрезвычайно благоприятные условия для работы, но при этом не являются единственно возможной для реализации учебных и воспитательных задач. В практике преподавателей специального фортепиано, наряду с обучением игре на инструменте, присутствуют различные формы эстетического воспитания – от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений учреждений культуры, выступлений на различных школьных мероприятиях.

Творческое использование преподавателем различных форм общения может не только усилить воспитательный аспект процесса обучения в стенах школы, благотворно сказаться на атмосфере взаимодействия учителя и ученика, но и способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям.

Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним единое целое. Особая форма воспитательной работы – просветительская - организация и проведение концертов для обучающихся общеобразовательных школ, детских садов, родителей, жителей посёлка.

Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения. Поэтому план и организация самого концерта включаются в общую систему воспитательного процесса.








Обязательно учитываются интересы и психологические особенности детей, поощряется самостоятельность и инициатива. После концерта нужно дать детям возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе.

Педагогические инновации

В контексте совершенствования музыкального образования особое значение в последнее время принадлежит разработке новых методик и технологий образовательного процесса, то есть тому, что называют педагогическими инновациями. Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности. В этом смысле особое значение приобретает создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения самим педагогом или использование в своей работе того опыта, что предлагают ведущие педагоги страны.

Педагогические инновации, представленные в учебных пособиях для обучения игре на фортепиано, созданных на рубеже XX-XXI веков, имеют важное практическое значение. Использование этих инноваций в музыкально-воспитательной работе с детьми будет способствовать не только музыкальному развитию начинающих пианистов, но и художественно обогащать их в целом. Эффективность обучения игре на фортепиано может быть достигнута путем внедрения в музыкально-образовательную практику педагогических инноваций, нацеливающих образовательный процесс на активизацию творческого потенциала ребенка и развитие его личностных качеств в процессе общения с музыкой.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

При планировании самостоятельной работы обучающихся по предмету «Специальность и чтение с листа» учитываются все виды внеаудиторной работы. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемым на ее выполнение, которое определяется учебным планом предмета, реализуемым в образовательном учреждении.












Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры: филармоний, театров, концертных залов, музеев и др., а также участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету.

Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Преподавателю необходимо помочь ученику рационально распределить и использовать время для самостоятельной работы. Воспитание и развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы необходимо начинать с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом преподаватель прививает ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемому материалу с тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм, этюдов, чтение с листа, анализ произведения и транспонирование, подбор по слуху, выучивание наизусть нотного текста, работа над звуком (следуя рекомендациям преподавателя), доведение произведения до концертного исполнения, повторение ранее пройденных произведений.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке преподаватель фиксирует в дневнике.

Важной составляющей внеаудиторной деятельности обучающихся является работа с различными справочными материалами (словари, справочники, энциклопедии, Интернет-ресурсами и т.д.) с целью получения дополнительных теоретических и исторических сведений.

Продуктивная внеаудиторная деятельность обучающихся позволяет преподавателю более эффективно использовать время аудиторных занятий.










VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Список нотной литературы

1.Бах И.С. Инвенции и симфонии. – М. : Советский компоитор, 1985.

2.Бах И.С. - Кабалевский Д. Маленькие органные прелюдии и фуги. – М. : Музыка, 1986.

3.Бах И.С. Партиты. – М. : Музыка, 1973.

4Бах И.С. Французские сюиты. – М. : Музыка, 1980.

5.Бах И.С. Хорошо темперированный клавир : т. 1, 2. – М. : Музыка, 1980.

6.Бах И.С. Концерт фа минор для ф-но с оркестром. – М. : Музыка, 2009.

7.Бах И. С. Концерт соль минор для ф-но с оркестром. – М. : Музыка, 2005.

9.Беренс Г. Этюды для ф-но. – М. : Музыка, 2005.

10.Бертини А. Избранные этюды. – М. : Музыка,1992.

11.Беркович И. 24 прелюдии : соч. 46. – М. : Советский композитор, 1973.

12.Бетховен Л. Контрдансы для ф-но. – М. : Музыка, 1992.

13.Бетховен Л. Легкие сонаты. – М. : Музыка, 1988.

14.Бетховен Л. Сонаты для фортепиано : т.1. – К. : Музiчна Украина, 1969.

15. Бетховен Л. Сонаты для фортепиано : т.2. – К. : Музiчна Украина, 1969.

16.Брамс Й. Избранные пьесы / ред. В.Белова. – М. : Музыка, 1973.

17.Бургмюллер Ф. 25 этюдов : соч.100. – М. : Музыка, 1999.

18.Бургмюллер Ф. Этюды для средних и старших классов : соч. 105. – Рн/Д. : Феникс, 1999.

19.Гайдн Й. Избранные сонаты. – М. : Музыка, 1961.

20.Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с оркестром. – М. : Музыка, 2000.

21.Гедике А. Альбом пьес для ф-но. – М. : Музыка, 1986.

22.Геллер С. Избранные этюды. – М. : Музыка, 1999.

23.Гендель Г. Избранные произведения для ф-но. – М..: Музыка, 2003.

24.Глинка М. Пьесы. – М. : Советский композитор, 1973.

25.Глиэр Р. Пьесы для ф-но. – М. : Музыка, 2010.

26.Григ Э. Лирические пьесы. – М. : Музыка, 1985.

27.Григ Э. Поэтические картинки : Соч. 3. – М .: Музыка, 1993.

28.Дебюсси К. Детский уголок. - М. : Музыка, 1994.

29.Дебюсси К. Прелюдии. – Будапешт, 2001.

30.Джаз для детей : средние и старшие классы ДМШ, вып.6 : учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Рн/Д. : Феникс, 2003.

31.Джоплин С. Регтаймы. - М. : Музыка, 2000.

32.Дювернуа. 25 прогрессивных этюда. – М. : Музыка, 1999.

33.Забытые мелодии : альбом фортепианных пьес композиторов 16 века, 2ч. – М. : Музыка, 1996.





34.Золотая лира : альбом классической и современной популярной музыки, Том 1. – .М . : Музыка, 1996.

35.Золотая лира : альбом классической и современной популярной музыки, Том 2 – М . : Музыка, 1996.

36.Избранные этюды для ф-но : Выпуск 2 , для уч-ся старших классов. – Рн/Д, Феникс, 2008.

37.Избранные октавные этюды. – М. , Музыка, 1998.

38.Кабалевский Д. Фортепианная музыка. – М. : Музыка, 1983.

39.Кабалевский Д. Фортепианная музыка для детей и юношества. – Л. : Советский композитор, 1996.

40.Кабалевский Д. 24 прелюдии для ф- но. – М. : Музыка, 2004.

41.Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано. - М. : Классика-21, 2006.

42.Кобылянский А. Октавные этюды. - Л. : Советский композитор, 1977.

43.Крамер И. Этюды : Тетрадь 1-4. – М., : Москва, 1989.

45.Криштоп.Л. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа . - СПб. : Композитор, 1994.

46.Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. – М. : Москва, 1962.

47.Лешгорн К. Этюды для ф-но : Соч. 65, 66. – М. : Музыка, 2005.

48.Лядов А. Избранные сочинения. – М. : Музыка, 1999.

49.Мендельсон Ф. Песни без слов. – М. : Музыка, 2011..

50.Милич Б. Фортепиано : 7кл. – М. : Кифара, 2001-2005.

51.Моцарт В. Сонаты. - М. : Музыка, 1970.

52.Моцарт Л. Сборник фортепианных пьес. – М. : Музыка,1993.

53.Моцарт В. Шесть сонатин. – М. : Музыка, 2011.

54.Музыкальная мозайка для фортепиано : 1-7кл. ДМШ. – Рн/Д. : Феникс, 1998.

55.Музыка из фильмов. - М. 6 Музыка, 2000.

56.На рояле вокруг света : фортепианная музыка 20 века, 6кл. / Сост. С.А.Чернышков. - М. : Классика 21, 2003.

57.На рояле вокруг света : фортепианная музыка 20 века, 7кл. / Сост. С.А.Чернышков. - М. : Классика – 21, 2003.

58.Ностальжи : популярные зарубежные мелодии. – СПб. : Композитор, 1999.

59.От гавота до фокстрота : Иллюстрированная антология танцевальной музыки для фортепиано, Вып.1, 2, 3, 4 / Сост. Т.Я.Комаровская , В.В.Шарай - М. : Классика – 21, 2004.

60.Прокофьев С. Альбом фортепианных пьес. – М .: Советский композитор, 1964.





61.Прокофьев С. Избранные пьесы. – М. : Советский композитор, 1987.

62.Прокофьев С. Мимолётности : Соч.22. – М. : Музыка, Музыка, 1986.

63.Прокофьев С. Ромео и Джульетта : 10 пьес для ф-но .– М. : Музыка, 2004.

64.Произведения крупной формы старшие классы ДМШ. - М. : Советский композитор, 1965 .

65.Полифонические произведения хрестоматия для ф-но. - М. : Музыка, 1997.

66.Полифония для учащихся 6-7 кл . - Рн /Д. : Феникс, 2009.

67..Пьесы старшие классы : Вып. 12. - М. : Музыка, 1984.

68..Рахманинов С. Пьесы : Соч.3,10 .– М. : Музыка, 1982.

69.Рахманинов С. Десять прелюдий : Соч.23. – М. : Музыка, 2009.

70.Рахманинов С. Избранные фортепианные произведения. – Л. : Музыка, 1977.

71.Рубинштейн А. Нетрудные пьесы. – М. : Музыка, 1982.

72.Свиридов Г. Альбом пьес для детей. – М. : Советский композитор, 1973.

73.Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но : Соч. 11. – М. : Музыка, 2011.

74.Фортепианные пьесы : Гендель Г., Франк С. – СПб. : Композитор, 2000.

75.Фрид И. Инвенции. - М. : Музыка, 1964.

76.Фортепиано 7 кл., 1ч. – К. : Муз.Украина, 1977.

77.Фортепианные пьесы старшие классы. – СПб. : Композитор, 2003г.

, 1984.

78.Хрестоматия для ф-но : пьесы 7 кл. – М. : Музыка, 1991.

79.Хрестоматия для ф-но : этюды, вып. 1 - М. : 1989.

80.Хрестоматия пед. репертуара для ф-но 7 класс : крупная форма. – М. : Музыка, 1985 .

81.Хрестоматия для ф-но : произведения крупной формы. – М. : Музыка, 1997 .

82.Хрестоматия для ф-но : крупная форма, 6 кл. – М. : Музыка, 1987 .

83.Хрестоматия пед. репертуара : полифонические пьесы 6 кл. ДМШ. – М. : Музыка, 2004.

84.Хрестоматия пед. репертуара : пьесы 6 кл. ДМШ, Вып. 2. – М. : Музыка, 2004.

85.Чайковский П. Детский альбом. - М. : Музыка, 1963.

86.Чайковский П. Времена года. - М. : Музыка, 1958.

87.Черни К. Избранные этюды / под.ред. Г.Гермера. - М. : Музыка, 1980.

88.Черни К. Школа беглости : оп. 299. – К. : Муз. Украина, 1984.

89.Черни К. Этюды : оп. 740. – К. : Муз. Украина, 1984.

90.Шитте Ф. 25 этюдов : Соч. 68 .– М. : Музыка, 2003.





91.Шопен Ф. Вальсы. – СПб. : Композитор, 2000.

92.Шопен Ф. Пьесы / ред. Я.Мильштейна. – М. : Музыка, 1971.

93.Шопен Ф. Ноктюрны для ф-но / Ред. Л.Оборина, Я. Мильштейна. – М. : Музыка, 2011.

94.Шопен Ф. Экспромты. – М. : Музыка, 2011.

95.Шостакович Д. Нетрудные пьесы. - М. : Музыка, 1988.

96.Шостакович Д. Избранные пьесы для ф-но. - М. : Советский композитор, 1987.

97.Шостакович Д. 24 прелюдии и фуги. – М. : Музыка, 1972.

98.Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов: Соч. 94 – М. : Музыка, 2007.

99.Шуман.Р. Листки из альбома для ф-но : Соч. 124. - М. : Музыка, 1973.

100.Шуман Р. Альбом для юношества. - М. : Музыка, 1970.

101.Шуман Р. Пьесы для ф-но. - М. : Музыка, 1986.

102.Щедрин Р. Тетрадь для юношества : пьесы для ф-но. – М. : Музыка, 1988.

103.Этюды 6 класс ДМШ. – К. : Муз. Украина, 1986 .

104.Этюды 7 класс ДМШ – М. : Музыка, 1989.

105.Этюды 7 класс ДМШ. - М. : Музыка, 1979.


2. Список методической литературы

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано : 3-е изд. – М. : Москва, 1978.

2.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой : из опыта работы педагога -пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Музыка, 1985.

3.Айзенштадт С.А. Детский альбом П.И. Чайковского. – М. : Классика-21, 2003.

4.Баренбойм Л.А.Фортепианная педагогика. – М. : Классика- 21, 2007.

5.Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе – М. : Классика-21, 2003.

6.Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М. : Классика – 21, 2005.

7.Вопросы фортепианного исполнительства : вып. 1-4 / Сост. и ред. М.Соколов. - М. : Музыка, 1965, 1968, 1973, 1976.

8.Вопросы фортепианной педагогики : Вып.1-4 / под ред. В Натансона. - М. : Музыка, 1963, 1967, 1971, 1976.

9.Вопросы музыкальной педагогики: вып. 1-6 - М.: Музыка, 1979-1981, 1983-1985.

10.Вопросы психологии способностей / ред. В.Крутицкий. - М. : Педагогика, 1973.





11.Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Сост. и ред. С.Хентова. - М. : Музыка, 1966.

12.Голубовская Н.И. Искусство педализации : о музыкальном исполнительстве. - Л. : Музыка, 1985.

13.Гофман Й. Фортепианная игра : ответы на вопросы о фортепианной игре. – М. : Классика – 21, 2002.

14.Грохотов С. Шуман и окрестности : романтические прогулки по «Альбому для юношества». – М. : Классика – 21, 2006.

15.Как исполнять Баха. – М .: Классики-21, 2007.

16.Как исполнять Бетховена. – М. : Классика-21, 2003.

17.Как исполнять Гайдна. – М. : Классика-21, 2007.

18.Как исполнять Моцарта. – М. : Классика – 21, 2003.

19.Как исполнять Шопена. – М. : Классика-21, 2005.

20.Как научить играть на рояле : первые шаги. – М. : Классика-21, 2005.

21.Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе : 2-е изд., испр. - Л. : Музыка, 1988.

22.Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. Вып.1 : Вопросы фортепианной педагогики / Ред.-сост. В.Натансон. - М. : Музыка, 1979.

23.Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М. : Классика-21, 2003.

24.Либерман Е.А. Работа над фортепианной техникой. – М. : Классика-21, 2003.

25.Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. – Л. : Музыка, 1964.

26.Малинковская А.В. Фортепиано - исполнительское интонирование. - М. : Музыка, 1990.

27.Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. - М. : Музыка, 1966.

28.Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. – М. Музыка, 2002.

29.Милич Б. Воспитание ученика пианиста в 1-2 классах ДМШ. - К. : Музiчна Украина, 1977.

30.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ - К.: Музiчна Украина ,1979.

31.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ. - К. : Музiчна Украина, 1982.

32.Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения. - М. : Классика-21, 2002.

33.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М. : Музыка, 1961.

34.Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. – М. : Классика-21, 2004.





35.Ребёнок за роялем : Пианисты-педагоги социалистических стран о фортепианной методике – М. : Музыка, 1981.

36.Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М. : Классика-21, 2004.

37.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М. : Советский композитор, 1989.

38.Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М. : Советский композитор, 1987.

39.Тургенева Э.Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано / Центральный методический кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. – М. : Музыка, 1970.

40.Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М. : Музыка, 1975.

41.Фейнберг С. Пианизм как искусство. – М. : Музыка, 1965.

42.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М. : Музыка, 1984.

43.Четкарёв В. Уроки творчества. - М. : Знание, 1982.

44.Шмитд-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – М. : Классика-21, 2003.

45.Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М: Классика-21, 2000























Приложение 1

Примерный репертуарный список



Этюды

Крамер И. Соч. 50 Большая практическая фортепианная школа (по выбору)

Соч. 100 Школа беглости

Лёв Н. Соч. 281 Этюды №1-4

Мошелес М. Соч. 70 Этюды

Мошковский М. Соч. 72 Этюды

Соч. 91 Этюды

Соч. 48 Этюды

Рахманинов С. Соч. 33  Этюды-картины

Соч. 39  Этюды-картины

Скрябин А. Соч. 2 №1 Этюд

Соч. 49 №1 Этюд

Черни К. Соч. 139 Этюды без октав

Соч. 261 Этюды

Соч. 718 Этюды

Соч. 849 30 новых технических этюдов

С оч. 533 Шесть октавных этюдов

Соч. 299 Школа беглости

Соч. 740 Школа беглости

Шопен Ф. Соч.10 Этюды

Соч. 25 Этюды

Пьесы

Альбенис И. Соч. 71 №6 Шум моря

Брамс Й. Соч. 118 №5 Романс

Григ Э. Соч. 29 Импровизация

Соч. 41: Люблю тебя, Принцесса, Колыбельная

Соч. 43: Эротика, Весной

Соч. 52 Любовь

Соч. 54 Шествие гномов

Соч. 52: Горе матери, Первая встреча

Соч. 62 На Родину

Соч. 65 Из юных дней

Лист Ф. Забытый вальс №1

Метнер Н. Соч. 23 №4 Лирический фрагмент

Соч. 26 Сказки (по выбору)






Прокофьев С. Соч. 3 №2 Шутка

Соч. 12: №3 Ригодон, №6 Легенда, №7 Прелюдия

Соч. 17 Сарказмы ( по выбору)

Соч. 22 Мимолётности (по выбору)

Соч. 25 Гавот

Соч. 31 Сказки старой бабушки (по выбору)

Соч. 32: Менуэт №2, Гавот №3

Соч. 33 Марш

Соч. 75 Сюита из балета «Ромео и Джульетта» (по выбору)

Соч. 97 10 пьес из цикла «Золушка» (по выбору)

Рахманинов С. Соч. 3 Пьесы-фантазии

Соч. 10 Салонные пьесы

Соч.16  Музыкальные моменты

Соч. 23 Прелюдии

Соч. 32  Прелюдии

Скрябин А. Соч. 11 №10 Прелюдия

Соч. 15 №4 Прелюдия

Соч. 16 №4 Прелюдия

Соч. 25 №3 Мазурка

Соч. 45 №1 Листок из альбома

Соч. 52 №2 Загадка

Чайковский П. Соч. 16 Колыбельная

Соч. 19 Ноктюрн

Соч. 37а Времена года (по выбору)

Соч. 54: Весна, Мой садик

Соч. 72: Нежные упрёки, Раздумье, Размышление

Шопен Ф. Соч. 34 Большой блестящий вальс ля минор

Соч. 64 №2 Вальс до диез минор

Соч. 28 Прелюдии: №№ 21, 22, 23

Соч. 29 Экспромт ля бемоль мажор

Соч. 33 Мазурка №1 соль диез минор

Ноктюрны (по выбору)

Полонезы (по выбору)

Шуберт Ф.Соч. 90 Экспромты

Соч. 142 Экспромты

Соч. 94 Музыкальные моменты

Пять фортепианных пьес

Три фортепианные пьесы






Шуман Р. Соч. 82 Девять фортепианных пьес (по выбору)

Соч. 15 Детские сцены: №11 Пуганье, №12 Засыпающий ребёнок

Соч. 21 №1 Новеллетта

Соч. 28 №2 Романс

Соч.26 Венский карнавал: ч.2 Романс, ч.3 Скерцино, ч.4 Интермеццо

Соч. 4 Интермеццо (по выбору)

Соч. 99 Пёстрые страницы: №9 Новеллетта, №13 Скерцо

Соч. 124 Листки из альбома: №14 Видение, №18 Послание, №19 Фантастическая пьеса

Полифонические произведения

Бах И.С. Английские сюиты

Французские сюиты

Партиты

Токкаты

ХТК Прелюдии и фуги I том

ХТК Прелюдии и фуги II том

Бах И.С.- Сен-Санс К. Гавот до минор

Лядов А. Соч. 41 № 1 Фуга фа-диез минор

Мартини В. Прелюдия и фуга ми минор

Шостакович Д. Соч. 87 24 Прелюдии и фуги

Щедрин Р. 24 Прелюдии и фуги

Произведения крупной формы

Бетховен Л. Соч. 27 Соната №2 ч.I

Соч. 31 Соната №17 ч. III

Соч. 51 Рондо №1 в До мажоре

Гайдн Й. Соната № 3 Ми бемоль мажор, ч.I;

Соната № 6 до диез минор, чч. I- II;

Соната № 21 Фа мажор, ч.I

Глинка М. Вариации на тему «Среди долины ровныя»

Вариации на тему Моцарта

Клементи М. Соч. 1а Соната №3, ч.I

Соч. 7 Соната №2, xч. II-III

Соч. 9 Соната №2

Лядов А. Вариации на тему М.Глинки

Моцарт В. Соната №4 Ми бемоль мажор (KV 282) чч. I – III

Соната №5 Соль мажор (KV 283) ч. I

Соната №11 Ля мажор (KV 331) ч. I

Соната №17 Фа мажор (KV 547a) ч. I

Прокофьев С. Соч. 59: №3 Пасторальная сонатина



Приложение 2



Программные требования по гаммам.


Учащиеся должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения.Все мажорные и минорные гаммы в прямом и противоположном движении; в терцию и дециму во всех гаммах в прямом движении; в сексту от белых клавиш.

  • Хроматические гаммы в прямом и противоположном движении.

  • Тонические трезвучия аккордами и всеми видами арпеджио во всех тональностях.

  • Доминантовый и уменьшенный септаккорды короткими и длинными арпеджио двумя руками.

  • Гаммы в сексту во всех тональностях; хроматические гаммы в терцию, дециму, сексту; 11 длинных арпеджио от всех белых.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!