СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Учусь создавать проект »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Учусь создавать проект » модифицированная, составлена на основе  программы  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» М.: Издат. .РОСТ 2013

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Учусь создавать проект »»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Веселовский центр творчества



Согласовано:

Директор МБОУ

Позднеевская СОШ

________Е.А. Порядная

02.09. 2022г.

Утверждаю: Директор МБУ ДО

Веселовский ЦТ ________Г.А.Лямкина Приказ № от 0 .09.2022г.



Принято решением Педагогического совета Протокол № от .08.2022г.


Рассмотрена на заседании

методического совета

Протокол № от .08.2022г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Учусь создавать проект »

Возраст учащихся: 8 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Балковая Алена Ростиславовна,

педагог дополнительного образования



п. Весёлый

2022 год






Содержание



Пояснительная записка………….……………………………….…..3 стр.

Учебно-тематический план 1 год обучения ………….………….8 стр.

Содержание программы 1 год обучения ……………....……….…10 стр.

Календарно-тематический план 1 год обучения ……………….…11 стр.

Методическое обеспечение программы…….………………….……13 стр.

Литература, рекомендуемая для педагогов………………………….13 стр.

Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей……..……13 стр.

Приложение……………..………………………….…………………14 стр.




























Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учусь создавать проект » разработана в соответствии следующих нормативных документов:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.);


- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;


- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;


- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);


- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;


- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);


- Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 года «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;


- Уставом МБУ ДО Веселовский ЦТ.



Направленность программы и направление деятельности. Объединение «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Вид программы и ее уровень. Программа «Учусь создавать проект » модифицированная, составлена на основе программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» М.: Издат. .РОСТ 2013

Уровень программы – общекультурный ознакомительный

Отличительные особенности программы. Данная программа реализует педагогические идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности ; системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Новизна программы курса «Учусь создавать проект » в том, что со- держание тесно интегрируется с содержанием образовательного предмета «Информатика». На начальной стадии обучающиеся используют компьютерные технологии на этапе совершенствования умений и навыков. Обучающиеся создают буклеты, презентации, кроссворды, ребусы, используя различные редакторы: Microsoft Office Publisher, Power Point, Word, Paint.

Педагогическая целесообразность. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательного русского языка» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. 


Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. 

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. 

Цель программы

  • формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

  • предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

Задачи занятий: развитие мотивации к процессу получения знаний;

  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.

  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу

Адресат программы. Представленная целостная программа разработана для детей 8-9 лет.

Объем программы. Программа рассчитана на 1год обучения.

1-й год обучения 72 часа в год.

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы),

  • уроки-тренинги,

  • групповые исследования,

  • игры-исследования,

  • творческие проекты.

Режим занятий.

1-й год обучения - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность каждого занятия 40 минут.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты :

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

-  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

Формы подведения итогов реализации ДОП:

Обучающиеся защищают творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам. В ходе реализации программы ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:


Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:

Графа «Название работы»

Напиши название своего проекта (исследования)

Графа «Техника исполнения»

Какую форму исполнения проекта ты выбрал?

Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

Графа «Самостоятельность»

Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?

На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.

Графа «Сложность»

Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне,  который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

Графа «Мое настроение»

С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.

Графа «Применение»

Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
































Учебно-тематический план 1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Развитие исследовательских способностей


27

20

7

2

Самостоятельная работа над проектом


38

6

32

3

Оценка успешности проектной деятельности


5

1

4


Итого

70

27

43































Содержание программы 1 года обучения

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

 

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

 

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.











Календарный учебный график 1 года обучения



п/п

Дата

Тема занятий

Количество часов

Место проведения



Развитие исследовательских способностей


27(20,7)


1

15.09

Вводное занятие .Инструктаж по технике безопасности.

1

Каб 102

2

16.09

Круг интересов. Хобби.

1

Каб 102

3

22.09

Выбор темы твоего проекта

1

Каб 102

4

23.09

Гипотеза. Решение задач.

1

Каб 102

5-

6

29.09

30.09

Цель проекта .

Задачи проекта

1

1

Каб 102

7-

8

6.10

7.10

Требование к паспорту проекта.

Составление паспорта проекта

1

1

Каб 102

9-10

13.10

14.10

Требования к составлению анкет для проекта Анкетирование.

1

1

Каб 102

11

20.10

Составление памяток по теме проекта

1

Каб 102

12-14

21.10

27.10

28.10

Постер.

Создание мини - постера


1

1

1

Каб 102

15-17

3.11

10.11

11.11

Изучение и освоение программы МРР.

Вставка фотографий, рисунков.

Вставка фигур, диаграмм.

1

1

1

Каб 102

18-19


Программа МРР.

Анимация. Настройка анимации.

2

Каб 102

20-21


Программа МРР. Дизайн.


2

Каб 102

22-23


Фотография на слайдах. Работа с фотографиями.

2

Каб 102

24-25


Требования к компьютерной презентации.


2

Каб 102

26-27


Закрепление умений и навыков в работе с программой МРР.

2

Каб 102



Самостоятельная работа над проектом


38(6,32)


28-31


Сбор информации для проекта

4

Каб 102

32-34


Интервью

3

Каб 102

35-37


Анкетирование.

3

Каб 102

38-40


Обработка информации.

3

Каб 102

41-43


Мини-сообщение

3

Каб 102

44-49


Изучение и освоение возможностей программы МРР.

6

Каб 102

50-51


Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

2

Каб 102

52-53


Совмещение текста выступления с показом презентации

2

Каб 102

54-55


Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

2

Каб 102

56-58


Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

3

Каб 102

59


Изготовление визитки.

1

Каб 102

60-63


Создание продукта проекта.

4

Каб 102

64-65


Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

2

Каб 102



Оценка успешности проектной деятельности

5( 1,4)


66


Тестирование. Самоанализ.

1

Каб 102

67-70


Защита проектов .

Твои впечатления от работы над проектом.

4

Каб 102























  1. Методическое обеспечение программы.


Печатные пособия :

  1. Программа Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» М.: Издат. .РОСТ 2013

  2. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.         

4.. Зиновьева Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е. Е., 2010, - 5с.

5. .   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

Видео и аудиоматериалы :

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC


Цифровые ресурсы: 

1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Компьютер

4. Мультимедийный проектор.

5. Интерактивная доска.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!