СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа: "Физика в задачах и экспериментах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа: "Физика в задачах и экспериментах"»



Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Физика в задачах и экспериментах» (далее - Программа) реализуется в соответствии с естественно-научной направленностью дополнительного образования. Ориентирована на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации. Программа составлена с учетом:  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;  Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008)  СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41  Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;  Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»;  Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Актуальность программы обусловлена тем, что воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности учащихся. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что с помощью включения учащихся в различные виды творческой деятельности обеспечивается приобщение обучающихся к научно-технической, экспериментально-исследовательской деятельности. При этом развивается творческое мышление учащихся. Адресат программы: ребенок 13-14 лет, желающий заниматься физикой, проявляющий интерес к естественно – научным предметам. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлённые активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор. Объём программы: 34 ч. Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год. Формы организации образовательного процесса: обучающиеся сформированы в группу до 12 чел.
Реализация программы «Физика в задачах и экспериментах» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей.
Форма обучения: очная Виды занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, проведение эксперементов, защита проектов. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (80 минут). 1.2. Цель и задачи Цель программы: формирование научного мировоззрения и опыта научно-исследовательской деятельности в области физики. Задачи: Личностные
  • Сформировать ответственное отношение к выполняемой работе.
  • Развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения.
  • Развить творческий подход к исследовательской деятельности.
  • Сформировать активную, общественную жизненную позицию.
Метапредметные
  • Сформировать активную исследовательскую позицию.
Развить:
  • Любознательность и увлеченность.
  • Навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в работу.
  • Способности к самостоятельному анализу, навыков устной и письменной речи, памяти.
  • Наблюдательность и умения поддерживать произвольное внимание.
  • Заинтересованность в результатах проводимого исследования
Образовательные (предметные)
  • Сформировать у обучающихся понимания всеобщей связи явлений природы.
  • Познакомить с основными методами и принципами ведения исследований и экспериментов. Совершенствовать умения решать физические задачи.
Научить:
  • Формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу.
  • Находить и анализировать информацию о том, что известно об исследуемом явлении.
  • Проводить опыты и эксперименты.
  • Соблюдать правила личной и общественной техники безопасности; безопасности при проведении практических работ (экспериментов, опытов)
  • Анализировать результаты экспериментов, формулировать выводы.
  • Использовать лабораторное оборудование и инструменты, необходимые для проведения исследования


  • Формировать навыки построения физических моделей и определения границ их применимости.

  • Совершенствовать умения применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий.



1.3 Содержание программы


Содержание изучаемого курса в 7 классе

Первоначальные сведения о строении вещества (7ч)

Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги. 2. Взаимодействие тел (12ч)

Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения. Решение нестандартных задач.

Давление. Давление жидкостей и газов (7ч)

Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение плотности твердого тела. Определение объема куска льда. Изучение условия плавания тел. Решение нестандартных задач.

Работа и мощность. Энергия (8ч)

Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии. Решение нестандартных задач.



Учебный план


Наименование раздела, темы

Кол-во часов

(всего)

Решение задач

Практи ческие

работы

Тема 1

Первоначальные сведения о строении вещества

7


7

Тема2. Взаимодействие тел

12

3

9

Тема 3. Давление. Давление жидкостей и газов


7

1

6

Тема 4. Работа и мощность. Энергия


8

2

6

ИТОГО

34

6

28

1.4 Планируемые результаты

Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом») и учебных программ по всем предметам, в том числе по физике. После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» обучающиеся:

    • систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;

    • выработают индивидуальный стиль решения физических задач.

    • совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности);

    • научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в основной школе;

    • разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете физики.

    • совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических конференциях различных уровней.

    • определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе.


Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются:

  1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;

  2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;

  3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.



Метопредметными результатами программы внеурочной деятельности являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

  3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  4. овладение экспериментальными методами решения задач.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  3. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;

  4. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации

2.1. Календарный учебный график программы

Дата начала занятий: 01.09.2023

Дата окончания занятий: 30.05.2023

Учебный год: 2023-2024 г.

Количество часов: 34ч.

Количество недель: 34

Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут

Время проведения: вторник 16.00 ч.

Место проведения: школа



заняти я

Тема занятия


Кол-во

часов

Практическ

ая работа

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1


Первоначальные сведения о строении вещества (7ч)

2

Экспериментальная работа № 1 «Определение цены

деления различных приборов».

1

1

3

Экспериментальная работа № 2 «Определение

геометрических размеров тел».

1

1

4

Практическая работа № 1

«Изготовление измерительного цилиндра».

1

1

5

Экспериментальная работа № 3 «Измерение

температуры тел».

1

1

6

Экспериментальная работа № 4 «Измерение размеров

малых тел».

1

1

7

Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины

листа бумаги».

1

1

Взаимодействие тел (12 ч)

8

Экспериментальная работа № 6 «Измерение скорости

движения тел».

1

1

9

Решение задач на тему «Скорость равномерного

движения».

1


10

Экспериментальная работа №7 «Измерение массы 1

капли воды».

1

1

11

Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности

куска сахара».

1

1

12

Экспериментальная работа № 9 «Измерение плотности

хозяйственного мыла».

1

1

13

Решение задач на тему «Плотность вещества».

1


14

Экспериментальная работа № 10 «Исследование

зависимости силы тяжести от массы тела».

1

1


Календарно –тематическое планирования

15

Экспериментальная работа № 11 «Определение массы и веса воздуха в комнате».

1

1

16

Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил,

направленных по одной прямой».

1

1

17

Экспериментальная работа № 13 «Измерение

1

1


жесткости пружины».



18

Экспериментальная работа № 14 «Измерение коэффициента силы трения скольжения».

1

1

19

Решение задач на тему «Сила трения».

1


Давление. Давление жидкостей и газов (7 ч)

20

Экспериментальная работа № 15 «Исследование

зависимости давления от площади поверхности»

1

1

21

Экспериментальная работа № 16 «Определение давления

цилиндрического тела». Как мы видим?

1

1

22

Экспериментальная работа № 17 «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола».

Почему мир разноцветный.

1

1

23

Экспериментальная работа № 18 «Определение массы тела, плавающего в воде».

1

1

24

Экспериментальная работа № 19 «Определение плотности твердого тела».

1

1

25

Решение качественных задач на тему «Плавание тел».

1


26

Экспериментальная работа № 20 «Изучение условий плавания тел».

1

1

Работа и мощность. Энергия (8 ч)

27

Экспериментальная работа № 21 «Вычисление работы,

совершенной школьником при подъеме с 1 на 3 этаж».

1

1

28

Экспериментальная работа № 22 «Вычисление мощности развиваемой школьником при подъеме с 1 на

3 этаж».

1

1

29

Экспериментальная работа № 23 «Определение

выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок».

1

1

30

Решение задач на тему «Работа. Мощность».

1


31

Экспериментальная работа № 24 «Вычисление КПД наклонной плоскости».

1

1

32

Экспериментальная работа № 25 «Измерение кинетической энергии тела».

1

1

33

Решение задач на тему «Кинетическая энергия».

1


34

Экспериментальная работа № 26 «Измерение изменения потенциальной энергии».

1

1

ИТОГО:

34

27


2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для обеспечения реализации программы предполагается использование базы учебного кабинета физики.

Характеристика помещения для занятий по программе:

· учебный кабинет с физическим оборудованием;

· лаборантская,

· мебель для обучающихся;

· демонстрационный стол, компьютерный стол, компьютерное кресло;

· технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска);

· цифровая лаборатория RELEON.

Информационное обеспечение

Программа предусматривает использование интернет - ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов)

Кадровое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:

Педагог, занятый в реализации программы, имеет высшее педагогическое образование по направлению «физика», прошедший медицинский осмотр, не имеющий ограничения к педагогической деятельности.

2.3. Формы аттестации

Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ. Критерием оценки в данном случае является степень овладения навыками работы, самостоятельность и законченность работы, тщательность эксперимента, научность предлагаемого решения проблемы, внешний вид и качество работы прибора или модели, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления.

Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями) внутри школы.

Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому из учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся.

2.4. Оценочные материалы



В качестве методов диагностики результатов обучения используются:

- опросы, тестирование,

- участие обучающихся в олимпиадах различного уровня,

- участие в научно – практических конференциях,

- практические задания по пройденным темам.

Также в течение года применяется метод наблюдения, то есть педагог отслеживает уровень прогресса у каждого обучающегося в отдельности.

.



2.5. Информационно – методическое обеспечение


  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).

  2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).

  3. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.:Дрофа, 2013.-398 с.

  4. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1/ С.В.Ананичева; под общ. Ред. Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной, авт. Вступ. Ст. В.В. Зарубина — Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 84 с.

  5. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.

  6. Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.

  7. Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2005.

  8. Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008.

  9. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227

  11. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

  12. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/

  13. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media 2000.ru//

  14. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//

  15. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).

  16. Алгоритмы решения задач по физике: festivai.1september.ru/articles/310656

  17. Формирование умений учащихся решать физические задачи: revolution. allbest. ru/physics/00008858_0. html


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!